Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общем, можете принять как вполне достоверный факт — прямая восьмерка из всех восьмерок является наиболее простой, вследствие чего ее очень легко освоить и воспроизвести.






Также, ее можно легко совершать и без оружия, просто голой рукой. Тогда получаются два удара — первый кулаком, второй тыльной стороной кисти. Первый из них, уже хорошо нам известный «подкрут», но так как в данном случае он совершается без дополнительного усиления за счет корпуса, то в отличие от основного «тяжелого» подкрута, к нему прибавляется эпитет «легкий».

 

 

Второй удар — это «елмань» (рис. 23 — 27), о ней мы подробно поговорим ниже. Все в целом является одной из самых простых связок и потому называется чрезвычайно незатейливо — «двойка» (по числу вытекающих из восьмерки конкретных ударов (см.рис.16 - 19)).

Главное условие при исполнении «двойки» (впрочем, как и при исполнении любых других восьмерок) — научиться избегать ломаных траекторий и рывков. Вместо неосознанных рывков должны быть сознательные ускорения, совершаемые в момент заключительных стадий ударов. Теперь поговорим, как мы и обещали, об «елмани» и, прежде всего, о столь интересном названии.

«Елманью» испокон веков на Дону называлась тыльная сторона клинка в его верхней части. То есть с одной стороны лезвие, а с другой — «елмань». Естественно, что при определенных обстоятельствах ей тоже били (как, например, били клинком «плашмя»), и понятие «удара елманью» было синонимом «удара тыльной стороной».

Мы же в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) тоже при «определенных обстоятельствах» бьем тыльной стороной, только уже не клинка, а кисти. Внешне наша «елмань» походит на знаменитый «уракен» карате, но это только внешне, так как биодинамическая основа у нее совсем другая.

Она, как и большинство ударов РУкопашного Боя КАзаков, бьется на полном расслаблении и по максимальной траектории наотмашь, с дополнительным подхлестом расслабленной кистью. При этом опять, как и в случае с боковым ударом, в полной мере срабатывает «принцип нагайки». Напомним — это когда «конечности — плети, тело — рукоятка». То есть опять корпус, как нагаечная рукоять, за счет своего резкого вертикального разворота «хлещет» рукой, как плетью, только в отличие от бокового удара, теперь наоборот, по траектории изнутри — наружу

 

 

 

фото 22 Двойка 7 фото 23 Елмань фото 24 Елмань 2 фото 25 Елмань 3

Ну и, соответственно, уже не кулаком, а его тыльной стороной. Выше мы рассмотрели один из вариантов применения «елмани» в связке «двойка». Теперь же предлагаем рассмотреть ее в связке «елмань — притык». Как логически вытекает из названия, в данной связке сначала наносится уже известная нам «елмань», потом какой-то пока незнакомый «притык». А раз так, то имеет смысл познакомиться с ним поближе


«Притык» (рис. 28 - 30) является ближайшим родственником уже хорошо известного нам «тарана», при этом его принципиальное отличие от последнего заключается в том, что он бьется не на расслаблении, а на концентрации. Даже можно сказать, что на полном закрепощении. То есть рука, плечевой пояс и корпус при «притыке» создают единую жесткую конструкцию, что, в целом, как уже наверняка отметил про себя внимательный Читатель, не является характерным для РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), но в данном случае это именно так. Тогда на вполне уместный вопрос, а за счет чего же тогда, собственно, происходит удар в столь жесткой, несгибаемой конструкции?

 

 

Возможен только один правильный ответ — да за счет того, единственного, что способно придать ей кинетическую энергию. За счет поступательного движения вперед, которое, в свою очередь, придается посредством подшага одноименной ноги вперед с одновременным разворотом корпуса и ноги, как и при совершении тарана.Звучит сложно, но на самом деле все предельно просто. Опять тот случай, когда понять каждый конкретный элемент по отдельности гораздо сложнее, чем осознать работу всей системы в целом. Именно поэтому мы и приводим эти два удара в связке.

Итак, сначала расслабленная рука (допустим, правая) бьет наотмашь нашу «елмань». После того как она попадает в цель (а зачастую, учитывая хлесткость и размашистость удара, это именно так и есть), кинетическая энергия удара, в полном соответствии с законами физики переходит в потенциальную и готовится к рассеиванию.

Но полностью рассеяться мы ей не позволяем.

Для этого мы опять, этой же рукой, отведенной по инерции после гашения «елмани» на расстояние достаточное для нанесения повторного удара (30–40 см), наносим второй удар — «притык». Но же на основе не расслабления, а полного «железобетонного» (да простит нас Читатель за такое образное сравнение) закрепощения.И если ранее вами в полной мере была прочувствована работа ноги при «таране», то теперь, после того как вы придадите той же самой ноге еще и дополнительный подшаг вперед, биодинамическая основа «притыка» будет вами, безусловно, понята и освоена.

фото 28 Притык 1 фото 29 Притык 2

 

 

 

 

Прототипом «притыка» в рубке является прямой прокалывающий, а правильнее сказать проламывающий (например, броню) удар клинком, проводимый не за счет ударной резкости, а за счет массы всего тела.Итак, в процессе изучения ударной техники РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), мы с вами наряду с отдельными ударами, плавно так и ненавязчиво, рассмотрели и состоящие из них простые связки. Или, как их еще технически правильно называют, — связки первого порядка. Но очевидно, что раз есть «первого», то, вероятно, должны быть и «второго» — то есть более высокого порядка. И, естественно, они у нас есть — это уже более сложные связки. Связки не первого, а второго (и выше) порядка, в которых связки низших порядков, как более простые, уже выступают в роли отдельных технических элементов.

