Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор программы:старший преподаватель кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета, Морозова Людмила Борисовна.






 

На современном этапе развития общества довольно дико звучат такие определения, как дети-преступники, дети-заключенные. В России существует множество колоний для несовершеннолетних.

 

Общество поставило подростка в не лучшие условия выживания, не всегда достаточно ему помогая. Дети, живущие в семьях «группы риска», вынуждены сами заботиться об удовлетворении своих потребностей, порой избирая для этого противоправные действия.

 

Подросток, подвергшийся насилию в детстве, плохо приспособлен для выполнения задач подросткового возраста. Он чувствует неудачу и не способен идентифицироваться со своими сверстниками. Испытав на себе жестокое обращение и насилие, подростки сами пытаются совершать насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат - часто оказываются на скамье подсудимых. Изоляция от общества является травмирующим фактором, часто глубоко переживается.

 

Цель программы:

· оказание психологической помощи, включая личностное консультирование (по переписке), направленной на оказание психологической помощи подростку, находящемуся в местах лишения свободы; на поддержку адаптивных навыков «Я»; на помощь в овладении навыками социальной компетентности, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.

· организация помощи подросткам, находящихся в местах лишения свободы, в мобилизации их творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисной ситуации.

Условия реализации программы:

1. Для работы по программе необходим руководитель и волонеры.

Руководителем программы должен являться психолог-консультант, имеющий опыт работы с трудными подростками, владеющий навыками дистантного консультирования.

Задами руководителя программы являются: Организация взаимодействия и сотрудничества с администрацией колонии для несовершеннолетних; Организация консультации по переписке; Организация обучающих семинаров для волонтеров; Обеспечение методической и клиентской базы; Проведение методических и рабочих семинаров; Контроль и анализ консультативной деятельности

Волонтерами программы могут являться студенты-психологи старших курсов ВУЗов, имеющие навыки консультирования, взаимодействия с подростками.

Задачами волонтеров программы являются: Проведение консультирования (по переписке) для подростков колонии; Участие в обучающих семинарах; Участие в методических и рабочих семинарах; Самоанализ консультативной деятельности

 

Работа по программе невозможна без взаимодействия с юристом, который. осуществляет юридическую поддержку деятельности по программе, проводит консультации по правовым вопросам, организации взаимодействия с колонией для несовершеннолетних.

 

Рекомендации по использованию программы:

  1. Обязательна предварительная встреча руководителя программы с руководством колонии с целью информирования о программе, определения возможностей реализации программы, а также содержания работы с заключенными подростками;
  2. Необходимо наличие бумаги и конвертов для осуществления консультирования по переписке;

3. Для эффективной работы по программе необходимо владение следующей информацией о колонии:

· количество осужденных, по каким статьям, сроки отбывания наказания;

· количество сотрудников (начальники отрядов, психологи, воспитатели, социальные работники, работающие с осужденными).

4. Необходимо методическое обеспечение реализации программы (литература по проблеме, опыт работы, консультации специалистов и экспертов в области консультирования по переписке и юриспруденции).

Содержание работы:

Первый этап:

  • Организация взаимодействия и сотрудничества с администрацией колонии для несовершеннолетних;
  • Подготовка обучающей программы для волонтеров школы «Консультирование по переписке»;
  • Подбор волонтеров из числа психологов, студентов психологических факультетов ВУЗов;
  • Проведение школы «Консультирование по переписке»;
  • Создание информационного поля.

 

Второй этап:

· Организация и проведение школы для волонтеров «Консультирование по переписке»;

· Создание методической базы;

· Создание клиентской базы;

· Организация деятельности консультирования по переписке.

 

Третий этап:

· Организация деятельности консультирования;

· Организация и проведение рабочих и методических совещаний;

· Организация хранения документации по переписке.

 

Четвертый этап:

· Организация деятельности консультирования;

· Организация и проведение рабочих и методических совещаний;

· Составление отчетности о деятельности консультирования;

· Экспертная оценка работы

 

Критерии оценки программы:

1. Эффективность функционирования консультации по переписке (количество обращений, в том числе повторных, качественные личностные изменения осужденных (обратная связь подростков, сотрудников колонии);

2. Экспертная оценка проекта:

· Внутренняя;

· Внешняя (со стороны сотрудников колонии, психологов)

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

В 2001 году специалистами Центра по проблемам насилия и пренебрежения нуждами детей Медицинского центра университета Оклахомы (США)Боннер Б., Т.Н.Балашовой, М.Чаффиным и директором Центра поддержки детей, подвергшихся насилию в г. Тарту, Эстония Р.Соонетс были подготовлены аналитические материалы о развитии системы защиты детей от насилия и жестокого обращения в странах Восточной Европы. В этих материалах приводятся сведения о наиболее эффективных стратегиях развития системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. На следующих диаграммах представлены данные, показывающие, какие из действий наиболее отвечают запросу развития системы защиты детей в Восточной Европе. Также на диаграммах показано мнение специалистов междисциплинарных команд Нижегородской области о наиболее важных направлениях развития системы защиты детей от насилия в России (опрос проводился сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» в 2003 году).

Диаграмма 2. Эффективные стратегии предотвращения насилия, жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами

 

Наиболее частыми источниками финансирования мероприятий по развитию системы защиты детей от насилия и России, и в странах Восточной Европы являются неправительственные фонды и гранты, вместе с тем, государственное финансирование этих мероприятий в странах Восточной Европы и в России различается: В России финансирование системы защиты детей реже, чем в восточной Европе осуществляется за счет государства и, следовательно, в меньшей степени приоритетно для государственной политики. Также хуже в России развита законодательная база и нормативно-правовое обеспечение деятельности системы.

