Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению лекционных занятий






Теоретическое и практическое обучение по дисциплине осуществляется посредством чтения лекций, выполнения к/р, рефератов, а также самостоятельной работой студентов (СРС).

Главным звеном дидактического цикла обучения является лекционный курс, цель которого заключается в формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами/магистрантами учебного материала.

Преподаватель в ходе лекции, применяя методы устного изложения и показа, передает студентам/магистрантам знания по ключевым, фундаментальным вопросам изучаемой дисциплины. Главное достоинство лекции состоит в том, что новизна излагаемого материала соответствует моменту ее чтения, в то время как положения учебников, учебных пособий относятся к году их издания. Кроме того, на лекции личное общение преподавателя со студентами предоставляет большие возможности для реализации воспитательных целей.

При изложении материала преподавателю необходимо ставить на каждую лекцию конкретную цель, которая вытекает из темы и реальных возможностей преподавателя.

Основные требования к лекции:

1. научность; логическая последовательность изложения учебных вопросов;

2. конкретность и целеустремленность изложения материала;

3. соответствие отводимого времени значимости учебных вопросов;

4. соответствие содержания лекции принципам обучения, требованиям руководящих документов;

5. наглядность обучения; формирование у студентов/магистрантов потребности к самостоятельному углублению знаний;

6. изложение материала с учетом достигнутого уровня знаний.

Структура лекции обязательно включает ее план, строгое следование которому – залог ее логического последующего развития. В план входят ключевые вопросы лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов. Обязательно следует кратко напомнить содержание предыдущей лекции, связав его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы желательно совмещать разные методы, индуктивный (примеры, факты, подводящие к научным выводам) и дедуктивный (разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах). По каждому из анализируемых положений необходимо делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции подводится её итог. Представление места лекции в изучаемом курсе и порядка прохождения темы определяет ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов занятий, а также уяснение состава и уровня подготовки студентов/магистрантов.

При чтении лекционного курса и для успешного овладения лекционным материалом студентами/магистрантами преподавателю следует использовать различные формы лекций: информационную в ее вариациях (вводная, обзорная, обзорно-повторительная), проблемную, лекцию-беседу, лекцию-диспут.

Чтение лекции целесообразно начинать с краткого вступления, в котором преподаватель при необходимости напоминает содержание предыдущего занятия, потом объявляет следующую тему, дает целевые установки обучаемым, учебное время на изучение темы, рекомендованную литературу. По каждому вопросу необходимо давать точные формулировки, определения, раскрывать сущность и содержание учебного материала, приводить необходимые доказательства и обоснования, предъявлять визуальные материалы. Основные положения лекции подкрепляются примерами.

Необходимо, на всем протяжении лекции, следить за концентрацией внимания аудитории, интонационно подчеркивая и выделяя наиболее значимые места и разделы лекции. Следует помнить, что 1-е ослабление внимания обучающихся наступает на 15 – 20-ой минутах, 2-е – на 30-35-ой минутах. Для успешного преодоления этих «рубежей» необходимо следить за вниманием студентов/магистрантов, обращаться к аудитории с вопросами, с просьбами привести обучающимися собственных, соответствующих теме лекции, примеров.

В ходе лекции следует также контролировать лекционное время, ибо при его нехватке, особенно в заключении лекции, ускоряется темп изложения материала, не делаются выводы, неэффективно используется иллюстративный материал. Преподавателю, при очевидном недостатке времени в конце лекционного занятия, лучше опустить второстепенный материал или дать отдельные вопросы лекции на самостоятельное изучение, обязательно указав при этом соответствующий источник (литературу). При этом следует помнить о том, что в конце занятия необходимо оставлять временной интервал в 3-5 минут для того, чтобы дать задание для самостоятельной работы и ответить на возникшие в ходе лекции вопросы.

Преподавателю необходимо также, в зависимости от значения и сложности материала, выбирать определенный темп речи, рассчитанный на то, чтобы обучаемые успевали конспективно записать необходимый лекционный материал.

В заключение лекции формулируются выводы и даются необходимые рекомендации, вытекающие из содержания пройденного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам, рекомендуются методы применения полученных знаний в практической деятельности.

На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнаю новые знания, постигаю теоретические особенности своей профессии. Преподаватель должен использовать во время лекции такие средства коммуникации, которые обеспечивают наиболее эффективную передачу его собственной личности. Поскольку, чем больше он соответствует определённому образцу профессионала («светлому образу учителя»), тем больше оказывается влияние преподавателя на студентов и тем легче достигаются результаты обучения.

Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами. Лекция является проблемной тогда, когда в ней реализуется сам принцип проблемности. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Вопросы на проблемной лекции (требования к вопросам)

1. в вопросе отражается результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи, отделения известного от неизвестного, понятного от непонятного;

2. вопрос указывает на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, неизвестный пока студентам способ анализа условий, решения задачи и т.п.);

3. ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

4. вопрос является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

Заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы позволяют управлять мышлением студентов на проблемной диалогической лекции.

В отличие от лекции-беседы на лекции-диспуте преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия предполагает живое взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. По ходу лекции-диспута преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко их обсудить, затем следует краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Преподавателю следует помнить и о том, что успешное проведение лекции также зависит от дисциплинированности студентов/магистрантов, их взаимоуважении, уважении к преподавателю, тактичности и вежливости всех, участвующих в лекции, сторон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.