Следуя общепринятой логике изложения, то есть строго идя от простого к сложному, мы должны были бы сначала закончить все с отдельными ударами и только тогда в конце привести связки второго порядка. Это придало бы изложению материала академическую стройность и логическую завершенность. И если бы мы писали диссертацию, то именно так бы мы и поступили. Но, исходя из того, что кандидатская нами уже давно написана и защищена, а за докторскую мы еще и не брались, а если и возьмемся, то уж точно не сейчас, то в данной книге мы будем руководствоваться совсем другим принципом.

Принципом максимально доступной подачи материала. Согласно этому принципу, после рассмотрения определенного материала, для его лучшего усвоения рекомендуется наглядный пример. Поэтому, в качестве такового, мы считаем целесообразным привести одну из сложных связок именно здесь и сейчас, после чего опять продолжим рассмотрение отдельных ударов.

Итак, связка второго порядка под названием — «ураган», в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) она проводится следующим образом.Сначала идет один «тычок» направленный в корпус, потом эта же рука делает второй «тычок» в голову противника.

^ В результате получается связка первого порядка под названием «вилка» (рис. 32 — 34). Цель вилки — тактическое прощупывание защиты противника первым «тычком» и его возможное поражение вторым.

Суть ее — в умении разложить силу, примерно сопоставимую с силой необходимой для нанесения «тарана», на два равноценных и «равносильных» удара. Причем второй удар «вилки», идущий непосредственно за первым, должную «равносильность» обеспечивает, в основном, за счет такого явления биомеханики, как рекуперация (повторное использование сил упругой деформации предварительно растянутых мышц).

фото 30 Притык 3 фото 31 Вилка 1

 

 

 

 

 

После «вилки» идет «двойка». Состоит она, как мы хорошо помним, из «легкого подкрута» и «елмани», причем зачастую именно последняя и является основным поражающим фактором. В целом же цель «двойки», в основном, тактическая, так как она подготавливает почву для нанесения заключительного удара той же рукой — «подкрута». Но уже не «легкого», как в «двойке», а полноценного, «тяжелого», со всеми вытекающими отсюда последствиями…

После чего может последовать удар ногой, но о ногах ниже.То есть связка второго порядка состоит из последовательного выполнения двух связок первого порядка и одного достаточно мощного удара. При этом порядок нанесения ударов не последовательный (правой — левой — правой — левой и т. д.), а достаточно неожиданный и, следовательно, труднопрогнозируемый. И очень важно, что с точки зрения противника, он представляется хаотичным. Ну и пусть себе противник так считает, до поры до времени не будем его разочаровывать.

 

 

фото 32 Вилка 2 фото 33 Вилка 3 фото 34 Вилка 4 фото 35 Вилка 5

 

 

 

 


фото 36 Вилка 6 фото 37 Вилка 7

 


 

 

Надеемся, что смысл рассмотренной связки вами, Уважаемый Читатель, понятен. Если это так, то у нас к вам большая просьба. Не надо относиться к ней столь трепетно, как к ката карате или как к тао ушу.

Это ни то и ни другое. Это — связка РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). А поскольку он — ничто иное, как современное боевое искусство казаков, людей, как известно, вольных, а значит, и обладающих раскрепощенным сознанием, то и догматическому изучению он никак не подлежит. Следовательно, приведенные в данной книге связки — нужно расценивать как простое руководство к действию, и не более того. Или же как примерный вариант формирования общего рисунка боя с использованием национальных казачьих ударов. Но только вариант.

Поэтому, когда у кого-нибудь, при совершении связки, вдруг вместо «запланированного» выскакивает совершенно неожиданный, но в то же время вполне уместный удар, мы не рассматриваем это как нарушение канонов. Мы это только приветствуем. Это значит, что творческий процесс не зажат в канонические рамки и идет своим чередом. А теперь опять, как мы и обещали, вернемся к одиночным ударам.

В каждом боевом искусстве среди ударов есть своя «коронка». Естественно, есть она и в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) — это удар с очень емким и отражающим его сущность названием — «гасило» (рис. 38 — 42). Название чисто народное, и какое действие за ним скрывается, полагаем, в особом объяснении не нуждается. Отметим, что именно так у многих славянских народов назывался широкий спектр «гасящих» противника предметов. От добротного удара кулака (как в нашем случае) до ударной части боевого цепа или казачьей «шелопуги». В общем, то, что в случае своего успешного применения приводило к определенному «гасящему» результату.

 

 

 

фото 38 Гасило 1 фото 39 Гасило 2

 

А при отсутствии боевого цепа, в нашем народе подобный «гасящий» результат, как правило, достигался уподоблением таковому… руки. И в том или ином виде, практически каждому из нас доводилось наблюдать нечто подобное (а может быть даже и делать) в таких чисто национальных явлениях как русская драка. Это когда максимально отведенная за спину рука со всей мочи бьет в диагональной плоскости по широченному размаху. Представили? А может и делали?

Если да, то биодинамическая основа «гасило», в принципе, вам уже понятна. Но, тем не менее, рассмотрим ее подробней.

Прежде всего, «гасило» является одним из самых широкоамплитудных ударов и именно за счет этой «широкоамплитудности», а следовательно, и наличия максимального пути для набора кинетической энергии, и достигается его «гасящий» эффект. Причем этот способ нанесения достаточно сильных ударов настолько прост, что достичь его может практически каждый человек, даже весьма далекий от спорта и мира боевых искусств. Но широта — широтой, амплитуда — амплитудой, но, как мы теперь уже знаем, несмотря на простоту и доступность, удар «непрофессионала» всегда будет отличаться от удара «профессионального», причем это отличие всегда будет в худшую сторону. Хотя бы потому, что он (непрофессионал), в силу своей «непрофессиональности», не способен «грамотно» использовать факторы, позволяющие сделать удар лучше. Таковыми в «гасиле» являются два.

 

 

 

 

 

фото 40 Гасило 3 фото 41 Гасило 4 фото 42 Гасило

5 фото 43 Протяг 1

Первый — замах, второй — вес тела. А теперь посмотрим возможность их «грамотного» применения.

