Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативность русского литературного языка






Под нормой понимают общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентаций), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Таким образом, средства языка - лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические и др. - складываются из числа сосуществующих, образуемых или извлекаемых из языка пассива.

Возможны три основные степени соотношения «норма — вариант»:

1) норма обязательна, а вариант (прежде всего — разговорный) запрещен;

2) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и не желателен;

3) норма и вариант равноправны.

В последнем случае может быть дальнейшее вытеснение старой нормы и, возможно, даже рождение новой нормы.

Будучи достаточно устойчивой и стабильной, норма как категория историческая подвержена изменениям, что обусловлено самой природой языка, находящегося в постоянном развитии. Возникающая в этом случае вариантность не разрушает нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств.

В соответствии с основными уровнями языка и сферами ис­пользования языковых средств выделяются следующие типы норм:

1) орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением;

2) морфологические (грамматические), связанные с правилами образования грам­матических форм слова;

3) синтаксические, связанные с правилами употребления слово­сочетаний и синтаксических конструкций;

4) лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.

Языковая норма имеет следующие особенности:

1) устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени;

2) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил (регламентации)как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;

3) литературная традиция и авторитет источников (при этом следует помнить об авторской индивидуальности, способной на­рушить нормы, что является оправданным);

4) культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества;

5) динамический характер (изменяемость), обусловленный раз­витием всей системы языка, реализующейся в живой речи;

6) возможность языкового «плюрализма» (сосуществование не­скольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты).

Нормативность, т.е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо считается основой, фундаментом речевой культуры.

 

Акцентологические и орфоэпические нормы.

Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное. Чтобы не допустить ошибок в постановке ударения, рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками, где дается система нормативных помет. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи, совокупность правил, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке.

 

Задание № 7. Расставьте ударение в словах. Запомните место ударения.

Аргумент, асимметрия, алфавит, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, ветеринария, вечеря, диоптрия, знахарь, визави, генезис, деньги-деньгами, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заказник, знамение, знахарь, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, кожух, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ортопедия, отрочество, отсвет, похороны, пуловер, ремень, селянин, симметрия, таможня, танцовщик, упрочение, быть в фаворе, украинка, христианин, факсимиле, цыган, шелковица, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, одновременный, избалованный, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый примкнутый, сливовый, названый брат, лубочный, омоложенный, костюмированный, экзальтированный, холеный, украинский, микроволновые, поисковый.

Вчистую, завидно, задолго, издавна, издали, издревле, искони, исконно, наверх, втридорога, поутру,

Баловать, заиндеветь закупорить, звонить, кичиться, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, ободрить, памятуя, предвосхитить.

Задание № 8. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

а) Образуйте форму род. п. следующих существительных, поставьте ударения:

Арбитраж, бандаж, аэросани, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты, торты.

б) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных, поставив правильно ударения:

Длинный, красивый, удобный, сладкий, простой.

в) Образуйте краткую форму (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих прилагательных и страдательных причастий, поставьте ударения:

Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный, занятый, прочитанный, проданный, принятый, созванный.

г) Образуйте формы прошедшего времени (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих глаголов, поставьте ударение. Обратите внимание на случаи неподвижного ударения:

Брать, баловать, включить, гнать, жить, задать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.

д) Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го, 3-го лица настоящего и будущего времени, поставьте ударения:

Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, махать, мучить, катить, колебать, положить, баловаться, щипать, сыпать, трепать, победить.

Задание № 9. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова:

Видение - способность видеть, видение - мираж, призрак; хаос -стихия, смешение стихий, хаос - беспорядок, неразбериха; характерный - упрямый, своенравный, выразительный, характерный - типичный, особенный.

Определите значение следующих словах, поставьте в них ударение:

Атлас-атлас; броня-броня; запасник-запасник; кругом-кругом; лоскут-лоскут; наголо-наголо, созыв-созыв; засоленный - засоленный; вахтеры-вахтеры; запасной-запасный.

Задание № 10. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звуков (е) и (ё):

Афера, блеклый, бытие, вскормленный, вычерпывать, глиссер, омоложенный, гренадер, грубошерстный, двоеженец, двоеженство, дебелый, дареный, ерничать, желоб, забеленный, завороженный, заем, иноплеменный, новорожденный, недосоленный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, преемник, планер, побасенка, поименный, прирученный, свекла, убеленный, желчный, безнадежный, никчемный, ксендз, опека, отекший.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.