Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Блок эмоционального развития






Цели блока - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь ему адаптироваться к новым жизненным условиям и различным ситуациям; ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает. Содержательно зона ближайшего развития эмоциональной сферы старшего дошкольника может включать в себя умения произвольной регуляции собственных эмоций и чувств, способность к их рефлексии, способность понимать эмоциональные состояния другого человека, умение адекватно выражать свое настроение и др.

Накапливая определенные моменты " проживания" и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок может создать свой " эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции. Это создает условия для формирования у них способности управлять

своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и " проживание" в игровой форме ситуаций, вызывающих негативные эмоции, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в реальной жизни.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт " проживания" эмоциональных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ЭМОЦИЙ

Цель: познакомить детей с эмоциональным миром человека.

Детям рассказывают о том, что такое эмоции и зачем они нужны.

Вы можете представить человека, который никогда не смеется, не плачет, не сердится, не боится? Действительно, все люди в различные моменты своей жизни то радуются, то огорчаются, то боятся. Когда это происходит?

Радость, печаль, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции. С их помощью мы показываем свое отношение к тому, что с нами происходит, и наше лицо выражает либо скуку, либо удивление, либо страх... Значит, эмоции отражаются на наших лицах. При удивлении мы приподнимаем брови, когда испытываем радость, уголки наших губ приподнимаются и растягиваются в стороны и т.д.

Давайте подумаем, как еще люди выражают эмоции? Представьте, что вы смотрите цирковое представление, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомните, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: удивление, восхищение и, может быть, было немного страшно, а потом - очень весело. Оказывается, одно и тоже событие может вызвать сразу много эмоций и проявлять их можно с помощью выражения лица. Но когда нам становится интересно, что же происходит на арене цирка и как это у фокусника все получается, мы можем привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: " Ничего себе! ", " Здорово! ". Значит, свои эмоции можно выражать

еще и с помощью слов. И наконец, когда мы, восхищаясь артистом, хлопаем в ладоши, мы выражаем свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (т.е. в выразительных движениях своего тела).

Далее дети выполняют несколько заданий.

" Азбука настроений" [4; 39 - 43, 221 - 227], [7; 137 - 140].

Цель: знакомство с эмоциональным миром.

Материалы: пиктограммы - изображения разных эмоциональных состояний, наборы из шести карточек с изображением людей и животных с разным эмоциональным состоянием, вырезки из журналов - фотографии людей с разным настроением, ножницы.

A. Дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями с помощью пиктограмм. Психолог просит детей поднять карточку, где персонаж удивлен, обижен, радуется, боится и т.д.

Б. Детям предлагается набор разрезанных фотографий, перемешанных между собой. Предлагается помочь людям найти и собрать их фотографии.

B. Дети разбиваются на пары. У каждого ребенка свой набор пиктограмм, отличающийся от того, что у партнера. Один ребенок выбирает пиктограмму и называет, что на ней изображено, другой - показывает пиктограмму с изображением эмоции, которая предшествовала появлению эмоционального состояния, изображенного на первой пиктограмме.

Таким образом можно моделировать различные ситуации.

" Мимическая гимнастика" [4; 40].

Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мышц лица, продемонстрировав удивление (сморщить лоб, поднять брови), страх (расширить глаза, открыть рот, все тело напряжено), презрение (сжать губы, прищурить глаза) и т.п.

Этюды на выражение разных эмоций: " Лисенок боится", " Собака лает и хватает за пятки", " Гроза", " Момент отчаяния", " Ночные звуки", " Сочувствие" [14; 114 - 118].

В конце занятия психолог благодарит детей за работу: " Спасибо всем. На этом занятие завершается. До свидания".

ЗАНЯТИЕ 2. ПРИЯТНЫЕ ЭМОЦИИ [6; 45 - 47]

Цели: знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материалы: пиктограмма " радость", фотографии веселых людей, бумага, цветные карандаши и краски.

Дети садятся в круг. Психолог поворачивается к тому, кто сидит справа от него, называет ребенка по имени и говорит, что он рад его видеть. Далее ребенок поворачивается к своему соседу справа и делает то же самое, и так до тех пор, пока все дети не поприветствуют своего соседа.

Детям показывают пиктограмму " радость". Как вы думаете, этот человечек грустный? А, может быть, он сердитый?.. Да, этот человечек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.