Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ода учителям






Мне очень крупно повезло в жизни - я жил, учился и работалв период расцвета советской и в первую очередь российской экономической науки.

Такие титаны экономической науки как С.Г.Струмилин, Н.А.Цаголов, В.С.Немчинов, Н.П.Федоренко, М.В.Солодков, Л.Я.Берри, С.С.Шаталин так или иначе оставили свой след в моем становлении как ученого и преподавателя. Именно благодаря им, я стал тем, чего достиг в жизни, и им я посвящаю свой скромный труд. Особая благодарность моему научному руководителю, наставнику и другу Александру Ивановичу Анчишкину.

Расскажу о нескольких эпизодах в моей жизни, оставивших глубокий след на моей научной карьере.

Первый поучительный случай связан с ответом С.Г.Струмилина на вопрос аспиранта экономического факультета МГУ на одной из «профессорских сред». (Да, да, да!!! Когда-то на экономическом факультете МГУ регулярно проводились профессорские среды. Какие это были замечательные моменты общения студентов, аспирантов и преподавателей!).

Так вот на одной из таких встреч, молодой человек, желая, по-видимому, получить подсказку при определении темы своего будущего исследования задал маститому ученому - можно даже сказать - мастодонту советской экономической науки вопрос: «Какие проблемы советской экономической науки Вы считаете не решенными». Ответ 80-и летнего Струмилина прямо-таки поразил меня (и не только меня одного, судя по шуму в аудитории): «Я не вижу нерешенных проблем в советской экономической науке. Все научные проблемы, которые мне виделись значимыми, я решил». Такое заявление по первому восприятию показалось мне грубо говоря бахвальством выжившего из ума старика. Однако по мере знакомства с тем, что сделал и сколько сделал академик Станислав Густавович Струмилин за свою долгую и плодотворную жизнь, это представление постепенно развеялось.

Действительно эта плеяда ученых: Г.М.Кржижановский, С.Г.Струмилин, Н.Д.Колосовский, В.С.Немчинов, Л.В.Канторович, В.В.Новожилов, Н.П.Федоренко, А.И.Анчищкин, находясь на переднем крае прорывной по своему характеру и назначению в мире науки, обязаны были заниматься решением всех тех задач, которые возникали перед советской экономической наукой.

Второй случай, связан с посещением коллективом нашей кафедры (тогда мы отвечали за подготовку специалистов в области планирования народного хозяйства) студенческого общежития МГУ. Когда заведующий отделом перспектив экономического развития Госплана СССР Анчишкин А.И. рассказывал анекдоты из госплановской жизни, а зам. министра финансов Бабашкин Л.Е. пел под гитару студенческие песни своего времени.

Студенты «разогретые» соответствующим поведением своих наставников, решили провести своего рода «тестирование» профессуры и задали «нешуточный» вопрос, каким образом можно в три приема поместить слона в холодильник.

Отвечали все присутствующие, было много интересных ответов, Однако, больше всего понравился и запомнился участникам встречи ответ академика А.И.Анчишкина. По его мнению, надо: во-первых, уложить слона, во-вторых, накрыть его холодильником, убрать лишние его части, в-третьих закрыть дверцу холодильника. Главная проблема при этом состоит в том, чтобы уложить слона.

Считаю, что такого рода встречи молодых исследователей и профессоров в общежитиях университета - одно из важных средств подготовки специалистов. Их непременно следует возобновить.

Наконец, еще один поучительный эпизод, который мне хотелось бырассказать, связан с именем Николая Прокофьевича Федоренко. Вернее его высказыванием в одной из своих лекций, которое перевернуло мои представления о месте ученого в мире.

Надо сказать, что в те времена в Академии народного хозяйства при Правительстве СССР читались лекции для высшего руководящего состава страны. Эти лекции иногда публиковались с грифом «для служебного пользования». Эти публикации были откровением для любого молодого исследователя, поскольку отражали реальное положение дел в нашей экономике, высказанное умными людьми.

Выражение Н.П.Федоренко приведенное в опубликованном тексте лекции, что ученый от попа отличается тем, что у священнослужителя все ясно и очевидно с самого начала, а ученый, решив какую-либо одну задачу, в результате получает десяток новых проблем. Это выражение поразило меня своей необычностью и заставило смелее подходить к постановке и решению новых задач.

Главное детище Федоренко - система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). На мой взгляд, СОФЭ - то направление экономической мысли, которое не потеряло своей актуальности до настоящего времени, несмотря на коренные преобразования в экономической жизни страны.

Я тешу себя надеждой, что отчасти причастен к проведению идеологии поиска оптимальных вариантов экономического развития среди подрастающих экономистов - студентов экономического факультета МГУ, где Николай Прокофьевич Федоренко оставил след, будучи долгое время заведующим кафедрой математических методов анализа экономики.

Так давайте же будем ценить наших предшественников, будем помнить тех, кто сделал советскую экономическую науку признаваемой и признанной в мире. Будем еще при их жизни отдавать им должное в деле решения содержательных экономических проблем, в деле подготовки научных кадров.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.