Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг социально-психологических особенностей






подростков «группы риска»

Мониторинг социально-психологических особенностей подростков «группы риска» проводился психологом Нижегородского ресурсного центра " Детство без насилия и жестокости", к.психол.н., доцентом кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета, Глуздовой Ольгой Викторовной.

Дети «группы риска» - эта та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

 

Учитывая определение понятия детей и подростков «группы риска», можно выделить следующие категории детей «группы риска»:

- несовершеннолетние правонарушители;

- беспризорные и безнадзорные дети подростки;

- дети – инвалиды;

- дети – сироты;

- дети и подростки, страдающие наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

 

Анализ деятельности различных программ по работе с детьми «группы риска» позволяет достаточно четко определить представления об этих детях и подростках, как о целевой группе. Выяснение причин возникновения явлений безнадзорности, наркомании, правонарушений и т.д., а так же анализ особенностей детей – сирот и детей инвалидов, позволяет сделать вывод, что у всех этих категорий детей и подростков есть одна общая особенность, общий корень – социально – психологическая дезадаптация. Эта мысль не нова, многие педагоги, психологи, социологи обосновывают ее в своих исследованиях.

 

Исследование социально-психологических особенностей детей, подростков и семей «группы риска» включает в себя различные показатели, позволяющие выявить и проанализировать характер социально – психологической дезадаптации у подростков, как фактора риска криминального поведения. К этим показателям относятся:

· агрессивное поведение;

· личностная и ситуативная тревожность;

· неадекватная самооценка;

· нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,

· неподчинение школьным нормам и правилам поведения и успеваемость.

 

Для проведения исследования применяются различные типы методик: тестовые; анкетирование; листы наблюдений и др.

 

Среди личностных и социально – психологических факторов риска криминального поведения в подростковом возрасте можно выделить следующие:

· активное агрессивное поведение. При этом необходимо заметить, что взрослые обращают внимание на активные формы агрессивного поведения, как на фактор риска, Наше исследование показало, что косвенные формы агрессии, которые менее наказуемы взрослыми и меньше обращают на себя внимание (ябедничание, высмеивание), также свидетельствуют о социально – психологическом неблагополучии подростка, как и активные формы (угрозы, оскорбления и др).

· заниженная самооценка;

· высокий уровень личностной и ситуативной тревожности (особенно в сочетании с высоким уровнем притязаний);

· негативное отношение к школе: частные пропуски уроков, неподчинение школьным правилам и т.д.

· нарушение взаимоотношений со взрослыми, выражающееся в форме неподчинения, активного протеста, частых конфликтов и т.д.

· нарушение взаимоотношений с одноклассниками: частые, затяжные конфликты, насилие по отношению к сверстникам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.