Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет успеваемости школьников






Большое значение в правильной постановке преподавания изобразительного искусства в школе имеют хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Систематический учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевременно выявить слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать им помощь.

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, который необходим для понимания новой задачи. Учитель совершает большую методическую ошибку, если он сам будет каждый раз напоминать классу изученный материал. Перед началом объяснения нового материала педагогу следует поставить перед классом ряд вопросов, относящихся к пройденному, вызвать двух-трех учеников для ответа и таким образом во вводной части урока установить логическую связь предыдущего урока с настоящим, проверив таким образом знания некоторых учеников. Все это поможет ученикам правильно понять новую задачу и успешно ее решить.

Некоторые преподаватели рисования не ведут текущего учета. Школьник закончил классную работу и, естественно, желает знать, как оценит ее учитель. А учитель даже не собрал рисунки для проверки в конце урока. Конечно, в дальнейшем он не может рассчитывать на внимательное отношение учащихся к занятиям. В результате такие учителя жалуются, что дети несерьезно относятся к урокам, не любят рисовать, небрежно выполняют задания.

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любовью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказывает свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Например, в конце октября учитель дал задание по декоративному рисованию в пятом классе: составить эскиз стенгазеты к празднику Великого Октября. Работу начали вместе с педагогом, но закончить ее дети должны были дома, в праздничные дни. После каникул преподаватель снова встретился с детьми и даже не вспомнил о заданной на дом работе. Тема нового задания — рисование с натуры. Урок про-


 

 

ходит плохо. Дети слушают невнимательно, многие начинают открывать свои альбомы и рассматривать выполненные ими эскизы стенгазеты. Ребятам не терпится узнать, как же они справились с работой, у кого лучше получилось. Они с нетерпением ждут, что скажет учитель. А учитель в это время безуспешно старается сосредоточить их внимание на новой теме.

В данном случае преподаватель должен был в начале урока быстро просмотреть законченные дома работы, отметить наиболее удачные из них и сказать, что оценки за эту работу он выставит после уроков, для чего соберет тетради, а сейчас начнет объяснять новую тему. Тогда ребята знали бы, что учитель внимательно следит за их работой, и у них не появилось бы охлаждения к последующим урокам.

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классном журнале. Журнал состоит из двух частей: в первой записываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся (т. е. дается характеристика их работы); во второй части отмечается тема и содержание урока и задание на дом (т. е. характеристика работы учителя). При сопоставлении записей в первой и второй частях журнала легко установить, за что ученик получил данную оценку, а также и то, какую тему он пропустил и, следовательно, не усвоил.

Как вы помните из курса педагогики, существуют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, степень подготовки по рисованию у каждого ученика. Например, к учителю четвертого класса пришли дети из начальной школы, где они три года занимались изобразительным искусством. Но по уровню их навыков сразу видно, что задания по программе четвертого класса им не под силу. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюдательной перспективы, цветоведения, композиции и т. д. Такой предварительный учет даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подготовленности школьников.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения задания и во время изложения материала. Например: педагог объясняет методическую последовательность построения изображения на плоскости. В процессе объяснения он задает вопрос: " Что называется линией горизонта? " Ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учитель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал.


 

 

Другой пример. На занятиях декоративным рисованием преподаватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и решена в цвете, но слаба по технике исполнения. Это естественно: ученик еще не приобрел опыта, и учитель не только демонстрирует данную работу перед классом, но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой " хорошо".

К сожалению, текущий учет не всегда и не во всех школах ведется с должным вниманием. Приходится встречать журналы, где у многих учеников в течение почти целой четверти не проставлено ни одной отметки по рисованию. Только в конце четверти появилась одна или, в лучшем случае, две отметки. Несомненно, что на основании одной или двух отметок нельзя правильно судить об успеваемости ученика.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдельную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, поставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, понизить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и законов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобразительной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования. Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономерностей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиденном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Об общеобразовательном значении рисования мы уже много писали. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятельности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предметам — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товарищей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разборе рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание учащихся на те общие задачи, которые решал весь класс.


 

 

Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, надо иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы учащихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только начинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний является вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последовательности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

Периодический, или четвертной, учет — оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика.

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ ученика — не только учебных, но и внеклассных. К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забывая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенгазету, принимали участие в оформлении школьного помещения к праздникам, сделали большие успехи, занимаясь в изокружке. Для объективно правильной оценки за четверть надо учитывать все это.

Как уже говорилось, педагогическая работа очень сложна и многогранна, она приносит учителю много радостей, но иногда и большие огорчения. Периодический учет знаний и навыков учащихся часто бывает причиной таких горестных переживаний. В такие минуты учитель начинает корить себя и считать себя неспособным к педагогической деятельности. Однако в действительности этот учитель является прекрасным педагогом и все его действия правильны. Приведем пример. Ученик С. искренне полюбил уроки рисования, внимательно слушал учителя и дома упорно совершенствовался в приобретенных в школе знаниях и навыках. В классе же этот ученик особой активности не проявлял, держался очень скромно, своих способностей не раскрывал, и его рисунки учитель всегда оценивал удовлетворительными отметками. Так продолжалось три четверти. В начале четвертой, на конкурсной выставке детских работ, ученик С. был удостоен первой премии и о нем заговорили как об очень талантливом мальчике с большим будущим. Учитель, которому ученик был всем обязан, стал укорять себя за то, что не сумел увидеть таланта своего ученика, и пришел к ложному выводу, будто бы он плохой учитель.


 

 

Подобных переживаний в жизни учителя бывает немало. Это не должно обескураживать начинающего педагога. Даже в период педагогической практики студент может столкнуться с таким явлением. Все это лишний раз доказывает, как важен периодический учет в педагогической работе учителя.

Итоговый учет — это оценка работы школьника за год. Выводя годовую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда годовая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала. Например, в первой четверти ученик имел только плохие отметки, во второй стали появляться посредственные — ученик заинтересовался изобразительным искусством; начиная с третьей четверти он стал делать поразительные успехи, и в последней четверти у него были только пятерки. Без всякого сомнения, этому ученику можно смело ставить пятерку как годовую оценку.

Бывает наоборот. С первых дней ученик показал себя прилежным. Он внимательно слушал объяснения, старательно выполнял рисунки. Преподаватель все полугодие ставил ему пятерки. Во втором полугодии ученик по-прежнему был старателен, но особых успехов не делал. В журнале стали появляться четверки. К концу года учитель окончательно убедился, что у этого школьника нет способностей к рисованию. В таком случае, несмотря на трудолюбие и прилежание, отличная оценка не может быть поставлена, так как она дезориентирует остальных учащихся.

Необоснованное завышение оценок по рисованию недопустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предмету рисования, не менее важному для формирования личности учащегося, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка — это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оцениваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполнены те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффектнее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструктивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив-


 

 

ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех основных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой придерживаются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность детского рисунка '. Такая система может быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки проверяем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, " не разваливается ли форма").

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, какова объемно-пластическая выразительность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

' О критериях оценки и отбора лучших детских работ хорошо сказано в статье Б. П. Юсова " Как создается выставка детского художественного творчества ", — см. сборник докладов Научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей " Творчество юных" (М., 1973. С. 53—66).


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.