Итак, замах. Ну, то, что он для «гасило» необходим, сомнений не вызывает, вызывает сомнение другое: а как его правильно сделать? Если в «рабоче-крестьянском» варианте драки — тут все понятно, отвел руку, подержал, прицелился и ударил, то на ринге подобную ошибку (это насчет отвел, подержал, прицелился, а следовательно — потерял время) противник не простит… А как же тогда быть с замахом?

Значит, сделать его нужно максимально быстро и как можно незаметнее от противника. Например, как следствие от предыдущего удара. То есть, как ни крути, а если предыдущий удар присутствовать обязан, поскольку он нужен, то нам опять не обойтись без связки. Причем связки, в которой первый удар будет иметь чисто тактическое значение, заключающееся в придании корпусу нужного для замаха разворота с… очень желательным одновременным совершением какого-нибудь полезного действия. Например, действия связанного с целью отвлечения внимания противника или с попыткой сбития его защиты.

В связке «гасило» (название связки одноименно с ударом), вышеприведенные «полезные действия» достигаются двумя вариантами. Например, диагональной «елманью» бьющейся от противоположного бедра в защиту противника. Уж что-что, а хлесткий неожиданный удар, пусть даже нанесенный не по лицу, а по рукам, уже сам по себе гарантировано отвлекает внимание. Ну а если есть желание попытаться защиту все-таки сбить, для того чтобы противника не просто отвлечь, а еще и открыть, то лучше всего… опять взять прототип из казачьей рубки. Вот уж эта рубка, воистину она универсальна и неисчерпаема.

Молодцы были наши предки. Вспомним, как в главе «эволюция казачьего холодного оружия» мы наглядно убедились в «боевой оптимальности» извлечения шашки из ножен, тут и молниеносная скорость, и защита с одновременным поражением.

В общем, все то, что нужно для современного рукопашного боя. Вот поэтому-то мы и извлекаем из ножен «виртуальную шашку» (именно шашку, а не саблю, саблю извлекают иначе). В результате этого «виртуального извлечения» по защите противника наносится удар по траектории снизу — верх и изнутри — наружу нижней частью кулака. А поскольку делать это нужно с одновременным рывком корпуса (ведь удар-то надо усиливать), то сила удара получается такова, что если и не полное сбитие защиты, то хотя бы частичное приоткрытие противника вполне даже обеспечивается.

К рывку корпуса мы еще вернемся, сейчас же отметим очень важный для нас факт. В начальной фазе нанесения диагональной «елмани» или удара «ножны» (если кулак повернут нижней частью к цели), в самом начале происходит разворачивание корпуса в положение, позволяющее совершить замах для «гасило». Причем корпус развернулся очень быстро и его разворот настолько органично вписался в общую картину боя, что мишенью для поражения вы не стали. Да при этом еще, как минимум, и отвлекли внимание противника, а то и вовсе открыли его защиту. В общем, вы сумели создать ситуацию, про которую в народе говорят: «бей не хочу». И бейте. Только бейте правильно. Сразу же возникает вопрос: а как? Как бить «гасило» правильно?

Ответим: его биодинамическая основа примерно такова же, как и «подкрута». Принципиальная разница лишь в том, что если «подкрут», как нам хорошо известно, бьется за счет вращения руки в локтевом суставе, то «гасило» — уже в плечевом. А все остальное, вплоть до усиления — вполне даже сопоставимо. Только, естественно, с поправкой на «масштабность» и силу удара. И если в «подкруте» усиление удара происходило за счет разворота корпуса с одновременным подшагом, то в «гасило» усиление происходит за счет вложения в удар веса всего тела.

Причём достигается это не простым линейным подшагом, а уже линейно-вертикальным притопом. И тоже, как и в случае с «подкрутом», под углом 45 градусов.Теперь, как и обещали, вернемся к рывку корпуса усиливающего «елмань» или «ножны». Для того чтобы понять его роль, нам необходимо изложить немного материала из теории удара. Так вот, прежде всего понятие о фазах. Как известно, различают «начальную», «конечную» и находящуюся между ними «основную» фазу удара. Начальная фаза — это подготовка и сам процесс «ударного» движения (в общем, кинетическая энергия и все что с ней связано).

Основная фаза — это непосредственно само ударное воздействия (формирование импульса силы). Конечная фаза — это уже из области последствий удара (переход кинетической энергии в потенциальную, ее рассеивание, возникновение упругих — неупругих деформаций и т. п.). Некоторые различают и большое число фаз, например, выделяют в отдельную фазу замах, но нам для работы достаточно и приведенной упрощенной трехфазной схемы.

Так вот, в момент совершения «елманью-ножнами» удара в защиту, то есть непосредственно в момент формирования импульса силы, действие рывка корпуса не затухает, а продолжается. И в этот же момент, на том же самом движении рывка и начинается «гасило». То есть временной момент основной фазы первого удара, одновременно является начальной фазой второго. Это явление, для простоты восприятия, мы называем «совпадением на полтакта». Кроме наглядного выигрыша во времени, «совпадение на полтакта» влечет за собой ещё и дополнительное усиление ударного воздействия за счет суммирования векторов (два вектора силы складываются в один, естественно, больший).

В общем, что ни говори, а «совпадения на полтакта» вещь очень хорошая. Так что осваивайте и бейте «гасило». Но помните, что сила удара заключает в себе опасность не только для противника, но и… для вас. Поэтому если вы вкладываете в удар еще и массу своего тела, то делайте это крайне осторожно. Так как опытный противник вполне сможет с успехом для себя воспользоваться данным обстоятельством и, грамотно используя ваши мощные «силовые векторы», взять да и вывести вас из равновесия. А то и того хуже…

Поэтому применение «гасило» с должным эффектом — это вопрос уже даже не тактики, а стратегии боя. Соответственно, умение выбрать нужный момент для его применения — это слагаемое уже того уровня, который называется мастерством. Уверен, что со временем вы его достигнете, а пока рассмотрим еще одну из связок с применением «гасило».

