Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Задание 2. Покажите разницу в методологическом субтексте при использовании разных методов обучения. Тема урока – «Причастие как особая форма глагола».






    1.

    Учитель: Сегодня мы будем изучать своеобразную часть речи. Но сначала поработаем с текстом. Прочитайте текст и найдите в нем однокоренные слова. Сделайте их морфологический разбор.

    КАЛИНА

    Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные, но в рот не просятся – слишком горьки. Вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость. В большом почете у людей калина с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка” (по А. Удовицкому, Ю. Лаптеву, Ю. Тринклеру).

    Учащиеся:

    1 ученик: Краснеет (что делает?). Глагол настоящего времени, несовершенный вид, невозвратный, сказуемое.

    2 ученик: Красные (какие?). Имя прилагательное, качественное, множествен. число, именительн. падеж, определение.

    3 ученик: Краснеющими. Имя прилагательное, качественное, множествен. число, именительн. падеж, определение.

    Учитель: Неплохо. Подумайте, какова разница между этими прилагательными?

    Ученики: ‑ Красный всегда красный. ‑ Это постоянный признак предмета. – А краснеющий обозначает, что ягода только начинает краснеть.

    Учитель: Хорошо, замените слово краснеющий словосочетанием, близким по значению. Ученики: Который краснеет.

    Учитель: Признак какой части речи налицо?

    Ученики: Глагола.

    Учитель: Как вы думаете, от какого слова образовано краснеющий?

    Ученик. Краснеть.

    Учитель: Точнее, от краснеет, от глагола настоящего времени. Иными словами, это особая форма глагола. Скажите, а в чем ее особенность?

    Ученики: Она похожа и на прилагательное, и на глагол.

    Учитель: Верно. Назовите признаки прилагательного.

    Ученики: ‑ Как прилагательное отвечает на вопрос какой? – Изменяется по родам, числам и падежам. – В предложении является определением.

    Учитель.: Назовите признаки глагола. Сравните: краснеющий и красневший, покраснеть → покрасневший.

    Ученики: ‑ У них есть настоящее (краснеющий) и прошедшее (красневший) время.

    Учитель: А вид можно определить? От какого глагола образуется слово краснеющий? Какого вида?

    Ученики: Краснеть. Несовершенного вида.

    Учитель: А покрасневший?

    Ученик: Покраснеть. Что сделать? Совершенного.

    Учитель: Слова краснеющий, красневший. покрасневший ‑ это причастия. А теперь сделайте вывод: что представляет собой эта особая форма глагола.

    Ученики: ‑ Причастие ‑ это особая форма глагола, средняя между глаголом и прилагательным. – Как прилагательное, оно изменяется по родам, числам и падежам. – И в предложении является определением. – А как глагол имеет совершенный или несовершенный вид и время, прошедшее или настоящее.

    Учитель: Молодцы! Вы назвали основные признаки причастия. А теперь сопоставим ваши выводы с определением в учебнике. О чем вы не сказали?

    2.

    Учитель. Сегодня мы начинаем изучение новой части речи – причастия. Запишите тему урока. Сейчас я вам буду рассказывать о причастии, а вы будете составлять план. Начали.

    1. Причастие — особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

    2. Посмотрите на доску. Здесь записано несколько предложений с выделенными причастиями.

    1) Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст, и важна должна быть причина, его к тому побудившая.

    2) Трава давно не кошена.

    ‑ Прочитайте первое предложение. – (Ученик читает). – Назовите причастия. Какими членами предложения они являются? – Определениями. – Прочитайте второе предложение. Какова синтаксическая роль причастия? – Сказуемое. – Так. Синтаксическую функцию мы определили.

    3. А теперь поговорим о морфологических признаках. Причастие совмещает

    морфологические признаки глагола и прилагательного.

    Посмотрите на таблицу.

    ПРИЧАСТИЕ

    Признаки глагола:

    вид:

    решившийся — решиться, побудившая — побудить (сов.в.),

    засыпающего — засыпать, волнуемый — волновать (несов.в.);

    переходность:

    поющий (кого? что?) песню — бегущий, летящий;

    возвратност ь:

    поднимавший груз (невозвр.) — поднимавшийся по лестнице (возвр.);

    залог:

    атакующий противника (действительный) — атакуемый противником (страдательный),

    время:

    сидящий (наст. вр.) — сидевший (прош. вр.),

    ведомый (наст.вр.) — приведённый (прош.вр.).

    ВНИМАНИЕ!

    Причастия не имеют формы будущего времени!

    Признаки прилагательного:

    общее значение ( признак предмета):

    какой? синий дом — синеющий простор,

    какая? плакучая ива — плачущая девчушка,

    какое? весомое замечание — висевшее ружьё;

    род (изменяются по родам):

    слушающий — слушающая — слушающее,

    прочитанный — прочитанная — прочитанное;

    число (изменяются по числам):

    несущий — несущие, спрягаемый — спрягаемые,

    спавший — спавшие, прочитанный — прочитанные;

    падеж (изменяются по падежам):

    сказавший — сказавшего — сказавшему — сказавшим — сказавшем,

    бегущий — бегущего — бегущему — бегущим — бегущем;

    склонение (склоняются по тем же моделям):

    вечерн-ий — вечереющ-ий, вечерн-его — вечереющ-его, вечерн-ему — вечереющ-ему,

    зелен-ый — гоним-ый, зелен-ого — гоним-ого, зелен-ым — гоним-ым, зелён-ом — гоним-ом;

    синтаксическая функция (являются определениями и именной частью сказуемого):

    наличие полной и краткой формы: сильный — силен, указанный — указан.

    ‑ Назовите признаки глагола. – (Ученики читают фрагмент таблицы).

    ‑ Назовите признаки прилагательного. ‑ (Ученики читают фрагмент таблицы).

    ‑ А теперь прочитайте ваш план.

    Ученики:

    План

    1. Причастие – особая форма глагола. Значение.

    2. Роль в предложении.

    3. Морфологические признаки глагола и прилагательного.

    План

    1. Причастие – особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.

    2. Бывает определением и сказуемым.

    3. Признаки глагола: переходность, возвратность, вид, залог.

    4. Признаки прилагательного: обозначает признак, изменяется по родам, числам и падежам.

    Учител ь: Второй план лучше. Расскажите о причастии, опираясь на план.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.