Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип доступности и посильности обучения






Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы приве-


 

 

сти сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Младшие школьники (7—10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. Первая форма анализа характерна для учащихся первых-вторых классов, вторая — для детей третьих-четвертых классов. Дети первого-третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нарисовать группы предметов (натюрморт).

Или другой пример. Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.

В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.

В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах.

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей первого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шестиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения.


 

 

 

75. Рисунок пятиклассника до изучения натуры.


76. Рисунок пятиклассника после изучения натуры.

Рассматривая изобразительное искусство в школе как общеобразовательный предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений. А представления, как указывает психолог Б. М. Теплов, развиваются только в процессе определенной деятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.

В своих исследованиях психолог Е. И. Игнатьев приводит наглядный пример формирования представлений у детей разных классов в период работы над иллюстрацией к басне И. А. Крылова " Ворона и Лисица". Раскрывая характер изменения изображения до изучения объектов изображения и после изучения, например, в пятом классе (рис. 75, 76), автор указывает и те методы преподавания, которые дают наилучшие результаты '. Исходя из этих данных, учитель легче определяет объем знаний и навыков для каждого класса, а следовательно, вырабатывает и правильную методику работы с детьми определенного возраста.

Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ребенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

Например, в начальных классах на уроках декоративного рисования дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в

' См.: Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

6—3312

 


 

 

I

свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной доске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу самостоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.

Некоторые учителя считают, что в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьников развивается пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип доступности и посильности искажается.

Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Заканчивая перечень принципов обучения, подчеркнем, что каждый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Итак, преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.