Итак, связка второго порядка «волчок». Как следует из названия (волчок, юла), в ней обязательно должно присутствовать вращение. И оно в ней есть.

Сначала делается «елмань» правой рукой, но не «с проносом», а со столь не характерной для РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА) остановкой и, следовательно, самой обычной фиксацией. В данном случае, «нарушение классических устоев» вполне даже оправдано, так как оно позволяет совершить неожиданный и резкий разворот всего тела на 360 градусов. В момент разворота от правого бедра выбрасывается левая рука. Получается диагональная «елмань». Но именно от бедра, потому что если выбросить от плеча, то получится обыкновенная «вертушка» рукой. Вещь, в принципе, тоже хорошая, но в данном случае нам нужно совсем другое.

Нам нужна именно «елмань» и нужна, прежде всего, для того чтобы она подготовила почву для своего мощного спутника — для «гасило».После проводится прямой удар ногой (если еще осталось то, во что нужно бить). И все.

Связка «волчок» закончена, и бой, скорее всего, тоже.И ведь главное, что все это наше, родное, исконное. Ведь все это было у наших предков, ну разве что с поправками на временной фактор, но ведь было же, и от этого факта никуда не деться. Просто нужно то, что было незаслуженно забыто, а правильнее сказать, было сознательно от народа отторгнуто — брать и «вспоминать». Всеми возможными способами. Ну и уж коли мы «вспоминаем» отталкиваясь от казачьей рубки, то правомочен вопрос. Как известно, само слово «рубка» происходит от слова «рубить», а где же тогда рубящие удары? Такие, чтобы ребром ладони как лезвием клинка, они-то в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) есть или нет?

Отвечаем — есть; а раз ответили, то и обязаны предоставить для рассмотрения. Рассмотрение начнем с небольшого исторического очерка из казачьей истории. Понимаем, что его присутствие в «технической» главе как минимум спорно, но уж очень велик соблазн. Заодно и психологически разрядимся, на минуту отвлекшись от «елманей» и «гасил» с их «биодинамическими основами».

В девятнадцатом веке, в России жил великий воин, донской казак Яков Петрович Бакланов. Несмотря на то, что он носил звание генерала, в историю он вошел не только как выдающийся полководец (это само собой), а именно как великий воин. Этот генерал, например, мог на скаку рубиться в казачьей рубке двумя шашками, да еще и стоя в седле. Мог при этом скинуть генеральский мундир и остаться в одной бурке (на голое тело), а потом после боя, перед изумленными зрителями вытряхивать из нее застрявшие в ней пули, от которых он каким-то неведомым способом сумел уклониться. Или же сумел их отклонить?

По крайней мере, искусство Казачьего Спаса предполагало именно это. Недаром горцы называли его «Урус-шайтан». А когда они собрались его «убрать», «заказав» генерала лучшему «киллеру» Кавказа тех лет, то Бакланов, узнав об этом, вскочил на коня и не медля выехал на место своего предполагаемого убийства. Там он, находясь на открытом месте верхом сумел каким-то неведомым образом опять отклонить пулю «снайпера» и пулей из своего штуцера уложить засевшего среди скал убийцу.

Заметьте, и это — генерал, то есть военачальник очень высокого уровня. Ведь мог бы вместо себя послать хоть сотню, хоть полк — ан нет. Взял да и поехал один. Сам. И сам «снял проблему»… А все потому, что был генерал Бакланов не просто казаком, но при этом еще и «характерником», или, говоря современным языком, мастером «Казачьего Спаса».Причем «характерником» он был наследственным.

Нам это известно доподлинно и не по домыслам, а в результате проведенных в «Перначе» исторических изысканий. Так, нами установлено, что еще во времена кавказской войны, среди горцев Кавказа были живы предания (документально зафиксированные) о легендарном донском казаке, поразивших их воображение своим воинским искусством. Звали его Баклан. Это был дед прославленного генерала.

Так что, для того чтобы прослыть замечательным воином, у генерала Бакланова были все основания, в том числе и наследственные. И в заключение очерка о столь выдающейся личности, позвольте еще одну краткую историческую зарисовку. Случились в те времена волнения в одном из воеводств Польши. А так как Польша в то время была одной из западных провинций Российской Империи, или, говоря современным языком, являлась «субъектом федерации», то естественно, что «федеральный центр» не мог остаться к данным событиям безучастным. И вот для установления «конституционного порядка» туда был направлен «полномочный представитель Президента в Варшавском федеральном округе» генерал Бакланов.


 

 

 

фото 44 Протяг 2 фото 45 Протяг 3


«Баклановский удар с протягом». Выше мы не случайно заострили проблему насчет «шашечных» и «сабельных» ударов. Обычно, руководствуясь скорее вопросами благозвучия, а не стремлением как можно объективней отразить суть явления, используется термин «сабельный». Но в данном случае это в корне не верно. В главе «эволюционный путь казачьего холодного оружия» мы достаточно подробно рассмотрели как разницу между саблей и шашкой, так и собственно сам Баклановский удар. Напомним, что в нем, максимально используя боевые качества шашки, к основному рубящему эффекту (хрясь), еще дополнительно придавался и режущий момент (вжиг). Достигалось это, как за счет оптимального сочетания данных моментов, так и за счет специальной заточки клинка. Всё это, по совокупности, позволяло совершать на себя «протяг» или «оттяжку». Так как последнее наименование, в силу особенностей современного русского «новояза» вызывает какие-то достаточно мутные ассоциации, откровенно малосвязанные с миром боевых искусств, то в качестве названия рубящего удара мы взяли историческое название — «протяг» (рис. 43 - 46)

Поскольку прототип «протяга» нам уже вполне ясен, то давайте рассмотрим его биодинамическую основу. Если до этого, в большинстве случаев, беря из казачьей рубки технические элементы, мы в определенной степени их просто имитировали, то в случае с «протягом» мы уже скорее уподобляемся. То есть, как и в случае с «нагаечными ударами», мы руки опять уподобляем, только теперь уже не плетям, а клинкам. Причем не сабельным, а именно шашечным.

Как же правильно бить рукой «уподобленной шашечному клинку»?

Обычно на тренировках мы объясняем это следующим образом.Вот представьте, что перед вами находится «крутой» противник, по мускулатуре (да и по интеллекту) соответствующий накачанному герою голливудского боевика. Вот он во всей своей красе перед вами, и почему-то перед вами поставлена задача нанести ему проникающий удар в пресс. Вот так вот просто взять… и нанести. И именно в пресс. Ну а поскольку его пресс по твердости сопоставим, например, с железобетонной плитой или, допустим, с кирпичной кладкой, то и нанесенный по нему прямой удар типа «тарана» вряд ли возымеет для него поражающее действие. А вот кисть ваша, после столкновения в полную силу по прямой линии с «железобетонной плитой», весьма даже вероятно, что повредится. Возможно, даже сломается (истории спорта такие случаи давно известны). Так что бить прямо пока остережемся.

 

 

Если же вы ударите по его твердокаменному прессу просто ребром ладони (ближе к запястью), то ваша кисть, конечно, не сломается Скорее всего, она просто отскочит. Как палка от стены.

И наш накачанный герой как стоял, так и будет стоять надежно укрытый броней из мускулатуры. И вот тут вам на помощь должны прийти знания анатомии и… казачьей истории.Дело в том, что броня-то, она, конечно, на нем есть. Но вот в том обстоятельстве, что состоит она все-таки из мышц (пусть даже и «твердокаменных»), и заключается ее уязвимое место. Из знаний анатомии нам известно, что мускулатура человека состоит примерно из шестисот самых разнообразных мышц. Их много, но работают они все одинаково. Они могут только сокращаться и только расслабляться (естественно, после сокращения). Больше они ничего делать не умеют.

Поэтому резкий удар, имеющий кратковременный импульс силы, вызывает их такое же кратковременное сокращение и, в случае сопоставимости размеров активных и реактивных сил, соответственное «отфутболивание» бьющего предмета.

Это — так называемые упругие деформации.Но сокращение мышцы, оно все же кратковременно, и в этом его слабость. А теперь представьте, что импульс силы того удара, который вы нанесли по прессу накачанного героя, имеет время воздействия, значительно превышающее время сокращения мышц его могучего пресса? Что тогда будет?

Вывод очевиден. Часть энергии удара придется по мышцам пресса находящимся уже в расслабленном состоянии, так как по времени они сократятся еще в начальной фазе формирования ударного импульса. Таким образом, весь вопрос сводится лишь к тому, как суметь этот долговременный импульс силы правильно сформировать. А здесь уже, как мы выше об этом упоминали, на помощь нам приходит сошедший со славных страниц казачьей истории — «протяг» баклановского удара. Ведь на то он и «протяг», чтобы его импульс имел протяженность, причем и не только линейную, но и временную.

Так что ребром ладони, как кирпич, пресс накачанного героя вы, конечно, не перерубите, а вот ударив с протяжкой, непременно его пробьете (специалисты хорошо понимают, что в данном случае означает глагол «пробить»). Дело в том, что часть импульса силы (примерно его половина), минуя расслабленные, а следовательно, утратившие свои защитные функции мышцы живота, будет оказывать прямое ударное воздействие на его внутренние органы.

Следовательно, поставленную перед вами задачу вы с успехом выполните. При этом для того, чтобы действие «протяжного пробивания» дополнительно усугубить, бейте обеими руками, только не одновременно, а последовательно — непрерывно и по одной и той же траектории. Одно ребро ладони прошло, сразу же второе… Пробивной эффект будет, как минимум, удвоен.

В Рукопашном Бое КАзаков (РУБКА) богатейшая ударная техника. При этом мы бы опирались на то, в общем-то, вполне даже справедливое обстоятельство, что эпитет «богатая», это в первом приближении, в чем-то синоним «многочисленной». И в чем-то мы были бы правы. Хотя бы в том, что техника у нас действительно достаточно насыщенная. Но раз оно и действительно так, то зачем же тогда это лишний раз подчеркивать? Да еще и с упором на «количественные показатели»?

Слава Богу, планово-отчетные времена с его повсеместным очковтирательством давно миновали. Так что, не опускаясь до лукавства (пусть даже столь легкого), предоставляем на рассмотрение по одному наиболее характерному удару из каждого класса. Что же касается вопроса о степени разнообразия нашей технической базы, то полагаем, что Уважаемый Читатель сам, без всякого нажима с нашей стороны, сделает вполне даже объективные выводы. А весь необходимый для этого исходный материал мы ему с удовольствием предоставим.Прежде всего, класс «плетьевых» ударов. С ним мы уже отчасти знакомы.

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 46 Протяг 4

Естественно, что в нем, как нигде еще, срабатывает «принцип нагайки» (смеем надеяться, что теперь вопрос «что же это такое?» звучит, по меньшей мере, нелепо). Для того чтобы наглядно представить биодинамическую основу «плетьевых» ударов, представьте себе вертикальную «елмань» с возвратом. Уверен, что это у вас легко получится. А теперь представьте, что вы ей хлестнули противника снизу — вверх тыльной стороной кисти под подбородок и ваша кисть прошла еще больше вверх, нависнув над головой противника.

После этого, не меняя положения, ваша кисть столь же хлестко опускается вниз, нанося открытыми пальцами удар по лицу. Удар получается вроде бы и не сильный, но, тем не менее, достаточно чувствительный. Особенно если ваши раскрытые пальцы хлестанут противника по глазам. Тогда со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что инициативу боя вы перехватили.Конечно же, в спортивном варианте боя подобного удара быть не должно, поэтому нашими правилами соревнований он просто-напросто категорически запрещен. Но жизнь это не только ринг (к сожалению), поэтому наряду со спортивным, существует и боевой вариант РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). И вот там, в реальном бою (где-нибудь в окопе), «плетьевой» удар по лицу вполне даже уместен… Но только там и только на поле боя…

«Волновые удары». Следующий класс представляют очень интересные (виброудары) удары, в основе которых лежат достаточно сложные волнообразные траектории, именуемые — «волнами». Столь простое и незатейливое название, данное этому далеко непростому явлению исключительно для удобства восприятия, отнюдь не принижает ту огромную роль, которую оно играет как для нас, так и для всех иных стилей и направлений отечественного боевого искусства. И не только в них. Дело в том, что если абстрагироваться от мира боевых искусств и взглянуть на окружающий мир глазами ученого, с позиции волновой теории, то мы увидим следующее. Все то, что нас окружает, то что на нас воздействует, или, говоря короче, то в чем мы живем — это все… в конечном счете — волны. И они, воистину, вездесущи.

Мы смотрим (по крайней мере, думаем, что делаем это) — а на самом деле мы просто воспринимаем окружающие нас электромагнитные волны определенной длины и частоты через наши зрительные рецепторы. Мы слушаем (например, музыку) — а на самом деле происходит, в принципе, то же самое.

Только волны теперь другого характера — простое колебание воздуха и, соответственно, рецепторы теперь слуховые. В общем, хотим мы того или нет, но в конечном итоге вся психическая деятельность человека основана на выделении из окружающей действительности с помощью различных рецепторов пространственно-временных волн различных энергетических полей с дальнейшим перекодированием их в четырехмерные волны электрохимических импульсов нейронов нервной системы. То есть куда ни глянь, а везде опять они — волны, волны и еще раз волны, и никуда нам от них не деться. А раз так, то этот факт надо учитывать и по возможности грамотно использовать. В том числе и в боевых искусствах, которые, в конечном счете, являются частью нашей «волновой жизни».

И главная задача тут, прежде всего, сводится к тому, чтобы, сумев абстрагироваться от «природно-естественных» волн, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность организма, суметь выделить волны специфического «боевого» значения. То есть волны, представляющие интерес для различных задач боевых искусств, например, пригодные для нанесения ударов.

Таковыми, на наш взгляд, являются волны, имеющие под собой механическую и энергетическую природу. Причем в самом прямом, в физическом, а не в сакрально-эзотерическом смысле этого слова. Конечно, мы допускаем, что где-то в других боевых искусствах существуют и с успехом применяются и волны совершенно другого характера (например, пси-волны), но у нас в РУкопашном Бок КАзаков (РУБКА), для совершенствования ударной техники, используются только вышеназванные. А именно — энергетические и механические, поэтому мы их и рассмотрим, начиная с более простых — механических.

^ Итак, ударные волны механического (не энергетического) характера, мы разделяем на волны трех порядков. Последовательно разберем их.

Для того, чтобы наглядно представить и понять, что такое волна первого порядка, нужно проделать чрезвычайно простое упражнение. Стать вертикально перед мишенью (грушей, мешком, макиварой и т. п.) и вытянуть руку так, чтобы концы пальцев распрямленной ладони касались поверхности, по которой должен быть нанесен удар. После принятия исходного положения необходимо выполнить следующую задачу. Нанести рукой удар без замаха. То есть совершить удар, траектория которого равна всего лишь длине ваших пальцев, а это всего-навсего 6–8 см.

Здесь возможны два варианта действий.

Первый заключается в простом сгибании пальцев с одновременным горизонтальным движением корпуса вперед. В результате получается что-то наподобие толчка или, в лучшем случае, недоразвитого «тычка», который вследствие своей «недоразвитости» никаким ударным воздействием практически не обладает. Так, слабенький «тюк» и все тут…

Понятно, что нас такой безрезультативный «тюк» никак не устраивает, поэтому то мы и стремимся придать ему достаточную эффективность, находя для этого всевозможные ухищрения. Например, действуя по второму варианту. Это когда после осознания того факта, что простого колебания тела в горизонтальной плоскости, для формирования нормального удара явно недостаточно, приходит понимание того, что к нему неплохо было бы присовокупить и колебания в вертикальном направлении. И совершаться они должны одновременно и настолько слаженно, чтобы, в конечном итоге, суметь придать плечевому поясу вращательно-поступательный разгон. А так как разгон всегда требует, как минимум, линейной дистанции, то и наши колебания должны начинаться… с ног.

Вот это и есть волна первого порядка. То есть волна, при формировании которой корпус совершает последовательные снизу — вверх (или сверху — вниз) вертикально-горизонтальные колебания с целью создания вращательно-поступательного разгона без участия бьющих конечностей.

Но возникает резонный вопрос, а если бьющие конечности все-таки примут участие, то что тогда? А тогда… тоже получится волна. Только уже второго порядка.

При объяснении сути волны второго порядка, мы опять предпочитаем воспользоваться наглядным примером с участием накачанного голливудского героя. Представьте себе, что перед вами стоит груда мускулов и она вот-вот, по первому движению руки с вашей стороны, готова ринуться вперед и раздавить вас как бульдозер. Вам подобная постановкой вопроса, естественно, в корне не нравиться и вы принципиально с ней не согласны. И вот для того чтобы этого избежать, вам нужно «бульдозерподобного героя» каким то образом остановить. Каким? Ну, очевидно, что — ударом.Все очень просто, если вы сами по размерам и телосложению такой же, как ваш визави, и ваш удар кулаком сбивает с ног быка трехлетка. Если это так, то никаких премудростей вам и не надо. Тогда просто поднимаете руку наизготовку, он двигается на вас и… получает в лоб удар сопоставимый с ударом молотом по наковальне. В общем, картина предельно ясна. Вы ему «бух» и он в ответ «брык» (воистину велик и могуч русский язык).

А если вы «не такой как он», например, по молодости или, наоборот, по старости лет, и ваш удар не то что быка-трехлетка, но и годовалую козу вряд ли собьет? Что тогда делать? даваться?

Но казаки никогда не сдавались. Значит, просто нужно бить иначе. Бить так, чтобы руки из свисающего вдоль тела положения (где им и положено свисать) смогли ударить без замаха, точно, быстро и сильно. Ну, насчет того, что «бить точно», тут все понятно. Ведь не бульдозер же все-таки он, а все же живой человек, состоящий не из железа, а из костей, мышц и нервов. А раз есть нервы, то, значит, есть и места, где их находится много, то есть болевые точки. Например, солнечное сплетение. То есть куда бить, уже ясно. Неясно другое, как сделать это «быстро сильно», да еще и «без замаха». Тут вот так просто, с ходу, и не ответишь. Вернее, не ответишь, если ничего не знаешь про волны второго порядка. А если знаешь и умеешь — то бьешь. Бьешь так, как было описано выше про волны первого порядка, но с тем, чтобы возникший вращательно-поступательный разгон плечевого пояса сообщил колебательное движение вашей бьющей конечности.

Соответственно, именно она и бьет, причем по сложной и уж во всяком случае далеко не прямолинейной траектории, но зато очень быстро и… достаточно сильно. Получается что-то наподобие щелчка нагайки. Но «щелчка» (кстати, это название одного из ударов волнового класса) обладающего достаточной силой, чтобы при попадании в солнечное сплетение суметь остановить, а то и вовсе вывести из строя даже самого мощного противника. При этом структура удара такова, что волну первого порядка, совершаемую телом, противник может и вовсе не заметить, или принять ее за что-нибудь другое. Например, за естественную дрожь, вызванную навеваемым им страхом и ужасом. В общем, в подавляющем большинстве случаев, он начнет активно реагировать только непосредственно на начальное движение руки. Но будет поздно. «Щелк» и… бульдозер только начинает выжимать сцепление, а вы уже вырвали у него свечи зажигания…

Внимательный Читатель конечно же заметил, что рассмотренный «щелчок» по своим «прототипным» признакам вполне можно было бы отнести и к «плетьевому» классу ударов. Можно, но так как основная биодинамика удара все-таки связана напрямую с волной, считаем целесообразным рассматривать его именно в «волновом» классе. Ну а о том, что волна по своей природе вездесуща, мы уже достаточно говорили. Поэтому в той или мере (где больше, где меньше) она обязательно присутствует практически во всех ударах. Хотя бы потому, что удары — это прежде всего движение, а в физическом смысле волна — это ничто иное, как одна из форм движения материи.

Вот и посмотрим, как она, материя, движется в волновых ударах высшего или третьего порядка. Оговоримся сразу же, это удары уже не просто мастерства, а высшего мастерства, путь к которым порой может длиться десятилетиями.

Внешне он выглядит не просто «просто», а просто до чрезвычайности. Примерно как один из самых первых приведенных в этой книге ударов «непрофессионала». Вот стоял человек, да не в стойке, а так, как пришлось. Вот он слегка согнул руку, слегка ее распрямил, причем без видимой резкости и силы, а противник реально отлетел метра на три…

Те, кто разбирается в единоборствах, могут воскликнуть: «вот она — энергетика!» и... в данном случае будут не правы. Потому что биодинамическая основа подобных ударов не энергетическая, а совсем другая. Про энергетические удары мы еще поговорим ниже, а сейчас рассмотрим природу волн третьего порядка. Естественно, в том виде, как мы ее понимаем. Как известно из физики, любая волна имеет две основных характеристики — это амплитуда и частота колебания. Если с позиций этих характеристик рассматривать волны первого и второго порядка, то можно сказать, что в первом порядке мы имеем дело с широкоамплитудным колебанием тела, проводимым с низкой частотой.

Во втором порядке это широкоамплитудное и низкочастотное колебание тела, посредством вращательно-поступательного разгона плечевого пояса переходит в колебания конечности совершаемые по средней (меньшей относительно тела) амплитуде и более повышенной частоте. То есть варьирование величины амплитуды и частоты колебаний, приводит к изменению порядка волны. А что если изменение амплитуды колебания волны будет продолжать уменьшаться, но одновременно будет происходить увеличение ее частоты, что будет тогда?

И вот тогда, после достижения определенного предела, ограниченного возможностями человеческого организма, по нашему мнению, именно она и появляется — волна высшего или третьего порядка. Возникает другой вопрос: ну подумаешь, частота там, или амплитуда, или еще чего-нибудь из курса физики, ну и что из этого? Каков от этого прок для боевых искусств?

А прок, оказывается, есть. Потому что такие низкочастотные колебания способны вызывать неожиданные реакции в организме, например, нелинейные колебания водной составляющей человеческого тела. А таковой, как известно, в каждом из нас до 70 процентов… Вот и отлетает противник от внешне слабого удара. А если и не отлетает, то испытывает сильнейший болевой шок.

Оговоримся сразу, что в арсенал РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА) волны третьего порядка входят пока только теоретически. И мы не боимся об этом правдиво сказать. Узнали о них мы от одного большого Мастера в области боевых искусств, находящегося на действительной военной службе, и занимающегося такими вещами профессионально в интересах своего ведомства. Он называл подобные удары — «структурными».

Мы же, если коснуться «тонких сфер» боевого искусства, все эти годы шли другим путем. Смежным — но другим. А именно — энергетическим. И тоже достигли на нем некоторых скромных успехов, что и дает нам основание рассмотреть, в рамках настоящего издания, класс энергетических ударов. Как следует из названия, данные удары напрямую связаны с таким загадочным явлением, как энергетика. А раз так, то без понимания того, если не что именно это такое, то, по крайней мере, как именно ЭТО используется, нам дальше не обойтись. Поэтому советуем вам, Уважаемый Читатель, на этом моменте прерваться и, перелистнув несколько страниц, прочитать главу под названием «внутренняя работа». После этого мы предлагаем вам опять вернуться назад. Уверены, что после этого сущность энергетических ударов вам будет понятна.

