Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2 5 страница






 

Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда.

 

По существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения. Фрикционная безработица считается неизбежной, так как обусловлена естественным ходом жизни.

 

Надо иметь в виду определенную разницу между структурной и фрикционной безработицей. Так, ”фрикционные” безработные имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться, тогда как “структурные” безработные нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении.

 

Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная - возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы - есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.

 

Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная.

 

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

 

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

 

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

 

Еще один из видов безработицы - застойная безработица.

 

Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

 

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

 

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

 

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого с 1992 года обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

 

Причины возникновения безработицы

 

К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

 

а). Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.

 

Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

 

б). Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)

 

В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.

 

в). Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

 

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.

 

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п

 

Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

 

Последствия безработицы

 

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2, 5 процентов от потенциального ВНП.

 

Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.

 

Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

 

1.4. Безработица в России

 

Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна.

 

К концу 1997 года усилилась дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Так, в 22 регионах отмечалось наиболее благоприятное положение на рынке труда, где уровень регистрируемой безработицы был ниже среднероссийского показателя и колебался от 0, 7 до 2, 5% (например: Москва, Смоленская, Липецкая, Оренбургская область, Краснодарский край)

 

Стабильное положение сохранялось в 20 регионах России, где уровень безработицы находился в пределах 2, 5-3, 5% (Тюменская, Рязанская, Воронежская, Челябинская и другие области).

 

В 33 регионах уровень регистрируемой безработицы значительно превысил среднероссийский уровень, составляя от 3, 6 до 6, 7% (Хабаровский край, Читинская, Пензенская, Костромская, Курганская и другие области).

 

В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, где уровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил среднероссийский показатель, составляя от 7, 3 до 22, 8%. Указанные территории отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда (республика Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Ивановская, Владимирская, Псковская, Ярославская и другие области).

 

Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а с также с наличием тех отраслей промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).

 

Уровень безработицы в России достиг к концу января 1999 года рекордно высокой отметки, составив 12, 4 процента от численности экономически активного населения (в декабре прошлого года - 11, 8 процентов). Как сообщили в Госкомстате, в январе 1999 года общая численность безработных в России 8, 956 млн. человек, половина из которых женщины. Но специалисты считают, что безработица у нас, в основном, скрытая и реальный масштаб превышает официальные показатели во много раз.

 

Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрами скрывается тот факт, что ее издержки распределяются неодинаково. Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.

 

Проблемы занятости населения

 

В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

 

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

 

Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:

 

а) Рынок труда молодежи.

 

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

 

Рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.

 

б) Рынок труда женщин.

 

Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.

 

Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников, сельхозпроизводителей и др.

 

Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.

 

Под гибкими формами занятости понимаются:

 

Занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.

 

Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации Вопрос 2

В общем виде понятие «информация» может быть истолковано как некоторая совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных процессах, событиях, явлениях, фактах и их взаимосвязи.

 

Любая маркетинговая деятельность основывается на анализе ситуации, которая складывается на конкретных рынках. Информационно-аналитическую базу как для долгосрочной стратегической программы маркетинга, так и для системы гибкого оперативного управления действиями и коррекции принятых решений в соответствии с изменениями ситуации создает маркетинговое исследование.

 

Для того, чтобы предприятие могло оперативно приспособиться к изменяющейся рыночной ситуации, необходимо проводить маркетинговые исследования для выявления изменений и тенденций развития рынка, проверки своих предположений и анализа складывающейся ситуации. Создание проекта маркетинговых исследований начинается с определения потребности в информации, типов требуемой информации, источников и методов ее получения.

 

Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения и другие данные, характеризующие рыночные процессы и явления, необходимые для обеспечения аналитических и прогнозных потрбеностей маркетинга. Сбор информации в маркетинговом исследовании – сбор первичных маркетинговых данных с помощью опроса, наблюдения, эксперимента, имитационного моделирования, а также сбор вторичной маркетинговой информации с помощью анализа документов. Классификация маркетинговой информации необходима для подчинения различных аспектов получаемой информации целям маркетингового исследования и требованиям максимальной точности и корректности добываемых данных. Отсутствие необходимой маркетинговой информации, использование неточных или неактуальных данных часто являются причиной серьезных просчетов в принятии управленческих решений. Цель использования информации – уменьшение неопределенности в процессе принятия маркетинговых решений.

 

В настоящее время основными источниками информации выступают:

 

Ø информация о рынке товаров и услуг (объекты наблюдения – потребители, товары, маркетинговые посредники, конкуренты, поставщики);

 

Ø информация внутрифирменной среды (дирекция или высшее руководство, финансовая служба, бухгалтерия, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство, служба сбыта).

 

Рассмотрим основные признаки классификации маркетинговой информации:

 

ü в соответствии с периодом времени, к которому относятся получаемые сведения и данные: историческая, текущая и прогнозная информация. Историческая – формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде. Текущая отражает оперативное состояние бизнеса. Прогнозная представляет результат вероятностной оценки позиций предприятия в обозримой перспективе.

 

ü в соответствии с отношением к этапам принятия маркетинговых решений: констатирующая, поясняющая, плановая, информация, использованная при контроле или ревизии маркетинга. Констатирующая информация содержит данные о состоянии объектов маркетингового воздействия. Поясняющая информация дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обуславливающих те или иные изменения в системе маркетинга. Плановая – применяется в ходе разработки и принятия решения о целях, стратегии и программах маркетинга. Информация, используемая при контроле маркетинга, охватывает аспекты, связанные с контролем текущей деятельности предприятия (анализ возможностей сбыта, доли рынка, оценка исполнения бюджета маркетинга и др.), а также ревизией маркетинговой стратегии.

 

ü по возможностям числовой оценки полученных данных количественная и качественная информация. Количественная позволяет выразить в числовых величинах сведения о состоянии исследуемых рыночных объектов: емкость рынка, доля рынка, степень влияния доходов различных групп потребителей на спрос, индекс цен и т.д. Качественная информация позволяет описать состояние исследуемых объектов в качественных характеристиках: состав потребителей по полу возрасту, социальному положению и месту жительства, характер потребительского поведения и т.д.

 

ü по периодичности возникновения и получения маркетинговых данных постоянная, переменная и эпизодическая информация. Постоянная отражает стабильные и длительное время не меняющиеся факторы рыночной среды. Переменная информация показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования как маркетинговой системы в целом, так и ее отдельных элементов. Эпизодическая информация формируется по мере надобности, например, если понадобятся дополнительные сведения о конкурентах.

Билет 12 Вопрос 1

 

 

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

 

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение. Обесценение

денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

 

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания»: если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

 

Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

 

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфляции.

 

Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год. В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

 

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

 

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3, 8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

 

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

 

Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

 

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

 

Инфляцию спроса

Инфляцию издержек

Структурную и институциональную инфляцию

 

Прочие виды инфляции:

 

Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

Неожидаемая

Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов

Вопрос 2

Понятие товара

 

Понятие «товар» многоаспектное. Оно включает в себя:

 

функциональное назначение;

эстетику самого товара и его упаковки;

безопасность в употреблении, безвредность.

 

Совершенен лишь тот товар, которому свойственны все признаки и показатели высокого качества.

 

Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

 

Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.

 

Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.

 

Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) — это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.

 

Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).

 

Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.

 

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке.

 

Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

 

В узком смысле под товаром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

 

Товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

Виды товаров

 

Все товары можно подразделить на две большие группы:

 

материально-вещественные (физические товары);

невещественные (неосязаемые) — различные услуги, консультации.

 

Виды товаров схематично показаны на рис. 3.1.

 

Товары в невещественной (нематериальной, неосязаемой) форме достаточно разнообразны и очень специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.