Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип активности и сознательности обучения






В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию мы этот принцип рассматриваем как один из основных.

Между понятиями " сознательность", " активность", " самостоятельность" есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен.

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу учащихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений (например, Н. А. Рим-ского-Корсакова " Сказка о царе Салтане", " Снегурочка"; П. И. Чайковского " Щелкунчик", " Спящая красавица"; Р. К. Щедрина " Конек-горбунок"); показывают цветные слайды и диапозитивы художественных иллюстраций (И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, В. В. Лебедева и др.). При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств — поэты, музыканты, живописцы — своими средствами решали подобные темы.

На уроках декоративного рисования в экспериментальных школах Б. М. Неменский предлагает предварительно показать детям серию цветных слайдов, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности: узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек, жуков, стрекоз и т. п. (рис. 70, 71). Художник-педагог Н. Н. Лукин (Чувашия) использует на уроках декоративного и тематического рисования живые фрагменты природы — листья и ветки растений; скомпонованные фрагменты природы в виде гербариев, но подобранные в определен-


 

 

 

70. Бабочка.

71. Гусеница.

ной цветовой гамме. Такие художественно скомпонованные гербарии помогают развить у школьников чувство колорита, цветовой гармонии. В начале эти занятия связываются с несложными заданиями по декоративному рисованию (составление узоров, мозаичных работ из цветной бумаги), а затем и при решении тематических картин, рисовании с натуры.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение

 


 

 

только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

В практике мы наблюдаем, что учащиеся плохо усваивают учебный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учителя, а активно включиться в работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы предмета дети внимательно слушали объяснение педагога, рассматривали модель и натуру, но практически закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала значительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи.

Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т. п. Например, ученик приступил к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам догадался, как надо вести построение изображения.

" Что находится рядом с гипсовым кубом? " Ученик смотрит на натуру, видит рядом проволочную модель куба и правильно отвечает. " Что необходимо понять, прежде чем начать рисовать? " Ученик вспоминает предварительные объяснения учителя и отвечает: " Надо понять строение куба, чтобы правильно наметить основу его формы, представить, как располагаются все поверхности куба в пространстве, а потом изобразить куб " прозрачным", наметить его видимые и невидимые стороны". — " Так. А что необходимо сделать, чтобы изображение получилось правильное, отвечало законам перспективы? " Ученик отвечает: " Надо определить линию горизонта (уровень зрения), точки схода и использовать их при построении. А потом показать объем с помощью светотени".

Таким образом учитель помогает школьнику активно работать, анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение на плоскости.

Другой пример. На уроке дети составляют узор в квадрате. Многие хорошо справились с заданием. Учитель направляет их дальнейшую активную работу. Он дает следующее задание: составить узор для квадратной коробки. Дети начинают самостоятельно работать. При этом они используют домашние зарисовки, составляют целый ряд эскизов, ищут наиболее удачное композиционное и цветовое решение. Работа идет с большим увлечением.


 

 

Одним из средств активизации учащихся является повторный вопрос.Например, педагог объяснил то или иное правило, задал ученикам вопросы, они дали правильные ответы. Педагог разрешил приступить к работе, но в процессе наблюдения за работой заметил ошибки в рисунках; значит, не все усвоили объяснение. Он прерывает работу и задает классу один из прежних вопросов, но ставит его в несколько иной формулировке. Такой видоизмененный вопрос заставит учащихся подумать и проверить себя.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе как в классе, так и дома. Задания на уроках и дома должны быть разнообразными по характеру, по самому типу работы (в соответствии с требованиями программы): то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Развитие у детей способности выполнять самостоятельно то, что они раньше делали только под руководством учителя, является важным показателем успешного обучения. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Чтобы показать значение этих элементов сознательного отношения к работе в процессе обучения, рассмотрим их на примерах.

Ученик рисует с натуры гипсовый орнамент. Выявив общую форму предмета, он начинает сознательно проверять качество изображения. Простейший способ проверить правильность рисунка — сравнить его с натурой, посмотрев на нее прищуренными глазами. Это дает возможность видеть форму более цельно, без деталей. Уже в этом примере мы видим сознательное отношение ученика к процессу изображения. Для выполнения поставленной задачи он прилагает известное старание и тем самым показывает понимание значимости работы.

Передавая объемную форму при помощи линий и светотеневых отношений, ученики ищут наиболее подходящие средства выражения: один может выявлять форму предмета гладким наложением тона, другой передает ее в рисунке штриховкой. Каждый работает самостоятельно и осознанно.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в


 

 

свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, ' отечественная педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает пространного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сделано для всего класса), а только кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы возбудить сообразительность ученика, и затем указывает направление к достижению намеченной цели.

Активный метод работы, напротив, заставляет активно работать преподавателя, а ученика — выполнять его указания. Рассмотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструктивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не приучился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педагог задает ему вопросы, относящиеся к строению предмета, иногда подсказывая ответ. Например, надо рисовать кувшин. Ученик уже наметил рисунок, но допустил грубые ошибки: предмет не стоит на плоскости, нарушены пропорции, не передан характер формы. Педагог стремится помочь ученику самому исправить рисунок. Для этого он встает позади рисующего и говорит, что, где и как надо исправить. Он обращается к ученику с вопросом: " Посмотри, как на твоем рисунке стоит кувшин, — не падает ли он? Опусти вспомогательные прямые линии от горлышка к донышку. Горлышко и донышко должны находиться на одной вертикали, у тебя же донышко сместилось вправо, поэтому кувшин у тебя получился кривой, он плохо стоит... Теперь посмотри на горлышко кувшина. Что больше — высота его или ширина? У тебя высота меньше, а ширина больше, а в натуре это не так. Исправь" — и т. д.

В процессе такого обучения ученик совместно с руководителем анализирует натуру и выправляет рисунок.

Но несмотря на известные положительные моменты в таком методе обучения, все же для постоянной работы он непригоден. В основном надо приучать детей к самостоятельному преодолению трудностей, к собственному верному решению задачи. Я. А. Коменский указывал, что учить нужно таким образом, чтобы ум ученика развивался самостоятельно. Главной задачей учителя он считал пробуждение и укрепление " самодеятельности ученика". Если это не удается, если


 

 

ученик не чувствует любви к науке, то виноват в этом учитель, не сумевший вызвать к жизни " самодеятельность ученика".

По мере приобщения детей к изобразительному искусству значение принципа активности и сознательности должно постоянно возрастать. В особенности за этим надо внимательно следить при работе со старшеклассниками по программе факультативных курсов. Многие учителя школ не всегда на практике соблюдают этот дидактический принцип. Нередко они превращают факультативные занятия в художественную самодеятельность, где учащиеся не ощущают направляющей и руководящей роли педагога. В результате такого подхода кружки быстро распадаются.

Обязанность педагога — внимательно следить за работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддерживая, подбадривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в тот момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Педагог должен уметь не только разъяснить и самому показать на примере образцы выполнения рисунка, но и добиться взаимопонимания и заинтересованности учащихся в преодолении трудностей. Сочетание этих двух моментов представляет собой очень сложный процесс, требующий от учителя опыта, гибкости и творческой инициативы.

Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.