Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие. Восприятие — форма целостного отражения предме­тов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств






Восприятие — форма целостного отражения предме­тов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей пси­хической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием ин­формации, поступающей из внешней среды. В результа­те этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представле­ние, воображение, мышление, эмоции. Благодаря свя­зям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специ­фических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность, — что свидетельствует о сложной органи­зации этого психического процесса. В отличие от про­стейшего психического процесса — ощущения, — воспри­ятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а жи­вой человек), поэтому в восприятии обязательно сказы­ваются особенности личности воспринимающего. Отсю­да следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под дав­лением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие — это при­жизненно формирующаяся система перцептивных дей­ствий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир — это лишь описание, про­грамма восприятия, которая закладывается в сознание че­ловека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описа­нием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными.

Важнейшие свойства восприятия — предметность, целостность, константность и обобщенность. Предмет­ность — это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь. Целостность — органи­ческая взаимосвязь частей и целого в образе. Констант­ность — относительная независимость образа от физиче­ских условий восприятия, проявляющаяся в его неизмен­ности. Обобщенность — отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в те­чение всей жизни человека.

Приведем несколько примеров. У маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные ха­рактеристики, т. е. постоянство размера, веса, объема. Так, у 2-3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту они устанавливаются на уровне взрослого [7]. Предмет­ность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия разме­ров и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредст­венно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследст­вие недостатка собственного опыта в этой среде [84].

У младших школьников восприятие уже хорошо раз­вито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, пра­вильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в задан­ный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким обра­зом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет — значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. Вместе с тем, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Очень точно такие особенности восприятия детей прослеживаются в стихотворении А. Барто «Я у мальчи­ков спросила...» [12]:

Я у мальчиков спросила:

— Это что за деревце? —

Говорят они: — Осина. —

Только мне не верится.

 

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это елочки.

 

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

 

Мы в своей тетрадке синей

Нарисуем все листы

И не скажем об осине:

«Ах, береза, это ты!».

Очень важно, чтобы дети в этом возрасте умели уста­навливать идентичность предметов тому или иному эта­лону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В приро­де существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам — системам цветов, форм, звуков. Эталоны — это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести восприни­маемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичное сходство (ябло­ко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб) [70].

В предложенной нами схеме диагностики психологи­ческой готовности детей к школе уделяется внимание оценке перцептивного развития ребенка [77]. Известно, что замедленность процессов приема и переработки сен­сорной информации, неполноценность пространственной ориентировки, недостаточное овладение образом слова нередко приводит к задержке психического развития у де­тей [56]. Используя модификацию теста О. М. Дьяченко «Художник» [36], мы просим детей дорисовать восемь изображенных на листе бумаги схожих фигурок так, что­бы не получилось одинаковых рисунков. После заверше­ния рисования ребенку надо дать картинкам названия, то есть воспринять изображения, которые он нарисовал, и соотнести их с каким-либо классом предметов из хра­нящихся в памяти (с эталоном), а затем обозначить сло­вами свои изображения (рис. 1). Практика показывает, что около трети детей 6—7 лет, проходящих отбор в первый класс, испытывают трудности в вербализации, дают сте­реотипные названия или вовсе не могут дать название собственному рисунку, то есть соотнести его с эталона­ми, хранящимися в памяти. Эти проблемы чаще обнару­живаются у мальчиков.

Уже из приведенных выше фактов можно видеть, что такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих де­тей еще несовершенно. В то же время, именно обобщен­ность предопределяет становление других психических по­знавательных процессов — памяти, представления, речи, мышления. Обобщенность связывает индивидуальный и общественный опыт человека, обеспечивая семантиче­скую константность. К сожалению, операции обобщения и классификации у детей этого возраста находятся еще только в стадии формирования, что может отражаться не только на академической успеваемости ребенка, но и на его способности к усвоению норм и требований взрос­лых. Даже будучи воспринятыми, они по своему смыслу могут оставаться недоступными.

 

Рисунок 1 96






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.