Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика детей младшего школьного возраста






Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он проснулся ночью темной.

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Агния Барто

Младший школьный возраст охватывает период жиз­ни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятель­ством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое разви­тие детского организма (центральной и вегетативной нерв­ных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в дейст­вие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда Других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребен­ка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

В этот период возрастает подвижность нервных про­цессов, процессы возбуждения преобладают, и это опре­деляет такие характерные особенности младших школьни­ ков, как повышенную эмоциональную возбудимость и не­ поседливость. Ярко выраженно протекал данный криз у юного Пушкина. В своей книге «Жизнь А. Пушкина» Б. Мейлах пишет, что когда мальчику минуло 7 лет, в самом его облике произошел неожиданный перелом: прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шало­стями, переходящими всякие границы. Из робкого, не­поворотливого, молчаливого он вдруг превратился в не­обузданного, темпераментного, насмешливо-остроумно­го. Мальчик постоянно вызывал упреки, порицания, нервные вспышки родителей и гувернеров [83]

К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опере­жает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполня­ ют сильные и размашистые движения, чем мелкие и тре­бующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работо­способности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25— 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий [89].

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психи­ческого развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осу­ществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой куль­туры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожи­даниями людей [70]. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мо­тивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфе­ра ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени со­храняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, собы­тия и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоцио­нально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают не­посредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего [52]. С другой стороны, поступление в шко­лу порождает новые, специфические эмоциональные пе­реживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Си­туация школьной жизни вводит ребенка в строго норми­рованный мир отношений, требуя от него организован­ности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социаль­ная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении [70, 92, 131].

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив же­лания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мо­тив долженствования чаще инициируется взрослыми. В книге «Что касается меня... Сомнения и переживания са­мых младших школьников» мы постарались проследить, как дети могут разрешить этот конфликт между «хочу» и «надо», какие пути выхода из ситуации могут избрать [11]. По логике, которая не раз использовалась в русских сказках, этих путей может быть по крайней мере четыре: вперед, назад, налево и направо.

Первый путь, «надо», — это прямая дорога «вперед» во взрослую жизнь с ее нормами, требованиями и обяза­тельствами. Второй путь, «хочу», — своеобразное отступ­ление «назад», защитная регрессия к ранним детским формам поведения. Третий путь, «налево», используют так называемые «рациональные» дети, которые всеми си­лами стараются преобразовать школьную ситуацию та­ким образом, чтобы в ней вместо взрослых «надо» хо­зяйничали детские «хочу». Такие дети открыто сомнева­ются в самом содержании взрослых норм и требований, вечно что-то предлагают, изменяют исходные правила, протестуют и быстро выключаются из работы, если за ними не пошли и их не послушались. Эти дети доста­точно неудобны взрослым, так как всегда имеют свое мнение и склонны противоречить взрослым (конфлик­товать). Четвертый путь, «направо», — самый для нас интересный. Ребенок, выбирающий этот путь, всеми си­лами стремится соответствовать всем тем «надо», кото­рые следуют из конкретной ситуации. Но его не совсем удовлетворяет то, как у него это получается. В результате он уходит в себя и очень глубоко все переживает. У не­го возникают яркие, эмоционально окрашенные состоя­ния. Его раздирают противоречия между самыми разны­ми стремлениями, желаниями и хотениями. Ребенок не может принять себя в ситуации и поэтому более или ме­нее осознанно стремится преобразовать не внешний, а свой внутренний психический мир, хоть как-то снять внутреннее напряжение и дискомфорт, т. е. защититься с помощью психологических механизмов. И здесь что-то у него получается, а что-то нет. И если какие-то пере­живания останутся плохо осознанными и неотреагированными, они могут превратиться в психологические комплексы, которые мы часто наблюдаем и у взрослых людей.

Какую бы стратегию ни избрал ребенок, неспособ­ность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться и пере­живать. Поступивший в школу ребенок становится край­не зависимым от мнений, оценок и отношений окружаю­щих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к измене­нию самооценки. Если до школы некоторые индивиду­альные особенности ребенка могли не мешать его естест­венному развитию, принимались и учитывались взрос­лыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и пове­денческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрос­лых. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его по­считают смешным, трусом, обманщиком или слабоволь­ным. Как отмечает А. И. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинк­том самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополу­чию индивида в контексте его отношений с окружающи­ми людьми [39].

В большинстве случаев ребенок приспосабливает се­бя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых от­ношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок про­должает развивать рефлексию на себя и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может, по об­разному выражению В. С. Мухиной, попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая чув­ство превосходства над другими или зависть [70]. В то же время развивающаяся способность к идентификации с дру­гими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и счита­ются. Усвоение норм поведения, выработанных общест­вом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе [70J.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.