Итак, после небольшого путешествия во внутренний энергетический мир человека, мы снова вернулись на «круги своя», к нашей ударной технике, точнее, к временно оставленному нами классу энергетических ударов. И теперь, после полученных нами новых сведений, мы совершенно спокойно можем его охарактеризовать как класс, в котором к ударной кинетической энергии бьющей конечности, дополнительно приплюсовывается усиливающая удар биоэнергетическая составляющая. В результате удар получается существенно сильнее.

Но это еще не самое главное. А самое главное, по нашему мнению, заключается в следующем. Дело в том, что в случае нанесения энергетического удара, после формирования импульса силы и, соответственно, перехода кинетической энергии в потенциальную (как оно должно быть по законам физики), дальнейшего полного рассеивания энергии — не происходит. Она каким-то образом остается, и, соответственно, продолжается действие импульса силы, но уже в ином качестве (в каком именно, сказать не можем, это уже что-то из области медицины). Но то обстоятельство, что благодаря биоэнергетике поражающее действие силы удара не только увеличивается, но и продолжается более длительное время, для нас очевидно.


фото Сбиток 47-50


 

Причем настолько длительное, что со временем чуждая биоэнергетика, «занесенная» с ударом, способна даже породить серьезную болезнь… Но, оговоримся сразу, мы этого делать не умеем да и не хотим, так как не в характере нашего народа насылать на кого-либо напасти. Мы просто можем, при соблюдении некоторых условий, нанести энергетический удар, а посему эти «некоторые условия», как минимум, нуждаются в рассмотрении. Дело в том, что в идеале, любой удар, в принципе, можно сделать энергетическим, сумев для этого придать ему биоэнергетическую составляющую. Всего? -навсего. И все зависит только от опыта и мастерства бьющего. Можно даже при вертушке ногой в прыжке с разворота. Теоретически можно. Но практически лучше всего все-таки делать их в ситуациях которые этому способствуют.

Например, в нашей любимой наглядной ситуации с накачанным голливудским героем. И если мы теперь хотим не просто остановить «бульдозер», а остановить его с гарантией, то давайте попробуем нанести ему энергетический удар. Для этого нам к волне второго порядка (напомним, что именно ей мы последний раз воспользовались), надо суметь присовокупить предварительное формирование энергетического потока, и перевод его на «боевой взвод».

А дальше все так же как и раньше. Только удар теперь будет не простым механическим «щелчком», а энергетическим. Что-то отдаленно напоминающее «биоэнергетический выстрел». При этом «спускать с курка» «боевой биоэнергетический взвод» надо непосредственно в момент совершения удара, в его изначальном «физическом» смысле. Естественно, с одновременным резким выдохом. Каковы будут печальные последствия для накачанного героя нам вполне понятны, но описывать здесь мы их не будем. Да это сейчас и не столь интересно. Нам, в данном случае, интересен анализ самой ситуации, потому что он позволяет сделать ряд важных выводов.

Первый — нанесение энергетического удара требует подготовки, а следовательно, и некоторого времени. Подчеркнем, не концентрации, а только подготовки, и желательно в максимально расслабленном состоянии.

^ Второй — удар наносится на выдохе.

Третий (наиболее важный) — как логически следует из природной сущности энергетических ударов, их биоэнергетическая составляющая лучше всего сочетается с ударами волнового класса. Поскольку вот она — налицо, и там и там, опять Ее Величество Волна, а волнам, как мы помним еще из школьного курса физики, свойственно накладываться друг на друга. И называется это явления интерференцией. Хотя справедливости ради, в данном случае именно интерференция (в классическом понимании) если и будет, то будет слегка «условной», или, во всяком случае, не простой, а более сложной, так как характер слагаемых волн все-таки разный. Но, несмотря на разность характера слагаемых волн, результат все равно достигается общий и при этом весьма даже впечатляющий. И это уже факт.

Так, в вышерассмотренном варианте наложения биоэнергетической составляющей на волну второго порядка, таковым (то есть результатом) вполне возможно будет существенное повреждение тканей противника, связанное, например, как с разрывом, так и с расслоением мышечных волокон. Но вот то, какие последствия вызовет энергетический удар, построенный на базе волны высшего порядка, можно только предположить. С уверенностью можно сказать только одно, это будет уже не повреждение, а скорее разрушение тканей. Допустим, тех же самых клеточных мембран…

Утешает одно, что владеют такими ударами только единичные Мастера. Причем, по какой-то объективно существующей закономерности бытия, после достижения определенного уровня мастерства, почему-то наносить удары приходится все реже и реже. И это уже радует. Так что позвольте на данной оптимистической ноте и завершить рассмотрение такой увлекательной темы, как «ударная техника рук». Но перед тем как мы перейдем от рук к ногам, что будет, обещаем, также достаточно интересно, сделаем, как оно и положено, несколько заключительных выводов, которые с полным на то правом могут считаться основными принципами РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА).

1. Все удары руками имеют свои прототипы в казачьей рубке, следовательно, они с полным правом являются историческими и имеют свои национальные корни.

2. Биодинамическая основа большинства нелинейных ударов широкоамплитудна и тяготеет к замкнутым круговым траекториям.

3. Биодинамической основой большинства линейных ударов является «волна».

4. Большинство ударов бьется на расслаблении с последовательным наращиванием концентрации непосредственно во время совершения удара, до достижения своего максимума в момент формирования ударного импульса силы.

5. В качестве пространственной модели распространения ударов принята модель, заимствованная из казачьей рубки и состоящая из плоскостей пересекающихся только под углами 45 и 90 градусов.Вот и все, что мы хотели рассказать про удары руками РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). По крайней мере, пока...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.