Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение целевой аудитории






После определения бюджета и цели рекламной кампании необходимо выбрать целевую аудиторию и ее целевое поведение.

Концептуальные подходы

к определению целевой аудитории

Основную проблему выделения целевой аудитории составляет необходимость удержаться как от излишне мелкого дробления рынка на сегменты, так и от излишне общего сегментирования. Стоит признать, что современные владельцы региональных тор­говых марок грешат именно неумением выбрать корректный сег­мент потребителей. Часто маркетинговые концепции продукта отвечают на вопрос «для кого» достаточно пространно: «для всех!», «для людей старше 18 лет», «для домохозяек» и т.п. Однако далеко не всегда подобное описание целевого сегмента потреби­телей достаточно. Более того, рекламная концепция, реализую­щая обращение к целевой аудитории «все, все, все», чаще всего воплощает нечто безликое и, значит, безынтересное. Современ­ное общество (особенно платежеспособная часть молодежи, лю­дей среднего возраста с присущим им стремлением к индивидуа­лизму) воспринимает обращения «для всех» как «не для меня».

В качестве примера составим целевой сегмент потребителей для продуктового магазина в периферийном районе города. Допустим, что ассортимент содержит все основные товарные категории. Будет ли это брендированный гастроном с системой самообслуживания или скромный образчик мелкого предпринимательства, здесь особо­го значения не имеет. Потребителями такого магазина будут:

жители окрестных кварталов при условии, что им будет удобно (по соображениям близости к дому, остановке транспорта) и выгодно (по временным, денежным затра­там) посещать именно его;

проезжающие мимо автолюбители при тех же условиях (удобство подъезда, парковки; быстрое обслуживание).

Таким образом, уже на начальном этапе определения целе­вой аудитории становится ясно, что обращаться к жителям всего города даже с самой креативной рекламой (например, посредст­вом телевизионных каналов) — ничем не оправданная трата времени и средств.

На современном этапе выделяются два концептуальных под­хода к определению целевой аудитории.

 

1. Подход «осведомленность — отношение — поведение» (З) (авторы: Дж.Р. Росситер, Л. Перси) основан на принципе ло­яльности торговой марке.

Лояльность выражается в регулярном приобретении продукта определенной марки, основанной на длительном знакомстве с этой маркой и благоприятном к ней отношении.

Согласно данной концепции существует пять групп покупа­телей, составляющих потенциальные целевые аудитории кампа­ний по продвижению. Для того чтобы определить, какие потре­бители обладают наибольшим потенциалом с точки зрения про­даж, полезно рассматривать «наш» сбыт как зависящий от обще­го сбыта в данной товарной категории и успеха нашей торговой марки в этой категории. Нашу ТМ потенциально могут приоб­рести представители следующих групп:

• новые пользователи товарной категории, которые, поку­пая наш продукт, знакомятся с данной товарной катего­рией. В зависимости от уровня их осведомленности и от характера отношения к соответствующей товарной кате­гории (не просто к отдельной торговой марке) зависит сбытовой потенциал данной группы потребителей;

• лояльные торговой марке, регулярно покупающие нашу марку. На них приходится основная часть продаж (правило Парето). С другой стороны, они не обладают боль­шим потенциалом с точки зрения увеличения сбыта;

• непостоянные потребители торговой марки, которые по­купают товары как нашей, так и других торговых марок;

• непостоянные потребители других торговых марок, поку­пающие товары других торговых марок, но не нашей;

• лояльные другой торговой марке, которые регулярно по­купают товар чужой торговой марки.

 

Эти группы потенциальных покупателей представлены на рис. 1.1.

 


Рис. 1.1. Пять групп покупателей как источники сбыта

Росситер и Перси утверждают, что эти пять групп потенци­альных потребителей отражают различия в осведомленности и отношении (два основных эффекта коммуникации):

• новая категория пользователей ( НКП ) обладает скрытым или пассивным желанием обладать товаром;

• приверженцы торговой марки (ПТМ) покупают товар данной марки по привычке;

• приверженцы других торговых марок (ПДТМ) по при­вычке покупают товары марок конкурентов;

• меняющие торговую марку (МТМ) обычно используют техно­логические и экономические критерии как причины для пере­мены марки, однако другие причины также нельзя исключать.

 

2. Следующий подход к определению целевой аудитории обозначен в работе «Практическое руководство по сегментиро­ванию рынка» (авторы: С. Дибб, Л. Симкин). К базовым пере­менным сегментирования авторы относят следующие характери­стики целевых аудиторий:

демографические (возраст, пол, размер семьи и ее жиз­ненный цикл, раса, религия);

• социально-экономические (образование, доход, род дея­тельности, социальный класс);

• географическое положение (страна, регион, город или сельская местность, плотность населения, тип дома);

• психографика (уклад жизни, жизненные установки, цен­ности, мотивация покупки и т.д.). Например, по искомым выгодам (мотивация) рынок зубной пасты может делиться на следующие сегменты: от кариеса, для всей семьи, отбе­ливание, специальные пасты для детей, для курящих, от пародонтоза и т.д. Психографическая сегментация призва­на упростить задачу путем классификации целевой ауди­тории с точки зрения образа жизни. Эта информация по­зволит связать обращение с соответствующими ценностя­ми, что поможет создать благоприятное отношение к рек­ламе. Предполагается, что оно автоматически переходит в соответствующее отношение к торговой марке;

• поведение в отношении продукта (степень активности, об­стоятельства покупки, отношение к товару/услуге, привер­женность марке или переключение с марки на марку и т.п.).

Использование только одной концепции недостаточно и не­актуально. Совмещение известных подходов — единственно верное решение проблемы выбора целевого сегмента (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Реклама: зависимость от поведения потребителя

  Состояние покупателя Необходимые исследования Цель Направление рекламной стратегии  
    2      
  Формирование спроса (латент­ные потребно­сти) Объем плате­жеспособной аудитории, кото- рой продукт может принес­ти пользу; объем платеже­способной ауди­тории, безраз­личной к ТМ Привлечение новых покупате­лей (формиро­вание первично­го спроса); увеличение количества поку- пок, совер­шаемых для удовлет- ворения допол- нитель­ных потребно­стей Формирование потреб­ности методом создания осведомленности и положи- тельного отношения к ТМ Эффективные прие­мы: • демонстрация процесса использо­вания товара • демонстрация но­вых нестандартных ситуаций использо­вания ТМ  
       
Формирование спроса (пассив­ные потребно­сти)   Объем аудито­рии, уже осве­домленной о ТМ Объем аудито­рии, которая желает иметь ТМ Барьеры, пре­пятствующие покупке   Привлечение новых покупателей (формирование первичного спроса) Формирование по- требности посредством устранения или снижения значимости покупательских барьеров Эффективные приемы: · BTL-акции стимулирования сбыта · провокационный материал
Формирование сегмента лояльных потребителей (покупки по привычке) Количество потребителей, (склонных к повторяющимся покупкам од­ной (единожды выбранной) ТМ   Удержание (поддержание интереса) имею­щегося сегмен­та лояльных потребителей Привлечение лояльных по­требителей дру­гой ТМ Акцентирование мотивов, которые ста­вят под сомнение покупки, совершае­мые по привычке  
Формирование аудитории потребителей с неустойчивыми предпочтениями Количество потребителей, склонных к покупке различных ТМ   Привлечение приверженцев конкурентов на свою сторону   Противопоставление ТМ ее аналогам; формирование имиджа превосходства над кон­курентами Эффективные приемы: · сравнение · авторитетное мнение
Формирование аудитории лояльных потреби­телей (субъек­тивный, эмоциональный выбор) Количество потребителей, совершающих выбор на осно­ве внутренних предпочтений Привлечение приверженцев конкурентов на свою сторону   Гиперболизация под ТМ  
Формирование Аудитории ло­яльных потре­бителей (логи­ческий, рацио-нальный выбор)   Количество потребителей, совершающих выбор на осно­ве как внутрен­них предпочте­ний, так и объ­ективных стимулов (цена-качество) Привлечение приверженцев конкурентов на свою сторону   Презентация выгод, наилучшим образом удовлетворяющих важным мотивам це­левой аудитории  
               

 

 

Низкая и высокая вовлеченность

К профилирующим переменным покупательского выбора также относятся понятия «низкая вовлеченность» и «высокая во­влеченность», характеризующие отношение к марке.

В случае с продуктами низкововлеченого выбора решение принимается мимолетно, без особых раздумий. Это касается то­варов первой необходимости, недорогих товаров.

Марки высокововлеченного выбора — это товары, требую­щие рассудительного принятия решения. К таковым относятся подарки, сомнительные марки, товары личного пользования, дорогие и престижные вещи.

При выборе целевой аудитории необходимо постараться мыс­ленно представить себе «своего» потребителя: как он выглядит, чем увлекается, какой образ жизни ведет, зачем ему необходима именно «наша» ТМ. Необходимо учитывать и психологический портрет «своего» потребителя. Одни группы потребителей оста­ются неизменными приверженцами одной марки долгие годы (зачастую невзирая на метаморфозы качества). Это обычно кон­серваторы, люди старшего возраста. Другие (новаторы, моло­дежь), напротив, постоянно ищут нечто лучшее или просто стре­мятся к новым ощущениям. Так, ТМ «Омская-1» при всем ее не­удачном, несовременном имидже занимает в г. Омске долю рын­ка минеральной воды в 70%. При этом основную массу потреби­телей составляют люди старшего возраста, помнящие эту марку как единственную омскую воду (из двух-трех, представленных на прилавках). В то же время более динамичная молодежь предпо­читает активно рекламирующиеся национальные бренды.

Кроме традиционных мотивов, заимствованных из социально-психологической школы (А. Маслоу, 3. Фрейд и др.), рекламисты выделяют две группы основных покупательских мотивов:

(1) информационные (т.е. имеющие негативную природу) по­буждения:

• снятие проблемы;

• избежание проблемы;

• неполное удовлетворение;

• приемлемость избежания проблемной ситуации (смешан­ный мотив);

• обычное истощение запасов.

Эти мотивы преобладают в поведении покупателя, так как наличие проблемы лучше всего стимулирует к ис­правлению ситуации. Потребитель уже не задумывается, нужна ему данная товарная категория или нет. Выбор ведется только между отдельными марками внутри товарной группы. Лучше всего данное правило иллюстрируется на примере заболевания гриппом. Ощущая признаки бо­лезни, мы уже не задумываемся, принимать лекарства или нет. Но мы выбираем между недорогими и более качественными препаратами, между натуральными и высокоэффективными средствами и т.д. Поэтому производителю средств борьбы с простудными заболеваниями в своих рекламных обращениях следует именно напоминать о проблеме гриппа, заставляя потребителя запомнить «оптимальное» решение. Таким образом, при продвижении товаров информационного выбора необходимо уделять наибольшее внимание методам ATL-рекламы (от англ. above the line — над чертой);

(2) трансформационные (позитивные, мотивы «вознаграждения») побуждения руководят потребителем, желающим «наградить», побаловать себя любимого:

• сенсорное удовлетворение;

• интеллектуальная или профессиональная стимуляция;

• социальное одобрение.

Позитивные покупательские мотивы всегда нуждаются в усилении рекламными средствами. Трансформационные товары не являются для потребителя необходимостью, поэтому по большей части это предмет импульсивных покупок. Как правило, если мимолетное желание, к
примеру, сладкого не реализуется немедленно, то через
непродолжительное время мы можем и не вспомнить о нем. Значит, для подобных товаров особенно важными оказываются средства ВТL-продвижения (от англ. below the line — под чертой).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.