 

Диаграмма 3. Эффективные стратегии предотвращения насилия, жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами

 

 

Количество конференций и исследований по проблеме насилия над детьми и в восточной Европе, и в России развито недостаточно. Что касается обучения профессионалов по данной проблеме, то следует заметить, что приведенные параметры отражают ситуацию в Нижегородской области, где в течение 5пяти лет действует специальная программа подготовки междисциплинарных команд для предотвращения ситуации насилия. Эти данные нельзя экстраполировать на страну в целом, поскольку обучение профессионалов для работы в этой области для России является новым.

Общие выводы приведенных выше аналитических материалов свидетельствуют о том, что некоторые ключевые элементы системы защиты детей присутствуют во всех странах, но в большинстве стран система еще полностью не установилась. В материалах подчеркивается, что социально-экономические изменения в странах создают основные проблемы, связанные с положением детей и у

ровень экономических проблем государства выступает как основной барьер для увеличения числа служб помощи и качества их деятельности.

 

Международный опыт показывает, что управление системой защиты детей от насилия и жестокого обращения эффективнее всего осуществляется надведомственным органом (совет, междисциплинарный комитет, уполномоченные по правам ребенка и т.п.). Этот орган организует и инициирует, как правило, следующие виды работ:

  • Проведение программ мониторинга:

Ранних предпосылок асоциального поведения детей;

Семей «группы риска»;

Детей и подростков, совершивших правонарушения;

Образовательных и лечебных учреждений для детей и подростков;

Специальных учреждений закрытого типа для детей и подростков.;

Состояния проблемы насилия и жестокого обращения с детьми;

  • Создание и обновление базы данных организаций и служб помощи и реагирования;
  • Экспертизу деятельности организаций и служб;
  • Экспертизу программ помощи и профилактики;
  • Информирование населения о службах реагирования и помощи;
  • Ведомственные и межведомственные совещания о состоянии проблемы;
  • Ежегодную межведомственнуюконференцию;
  • Подготовку ежегодного доклада органам власти о состояния проблемы.

Ст. 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.06.99 предусматривает распределение обязанностей между 8 государственными органами (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел).

Сегодня реально существует большая сеть ведомств, занимающихся ре­шением проблемы насилия (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокурату­ра, суд, религиозные конфессии), каждое из которых имеет центра­лизованное руководство. Не вызывает вопроса наличие жестких управленческих связей в данных структурах, но в то же время недостаточно совместных документов, совещаний по межведомственному взаимодействию, нет спланированной стратегии в координа­ции работы данных ведомств.

Задачами служб социального обслуживания семьи, учреждений здравоохранения и правоохранительных органов являются инфор­мирование людей о сложности выявленной ситуации, предоставле­ние максимально полной информации о способах ее решения и, если члены семьи придут к необходимости постороннего вмеша­тельства в данный конфликт, - оказание помощи.

Совместная деятельность всех ведомств должна ориентироваться на достижение цели улучшения положения ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши исследования показывают, что в России существует необходимость создания целостной системы помощи детям, подростками и семьям в целом, пострадавшим от насилия.

Врачи, педагоги и психологи, работая по специальным программам, могли бы восстановить у детей и подростков уважение к себе, как к личности, повысить уверенность и защитные качества, утверждая, таким образом, право каждого человека, в том числе детей и подростков, на здоровье и безопасность.

Очевидно, что данная категория детей нуждается не просто в помо­щи окружающих, а в специально организованной профессиональ­ной многопрофильной, медико-социально-юридическо-психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявле­нии, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализа­ции и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Такой деятельностью стали заниматься специалисты учреждений нового типа, ко­торые в 1990-х гг. стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей, центры соци­альной реабилитации трудных подростков, социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из-за жестоко­го обращения и пьянства родителей, центры психолого-педаго­гической помощи, " телефоны доверия" и т.п. Каждое из этих со­циально-педагогических учреждений вносит свой определенный, больший или меньший, вклад в избавление от некоторых социаль­ных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают весь комплекс проблем.

На наш взгляд, главной причиной, которая обусловливает и все остальные проблемы, является отсутствие системных подходов в органи­зации деятельности всей совокупности этих учреждений и объеди­няемых ими специалистов, а также в подготовке кадров. Поэтому мы рассматриваем проблему более эффективной организации медико-соци­ально-педагогической и юридической поддержки детства как проблему построения системы взаимосвязанных и взаимообусловленных учреждений и служб разного профиля, объединяющих различных специали­стов: социальных педагогов, психологов, медиков, социальных ра­ботников и других, а также соответствующих органов управления, которые в совокупности решали бы проблему социально-педаго­гической поддержки детей.

Таким образом, поскольку насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, то для решения ее наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Внутренней детерминантой деятельности такой системы является междисциплинарная команда специалистов, работающая по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М.: Сфера, 1999. - 542 с.

2. Аверьянов А, Н. Системное познание мира. Методологиче­ские проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 264 с.

3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолет­них. – Свердловск, 1986.

4. Альтшулер Б., Кушнир Л., Пронина С., Паперно В.- Право ребенка на защиту от отклоняющегося поведения // Защити меня. - 2001. - № 4. - С. 8-12.

5. Амбрумова А.Г., Железнова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте М.: МЦ СССР, 1978.

6. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: [Психопатол. пробл., возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуал. насилие] // Прикладная психология и психоанализ.- 1997.-N 3.- С. 59-71.

7. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: ИНФРА, 1995.

8. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 160 с.

9. Баб'як T.I. Психокорекцшна робота з дггьми та шдлiтками, що зазнали насильства. - Львiв: ВНТЛ, 1999. - 48 с.

10. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1997.

11. Бандурко Ю.В. Глуздова О.В. Психологические особенности детей и подростков «группы риска». – