Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ Хитклифа в романе Э.Бронте «Грозовой перевал». Особенности повествовательной формы в романе. Символика.






В английской литературе середины ХІХ ст. романтизм и “классический реализм” присутствовали одновременно. Отсюда вытекает специфическое для литературы этой страны взаимопроникновения двух художественных систем.

Своеобразность художественного метода автора в полной мере проявилась в ее едином прозаическом произведении - романе “Грозовой Перевал”. Много исследователей зашли в тупик, стараясь отнести книгу к одному из двух основных художественных направлений ХІХ столетие - романтизма или “классического реализма”.

Критика того времени восприняла роман Э. Бронте враждебно, ведь писательница открыто подвергает критике устои и моральные принципы викторианской Англии, разоблачает призрачную идиллию английской провинции, где поступками человека, часто руководит жадность, прагматизм, жадность мести. Гнетущее влияние социальной среды проявляется в характерах почти всех персонажей романа “Грозовой Перевал”.

Хитклифф часто рассматривается как архетип замученного байроновского героя, всепоглощающие страсти которого разрушают его самого и людей вокруг. Хитклиффа можно воспринимать как жертву психологически тяжелого детства: оскорбления, пренебрежение и презрение со стороны тех, с кем он рос, казалось бы, самых близких людей.

В первую очередь Хитклифф воспринимается как романтический герой. Он известен, именно, своими чувствами к Кэтрин Эрншо, а не последними годами жестокой мести, описанными во второй части романа, когда он превращается в жестокого нелюдимого человека. Хотя многие поступки молодости Хитклиффа показывают, что он был жестким и даже злым с самого начала. Впрочем, общественное мнение склонно приукрашивать его недостатки. Сложная, притягательная и немного причудливая натура делает его очень необычным, редким и увлекательным персонажем, сочетающем в себе как черты положительного романтического героя, так и отрицательного, отталкивающего.

Уникальность и неповторимость романа заключается в том, что реалистический замысел внедрен в нем через романтическую символику (имя главного героя Хитклиф означает “скала, которая поросла вереском”). По-новаторски срабатывает типичный для готического романа прием локуса невменяемости. Этим локусом есть уже не замок, а дом которому 1500 лет, - цитадель против возмущенных стихий. В этом понуром доме властвует атмосфера озлобленности. Есть здесь так называемый “включенное пространство” (пространство в пространстве) - таинственная комната с камерой для кровати, которая напоминает гроб. Дом на «Грозовом перевале» - жилье детей бури, а цивилизованный современный дом в уютной Долине Дроздов - детей мира. Отношения между этими контрастными пространствами происходят по принципу взаимоотторжения и притягивание.

Особое внимание привлекает мастерство автора при изображении стихий - могущественных сил природы, которые изменяются настолько медленно, что на протяжении жизни человека они кажутся вечными и неизменяемыми. Это изображение максимально конкретное: читатель будто ощущает кухонные запахи Грозового Перевала, силу ветра, который завивает в зарослях вереска, кажется, ощущает даже изменение пор года.

Неслучайно Эмили Бронте вводит двух персонажей, которые ведут рассказ - Локвуд и Нелли Дин. Функция этих обычных людей в книге частично заключается в том, чтобы предоставить сказа реалистический, достоверный характер, чтобы комментировать все, что происходит с точки зрения здравого смысла, демонстрируя в такой способ, бестолковость подхода к описываемым событиям из позиций житейской логики. Рассказчики будто перепускают сказ через собственное восприятие, благодаря чему отсеивается все лишнее.

Центральным стрежнем произведения есть история отношений Кетрин и Хитклифа. Эта история проходит четыре стадии. В первой части рассказывается о зарождении духовной связи между Кетрин и Хитклифом и об их общем бунте против Хиндли и порядков, которые он установил на Грозовом Перевале. Во второй части речь идет об измене Кетрин Хитклифу - эта часть завершается смертью Кетрин. В третьей части речь идет о мести Хитклифа, а в завершающей - кратчайшей, об изменении, которое произошло с Хитклифом и его смерть.

Внимание читателя сконцентрировано вокруг двух главных тем. А именно: темы любви и его животворной силы и темы унижения достоинства человека. Писательница освещает эти сложные, многозначные темы в судьбах семей Эрншоу и Линтонов, выписывая их запутанные родственные связи. В романе утверждается мысль о бесконечности жизни, которая расцветает снова и снова.

“Грозовой Перевал” - роман не только о любви и мести. Он показывает, как сильные страстные чувства руководят поступками людей и, даже, побуждают к ужасным преступлениям (шекспировская тема у Бронте).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.