Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2 2 страница






 

Производство товаров не может нормально развиваться в рамках общей совместной собственности, которая затрудняет хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную предпринимательскую деятельность. Оно полностью парализуется, когда государство становится единственным собственником средств и результатов производства.

 

В зависимости от степени развития отношений собственности и организационно-экономических отношений образуются два вида товарного производства. Во-первых, исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. В этом случае из-за сравнительно низкой выработки работников сфера товарного производства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует с натуральным хозяйством, занимающим главные позиции в экономике. Во-вторых, при капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли и продажи становится и рабочая сила людей. Развитое товарное производство быстро прогрессировало в условиях классического капитализма в рамках частнокапиталистического присвоения.

Вопрос 2

Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.

Макросреда включает следующие основные элементы:

 

1) демографическая среда;

2) экономическая среда;

3) технико-экологическая среда;

4) природная среда;

5) политическая среда;

6) культурная среда.

 

1.Демографическая среда. Основные ее характеристики. Численность и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей. В этой среде прослеживаются следующие важные тенденции:

 

- Мировой демографический взрыв. Это рост народонаселения " взрывными" темпами. При современных темпах роста к 2010 г. население мира составит 10 млрд. человек. Демографический взрыв вызывает беспокойство, поскольку ресурсов планеты может не хватить для поддержания высокого уровня жизни. Население растет высокими темпами в наименее развитых странах. Рост населения вызывает рост человеческих потребностей и рынков.

 

- Снижение рождаемости в развитых странах и России. Эта тенденция может рассматриваться как угроза для одних сфер деятельности и как преимущество для других сфер. Она ограничивает перспективы некоторых предприятий, например, изготовляющих детские игрушки, одежду, мебель и продукты детского питания.

Одновременно образовательные организации, индустрия развлечений получают от этого выгоды, так как у молодых пар становится больше свободного времени.

 

- Старение населения развитых стран и России. Сокращение рождаемости в современных развитых странах и России вызывает рост среднего возраста жителей. Численность возрастных групп населения меняется различными темпами, поэтому емкость отдельных сегментов рынка товаров и услуг тоже меняется по-разному.

 

- Миграция населения. В 1990-х годах резко возросла миграция населения в России. В страну прибыло много переселенцев из других республик бывшего Советского Союза. Несколько увеличилась численность сельского населения. Возросла ежегодная миграция населения внутри страны, ее уровень достиг 50% от уровня миграции в странах Европы. Миграция усиливает изменчивость потребительского рынка.

 

- Повышение образовательного уровня и рост числа служащих. Рост числа образованных людей повышает спрос на высококачественные товары, книги, журналы, туристические поездки. Рост занятости в сфере услуг и сокращение числа работающих в отраслях производства товаров повлекли за собой увеличение численности служащих.

 

2. Экономическая среда. Это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы. Реакцией на текущую экономическую конъюнктуру стал осторожный подход к совершению покупок. Чтобы сэкономить деньги, многие люди предпочитают покупать более дешевые товары. Некоторые потребители откладывают покупку товаров длительного пользования, другие - наоборот, ускоряют ее из-за опасений, что в следующем году цены поднимутся. Произошло перераспределение затрат - увеличение расходов на продукты питания и одежду и соответствующее сокращение затрат по другим товарным категориям. Имеют место географические различия в структуре распределения доходов. В Москве, например, уровень доходов населения значительно выше, чем в Туле или Орле.

3. Технико-экологическая среда. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже три столетия. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. Любое научно-техническое новшество может вызвать серьезные долговременные последствия. Руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.

 

- Ускорение научно-технического прогресса. Современная техника - это комплексы автоматических машин под управлением компьютеров. Ей на смену приходят роботы и робототехнические комплексы с искусственным интеллектом. Примерно 90% всех, когда-либо живших на Земле ученых - наши современники. Новые персональные компьютеры и другие товары создаются с помощью современных роботизированных систем, основанных на использовании компьютеров. Научно-техническая мысль и современная техника постоянно совершенствуются, что открывает безграничные возможности.

 

- Рост ассигнований на исследования и разработки. В настоящее время в наиболее раз-витых странах их величина составляет не менее 2-2, 5% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров и услуг, а иногда и много больше, тогда как 15-20 лет назад такие затраты не превышали 5-10%.

 

- Распространение стратегии мелких улучшений. Это внедрение небольших усовершенствований в уже выпускаемые товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие предприятия занимаются мелкими усовершенствованиями производимых товаров. Они также покупают лицензии и практически копируют товары конкурентов.

 

- Ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров. Государственные органы надзора изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ожесточаются требования к безопасности товаров в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.

4. Природная среда. В 1960-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу загрязнения окружающей природной среды. Законодатели стали выдвигать различные меры по ее охране. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку.

 

- Дефицит некоторых видов ресурсов и сырья. Вода и воздух могут показаться неисчер-паемыми видами природных ресурсов, но существует серьезная угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены.

Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истоще-нием невозобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).

 

- Рост загрязнения природной среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В качестве альтернативы негативным тенденциям развития создается рынок средств по борьбе с загрязнением окружающей среды.

 

- Вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Предпринимательская деятельность находится под контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения проблем обеспечения экономики материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.

5. Политическая среда. Это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий. В России быстро растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их основой является Конституция РФ и Гражданский кодекс. Важная причина государственного регулирования - необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Руководители предприятий должны хорошо знать федеральные и местные законы, под действие которых подпадает маркетинговая деятельность в том или ином регионе.

6. Культурная среда. Это основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться особенности культурного уклада стран - приверженность насе-ления основным культурным ценностям и наличие субкультур в рамках единой культуры.

 

- Приверженность основным культурным ценностям. Для основных взглядов и духовных ценностей характерна высокая степень устойчивости. Например, большинство европейцев верят в необходимость работать, вступать в брак, быть честными. Эти верования формируют специфические отношения и поведение и влияют на их конкретные проявления в повседневной жизни. Традиционные взгляды и духовные ценности передаются от родителей к детям и подкрепляются деятельностью основных институтов общества - законами, государственной властью, церковью.

 

- Субкультуры в рамках единой культуры. В любом обществе существуют субкультуры - группы людей с общими системами духовных ценностей, возникших в результате общности их жизненного опыта или обстоятельств. Так, верующие одной религиозной конфессии, жители изолированного региона отличаются сходным поведением. Можно выбрать ту или иную субкультуру в качестве целевого рынка, основываясь на потребностях и характеристиках покупательского поведения. Например, лишь безалкогольные напитки можно предлагать в регионы, населенные последовательными приверженцами ислама, который запрещает употребление спиртного.

Билет 4 Вопрос 1

Рынок представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу производства и реализации необходимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм напрямую связан с денежным обращением. Исходя из известной формулы обмена Фишера MV = PQ можно сделать вывод, что движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков.

 

С другой стороны, рынок – это то место, где продавцы и покупатели обсуждают свои условия и заключают торговый договор, выраженный в том, что субъект за определенную сумму денег приобретает в собственность те или иные блага.

 

Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации и предприятия), а также государство, которое ко всему прочему выступает в экономике как высший орган контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.

 

Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги – это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.

 

Таким образом, вся рыночная система построена на демократичном способе ведения торговых дел. В российской экономике первоначально существовала командно-административная система, которая характеризовалась автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.

 

В целом можно назвать несколько причин, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.

 

1. Разделение труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предприниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей. Иными словами, специализироваться стоит на том типе производства, которое в конечном итоге будет способствовать получению максимальной прибыли при минимальных или незначительных затратах.

 

2. Экономическая автономия субъектов хозяйствования.Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Кроме того, задачей производителя и является решение вопроса: «что, как, для кого производить и в каком количестве?» Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.

 

3. Свободный обмен ресурсамиподразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

Вопрос 2

Комплекс маркетинга играет важную роль в управлении маркетингом. Маркетолог управляет положением предприятия на рынке и спросом посредством изменения уровней параметров комплекса маркетинга. Комплекс состоит из параметров, регулируемых на уровне маркетинга предприятия.

 

Предложено все многочисленные параметры комплекса маркетинга разделить по четырем классам, элементам – Product, Place, Promotion, Price, или в переводе – Продукт, Место (сбыт), Продвижение, Цена

Особенности Качество Объем производства Упаковка Принадлежности Ассортимент Инструкции Товарный знак Установка Обслуживание Каналы сбыта Места продажи Виды посредников Типы сбыта Типы и размещение складов Способы транспортировки и хранения Управление транспортировкой и хранением Реклама: тип объем канал распределения частота и время выхода Персональные продажи: методы мотивация Стимулирование сбыта Гибкость Динамика Общий уровень (высокий, средний, низкий) Уровни по территории Ценовая политика Скидки

 

Концепция маркетинга – удовлетворять потребности потребителей – требует от предприятия производить и предлагать на рынке, то что необходимо потребителям. Следуя концепции маркетинга, предприятие для достижения собственных рыночных целей стремится повлиять на решение потребителей о покупке, но может это сделать, предлагая потребителю действительно нужный ему продукт. Следовательно, продукт представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга. Работа с продуктом - важнейший инструмент маркетинга и конкурентной борьбы.

 

Другие элементы комплекса маркетинга – распределение, цена, продвижение, место – являются производными от продукта и основываются на особенностях продукта.

 

Одним из широко распространенных методов совместного анализа микросреды и внутренней среды предприятия является SWOT – анализ. Термин «SWOT» - это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) на рынке. В анализ SWOT входят: изучение тенденций показателей развития фирмы, анализ ресурсов, анализ возможностей использования преимуществ и недостатков фирмы, определение целей и задач фирмы, исследование внешней среды для выявления ее возможностей и угроз.

 

Цель SWOT – анализа состоит в определении и изучении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка. Знание сильных сторон позволит эффективнее использовать возможности рынка и избегать его угроз, понимание слабых сторон, позволит вовремя выстроить их защиту, а также спланировать деятельность по их минимизации.

 

Сильные и слабые стороны предприятия

 

Сильные и слабые стороны предприятия могут быть определены и проанализированы путем изучения тенденций изменения показателей хозяйственной деятельности предприятия, оценки его ресурсов и возможностей развития. Показатели производства прошлых лет обычно измеряются в финансовом выражении, в размерах продаж и прибыли. Прибыль используется в какой-то мере в качестве прогнозной величины, например, годовой прирост прибыли является признаком имеющихся преимуществ, в то время как постепенный спад прибыли указывает на наличие у предприятия проблем.

 

Текущие ресурсы и перспективы развития ресурсного обеспечения также способствуют определению преимуществ и недостатков предприятия. Под ресурсами и ключевыми способностями подразумеваются самые разные показатели: особые отличия предприятия от конкурентов в области разработки товаров и обслуживания, уникальные ноу-хау или любые другие преимущества, которые могут быть засчитаны в качестве положительных моментов. Недостаток специальных ресурсов или способностей, особенно по сравнению с конкурентами, должен считаться слабой стороной предприятия.

 

В то же время не каждое преимущество и не каждый недостаток имеют для предприятия стратегическое значение. Например, предприятие-производитель может располагаться вдали от своих основных рынков (слабая сторона), но этот недостаток может быть и не очень важным, если предприятие имеет эффективную систему распределения (сильная сторона). Все преимущества и недостатки должны быть оценены для определения их общей важности для предприятия.

 

 

Постановка целей и разработка задач предприятия

 

Для выделения критериев сильных и слабых сторон предприятия необходимо понимать, каковы цели и задачи предприятия в рыночной среде. Цель предприятия представляет собой общее обоснование его существования. В описании целей должны быть даны ответы на следующие вопросы: чем предприятие занимается, кто его потребители, что представляет важность для потребителя, чем предприятие будет заниматься в будущем?

 

Во-первых, описание целей должно быть сконцентрировано на рынке, а не на самом предприятии и его продукте. Во-вторых, оно должно быть сравнительно коротким, акцентировать внимание на ограниченном числе задач и определять реальные пути развития. Описание основной политики предприятия не должно превратиться в специальный документ, предназначенный для установления отношений с общественностью с целью создания положительного имиджа предприятия, вместо определения отношения предприятия к своим рынкам.

 

Следующим шагом описания целей должно быть установление основных рамок конкуренции, в которых предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Описание целей должно быть прогрессивным с точки зрения рынка, персонала компании и держателей ее акций.

 

 

При четко сформулированной цели предприятия гораздо легче определять возможности и угрозы рынка, так как описание цели служит линзой, сквозь которую можно рассматривать внешнюю среду.

 

Более конкретное направление указывается в описании задач фирмы, так как задачи представляют собой конкретные, количественные результаты, которых фирма желает добиться за определенный промежуток времени. Большинство предприятий, даже благотворительные организации, разрабатывают финансовые задачи, имеющие денежное и экономическое выражение.

 

Указание на получение определенного дохода или прибыли, как уже отмечалось, не подходит для выражения цели существования предприятия (обычно цель — это удовлетворение потребностей покупателей, а уже ее достижение приведет к данному доходу или прибыли), но вполне приемлемо в качестве задачи.

 

Для облегчения диагностики внутренней среды предприятия можно использовать методику замеряемых показателей сильных и слабых сторон как ключевых точек бизнес-процесс

Билет 5 вопрос 1

 

Что же представляет собой рынок, его функции, его противоречия:

 

Одна из характеристик товарного хозяйства - это рынок (в узком и широком смысле слова – см. выше определение).

 

Существуют различные виды рынка:

 

- В зависимости от объекта - рынок средств производства, финансовый рынок, рынок земли, рынок имущественных прав;

 

- В зависимости от степени легальности товарного хозяйства - белый, чёрный и т.д. (все возможные другие цвета);

 

- С точки зрения механизма регулирования - регулируемый (государство выступает главным регулятором и направляет развитие рынка) и не регулируемый (действует по своим законам без вмешательства государства, например, законом спроса и предложения).

 

- По согласованности сегментов - существует сбалансированный (различные виды которого развиваются в относительно равном темпе) и не сбалансированный рынок (равные темпы в развитии отдельных видов отсутствуют, например, финансовый рынок развивается за счёт средств производства, когда все средства производства уплачены).

 

- В зависимости от масштабов - мировой, национальный, региональный, сейчас формируется внутрикорпорационный (но он ограничивается границами данной корпорации)

 

Функции рынка:

 

1. Интеграционно-коммуникативная функция рынка- рынок связывает в единую систему наиболее активных субъектов - производителей, потребителей, государство, которые зависят от него. Он формирует некое хозяйственное братство, каждый из субъектов которого преследует свои цели;

 

2. Конкурентосозидающая функция- рынок выступает как арена для экономических соревнований, которое должно идти по правилам, при наличии судейского корпуса. Каждый здесь отстаивает свой интерес, но все субъекты объединены некой общей целью;

 

3. Стимулирующая функция- рынок «сталкивает» каждого конкретного субъекта, прежде всего товаропроизводителей друг с другом, чтобы их деятельность была направлена на производство продукции при меньших затратах, оно было устойчивым, производители внедряли новые технологии, модернизировали своё производство. Рынок стимулирует товаропроизводителя выпускать ту продукцию, которая необходима обществу. Рынок стимулирует научно-технический прогресс, но не всё так однозначно - инновация, с одной стороны, это хорошо, но с другой - новая технология это новые затраты. Поэтому производителю необходимо иметь гарантию, что новая технология окупит себя;

 

4. Дифференциальная (дифференцирующая) функция - рынок дифференцирует всех субъектов в зависимости от эффективности их деятельности. Чем лучше субъект работает, тем выше его статус на рынке. Кто-то может вообще оказаться за пределами рынка, например, потерять статус товаропроизводителя и стать наёмным работником. А доход наёмного работника вторичен, поскольку он получает его от товаропроизводителя, который в свою очередь зарабатывает его на рынке. Кто-то на рынке растёт, кто-то падает, происходит имущественная поляризация;

 

5. Распределительная –рынок распределяет произведённые ресурсы и товары внутри общества согласно потребностям его субъектов. Распределение осуществляется под воздействием динамики спроса и предложения – если, например, где-то увеличивается спрос, то ресурсы направляются туда и наоборот;

 

6. Социально-профилактическая (терапевтическая)- лечение заболеваний хозяйствующих субъектов, хозяйствующего эгоцентризма, когда каждый выходит на рынок, чтобы самому обогатиться и нанести вред конкуренту, выдавить его. К этому стремятся все в результате получается, что экономика в среднем функционирует нормально. Субъект бы рад получить сверх доход, но конкуренция мешает ему это сделать. Если только это не монополия, которая разрушает рынок и конкуренцию. Необходимо бороться с ней и переходить к свободной конкуренции. Рынок должен убрать монополию, чтобы субъекты могли выжить.

 

Рынок стирает острые концы, и каждый субъект становиться социально безопасным, хотя приходит на рынок озлобленным.

 

7. Мониторинговая функция- рынок представляет из себя огромный дисплей, на котором можно прочитать всю информацию о состоянии экономики. Если это уметь делать, можно понять, как действовать в экономической с Существует несколько определений понятия «спрос». Рассмотрим несколько из них:

 

Спрос (demand)– это потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами.2

 

Спросможно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного времени.3

 

Также при изучении данной темы необходимо четко представлять различие между понятием «спрос» и «величина спроса».

 

Величина спроса – количество конкретного товара или услуги, которое покупатель (или покупатели) желает купить по определенной цене в течение определенного периода.4

 

Разница между этими явлениями такова: спрос представляет собой совокупностьвеличин спроса. Наряду с понятием «величина спроса» также нужно определить что же такое цена спроса:

 

Цена спроса – предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар.5

 

Закон спросавыражает обратную зависимость между величиной спроса и ценой товара.

 

Также можно определить основное свойство закона спроса: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса на продукцию, и напротив, повышение цены – к соответствующему уменьшению величины спроса. Настоящий закон объясняется также эффектами дохода и замещения, сводящимися к тому, что у потребителей возникает заинтересованность и способность приобретать большее количество продукции по низким ценам и замещать ими более дорогие виды.6

 

При помощи изучения спроса можно также изучить перспективные доходы и расходы производителей товаров и услуг, составить планы перспективного развития. Именно это способствует развитию новых организаций (предприятий), а также их созданию – т.к. предприниматель, либо собственник может, проанализировав спрос, определить целесообразность дальнейших действий, возможность возвращение издержек производства, получения прибыли. Также, для оформления предпринимательской деятельности необходимо составление бизнес-плана, разработка которого также основывается на изучении спроса на определенный вид товаров, работ, услуг.

 

На кривой спроса наглядно можно рассмотреть зависимость величины спроса от цены товара, т.е. собственно обратную зависимость между величиной спроса и ценой товара (рис.1). Кривая спроса представляет собой убывающую функцию.

 

При изменении цены на данный товар при прочих равных условиях происходит изменение величины спроса — скольжение из точки А в точку В по кривой спроса (рис.1).

 

Под влиянием неценовых факторов (которые и можно отнести к «прочим равным условиям») изменяется сам спрос (происходит сдвиг кривой спроса).

 

Существуют следующие неценовые факторы спроса:

 

число покупателей – увеличение количества изучающих дисциплину, ведет к увеличению спроса на методические указания по изучаемым дисциплинам;

 

потребительские вкусы (изменяются под влиянием рекламы, моды и т.д.) – при определенном воздействии рекламы в сознании потребителей формируется определенное понятие о необходимости приобретения того или иного товара. Привлекать потребителей можно путем формирования интереса к продукции, в связи с тем, что на рынке появляется множество товаров и услуг нового поколения, и спрос на них необходимо формировать и создавать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.