Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и великий смысл сокрытия учений.




В пророческом тексте-терма, открытом Ратна Лингпой, <Гуру Ринпоче> сказал:

 

Вот глубочайшая и абсолютная суть. Поскольку тибетцы обычно падки на всё новое, а также из глубокого сострадания к людям тёмной кальпы, я наполнил центр и окраины Тибета этими кладами Дхармы и сделал пожелание, чтобы произошла их встреча со счастливыми сыновьями.

 

В пророческом введении (Kha Byang) в практику Дорсема <Ваджрасаттвы> открытом в Окартраге247 [с. 1b], сказано:

 

В земле краснолицых <Тибет> Гуру Падмасамбхава зажёг светоч тайной и явной Дхармы, рассеял тьму клеш. Поскольку люди грядущего будут нерадивы, они станут практиковать учения, исходя из корыстных взглядов и ограниченного понимания. Общие учения и практики утратят силу. А если кто и будет выполнять практику, его труды окажутся бесплодными и утомительными. Всеведущий <гуру Ринпоче>, обладатель мудрости, способной помочь всем живым существам, своим приказом запечатал все глубочайшие учения и сокрыл их как терма. Когда появятся различные знаки <для открытия> и ученики, эти сокрытые учения будут постепенно появляться и приносить благо людям. Для этой цели он сделал пожелания и совершил вверения.

 

В древние времена Тибет не был раздроблен на разные мелкие государства. Предыдущие поколения тибетцев полагались на бодхисаттву, Царя Дхармы Трисонг Деуцена и его наставников <Гуру Ринпоче и других> и повиновались их приказам. Так один гвоздь удерживает сотни разных частей строения. В то время собрание держателей знания – Владыка Дхармы Гуру Ринпоче, царь и подданные – из доброты к будущим жителям Тибета пришли к единодушному согласию и сокрыли учения как терма. Это основная причина того, почему учения-терма имеют большую силу в деле защиты тибетского народа.

Владыка Авалокитешвара – божество, которому поручено быть покровителем тибетцев. Поэтому то, что он проявился как учитель – держатель знания <Гуру Ринпоче> – и выразил желание служить учению посредством традиции терма, имеет великий смысл.

Тексты терма – это произнесённая в состоянии созерцания ваджрная речь, видимое благословение и свершение Падмасамбхавы, обладателя десяти способностей248, на благо общих и особых земель Тибета. Учения Дхармы не передают через недостойных людей, которые не видели и не слышали этих текстов терма. Эти учения побывали только в руках дак и йогини, обретших плод Тантры.

Учения-терма появляются благодаря силе пожеланий, сделанных собранием, состоявшим из Гуру Ринпоче, царя и подданных, на благо людей тёмной кальпы, и благодаря силе благословений дак и дакини. Именно поэтому одно лишь открытие терма вызывает различные следствия. Сила злых людей и не-людей уменьшается, а сияние добродетельных существ увеличивается, и признаки упадка, присущие тёмной кальпе – болезни, голод, войны и т.д., утихают. Открытие этих учений защищает храмы и монастыри Лхасы, а также Самье, Тадул и Янгдул от таких опасностей, как войны, землетрясения, пожары, враги и т.д. Эти учения способствуют продлению существования канонической передачи Гуру Ринпоче и устранению препятствий для жизни и деятельности учителей этой традиции.



Кроме того, в древние времена тертон получил передачу-наказ, чтобы в его ум вошла мандала неразрушимой сущности249 самосовершенного Падмасамбхавы в виде слов и смысла учений. После этого в течение многих последующих жизней передача-наказ учения, которую выполнил йогическим методом трёх ваджр250 Гуру Ринпоче – исполняющая желания драгоценность, усиливается. Тайна учений никогда не была нарушена, поскольку они не попадали в руки недостойных людей. Более того, они даже никогда не покидали ларца бескрайнего пространства, непостижимого ясного света (истинной природы ума тертона), благодаря силе безошибочных пожеланий, сделанных Гуру Ринпоче и его учениками: «Да принесут эти учения-терма благо ученикам Тантры, живущим в конечную эпоху, как приносили в предыдущие (кальпы)», а ещё потому, что они <терма> должны пробудиться силой изначальной мудрости дзогпа ченпо, превосходящей построения ума. Эти тексты кладов Дхармы – учения, сохранившие тёплое дыхание Гуру Ринпоче. Поэтому в них нет искажений и ошибок и их славят за силу, за то, что их практика сопряжена с меньшими препятствиями, за то, что их свершений можно легко достичь, а плод быстро обрести.



 

 

Влияния разных периодов251 терма.

Ваджрадхара Гуру <Кьенцей Вангпо> сказал:

На протяжении жизней тертона, основного держателя учения и т.д.плод практики таких учений-терма очевиден – это время называется «период плода» ('Bras Bu'i Dus) конкретного учения. Когда многие практикуют такое учение совершенным образом, это называется «период практики» (sGrub Pa'i Dus). Когда есть только правильный способ передачи посвящений, чтения текста и наставлений по учению, это называется «период текстов» (Lung Gi Dus). Затем, когда в упадок приходит даже традиция передачи <и остаётся только знак учения>, это называется «период только символов».

 

Такие же объяснения явно присутствуют в жизнеописаниях открывателя ранних кладов Дхармы252 и открывателя поздних кладов Дхармы253, а также в открытых учениях – Чангтер и Кадро ньингтиг.

Но даже тот или иной период плода подвержен влиянию других общих периодов и условий. Так что обобщённое определение их влияний не может быть точным.

Даже в учениях Гуру Ринпоче есть две системы передачи, каждая из которых состоит из четырёх периодов. Первая – это четыре стадии периода, в течение которого Гуру Ринпоче впервые утвердил учение Тантры в Тибете. Вторая – четыре периода, соответствующие обнаружению разных сокрытых кладов Дхармы в разные времена.

Время открытия ранних терма близко к периоду плода первой системы – системы утверждения традиции Тантры в Тибете, поэтому последователям Тантры вообще было легче получить результаты. Это время было очень плодотворным ещё и потому, что совпало с периодом плода конкретных учений.

Терма, которые открывают сегодня, по времени очень далеко отстоят от <периода плода> первой системы, а потому на них влияет только их собственный период плода. Таким образом, они не могут быть столь же действенны, как и учения ранних терма во время их открытия.

 

Потребность в открытии новых терма и польза от них.

Переданные тантрические учения – канонические и из ранних терма – дошли до нас через длинную линию преемственности учителей. Сила этих учений могла уменьшиться, если они попадали в руки недостойных людей и нарушителей обетов. В учения могли вкрасться искажения – следствие чьих-то самовольных добавлений, а кроме того, длинная передача чревата накоплением препятствий. За столь долгий период передачи среди держателей линии могли оказаться люди, которые мало практиковали и не обрели никаких свершений <так что сила передачи стала угасать>. Во многих случаях последователи таких учений не уверены даже в собственной линии передачи. При таких обстоятельствах сложно обрести какие-то свершения. Поэтому тем, кто практикует недавно открытое терма, будет легче получить результаты.

Поэтому, если поразмышлять над беспрерывными действиями, связанными с появлением тантрических учений, то можно понять, что в эту конечную эпоху нет никого, кто был бы более милостив к последователям Тантры, чем Гуру Ринпоче, царь и его подданные.

В этом свете можно понять, почему тертоны появлялись в таком большом количестве, в разные стадии, похожие на время жатвы, и непрерывно, до конечной эпохи.

Поэтому Ригдзин Джигме Лингпа в своём «Объяснении посвящения Тролтиг»254 <с. 24а> сказал:

 

Сокрытие терма имеет четыре великие цели: уберечь учение от исчезновения, его содержание – от искажения, а силу благословений – от истощения и к тому же сократить линию передачи.

 

Устранение препятствий.

Кроме того, Гуру Ринпоче знал, что время от времени будут происходить многочисленные беды: междоусобицы, болезни, политические распри и уничтожение Дхармы влиятельными царями и советниками. Чтобы их устранить, он благословил совершенных тертонов, чтобы они появлялись внезапно в разные времена и открывали в подходящий момент различные учения по практикам надлежащих божеств, мантр и действий, – так от разных болезней дают разные лекарства. Одна из самых важных целей учений-терма – спасение множества беззащитных существ. Вот почему некоторые из моих лам говорят: важно, чтобы в практике терма было много садхан действий (Las Tshogs).

 

Заключение.

Легко понять, что в расшифровке символических текстов есть два основных элемента: учение и распространение.

 

Прочие блага.

Если тертоны открывают учения, то это приносит многие упомянутые выше блага. Но бывает, что они не могут открыть учения, потому что отсутствуют благоприятные обстоятельства или складываются неблагоприятные обстоятельства. Тогда, если они приложили большие усилия, чтобы получить эти учения, совершали молитвы и подношения, выполняли пиршественные подношения (Tshogs 'Khor) и подношения для исполнения желаний255, делали практики раскаяния256 и очищения (sKong bShags), то эти действия исполнят желания Гуру Ринпоче и порадуют дакини и охранителей кладов. Они восстановят обязательства для открытия учения. По этой причине, как и в предыдущем случае <открытия учений>, будет достигнут результат: в мире воцарится благоденствие, и враждебные силы будут покорены. Поэтому не нужно думать, что, если тертон не смог открыть учение, его усилия были бесполезны.

 

Материальные предметы благоговейного почитания.

По поводу обнаруженных статуй <«представителей»> (sKu Tshab: куцаб) Гуру Ринпоче, в танг-йиг сказано:

 

Для людей, которые не встретились со мной, эти статуи будут светочем для <рассеяния> их тьмы.

 

Есть статуи, которые создал сам Гуру Ринпоче благодаря своей чудесной способности. Даже многие из тех, которые сделали другие, Гуру Ринпоче благословил, объединив с этими статуями силу своей мудрости, так что они стали с ним нераздельны. Увидеть такую статую – всё равно, что увидеть самого Гуру Ринпоче, а если делать перед такой статуей подношения, поклоняться ей и зарождать желания, это принесёт такую же пользу, как будто вы выполняли эти действия перед Гуру Ринпоче. Статуи открывают постепенно в разные периоды времени (brGyud Ma), и это показывает, что Гуру Ринпоче вечно и непрестанно с добротой следит за Тибетом, вдобавок это вдохновляет его будущих последователей на практику Дхармы.

Это не единственная причина. Если некоторые статуи останутся в <важных местах, таких как> царские дворцы или места для медитации, они станут источником, благодаря которому сущность учения сохранится и не исчезнет. Если они останутся в местах, важных с географической точки зрения, это восстановит ослабленную энергию или дух этой местности, предотвратит войны и перекроет путь257, которым часто ходят вредоносные духи. Статуи, открытые вместе с учениями-терма, помогут избежать трудностей при расшифровке символического текста и увеличат благое влияние учения при условии, что тертон выполнил подготовительную практику терма <ритуал тер: gTer sGrub>, используя статую как объект для практики. Таким образом, статуи помогают совершенствовать различные действия в соответствии с различными пожеланиями, которые выразил Гуру Ринпоче при их сокрытии.

Такой же смысл имеют и все остальные предметы терма258. инструменты, ритуальные украшения и т.д.

 

Нектары терма259.

Согласно некоторым толкованиям, нектар, дарующий освобождение посредством вкушения, славится как лучшее из веществ терма, потому что люди этой тёмной кальпы отличаются малым усердием и меньшими заслугами, а потому не способны обрести никаких свершений. Нектары, открытые как терма, готовились посредством ваджрной речи Падмасамбхавы и других держателей знания (которые <благодаря силе медитации> обрели высшие достижения), пока не были получены знаки, что это совершенные вещества, о которых говорится в великих тантрах. Поэтому, если вкусить такого нектара, каналы (rTsa), сущность или семя (Khams), энергия <или ветер> (rLung) и ум (Sems) сами собой получат благословения и будет обретено превосходное свершение – так хмелеют от спиртного, теряют сознание от аконита (Bong Nga), видят галлюцинации от белены, или дурмана (тиб. Thang Khrom; санскр. дхат-тура). Ведь нектар обладает необычайной способностью: благодаря величию искусных методов Тантры он не зависит от внутренней <психической> силы.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал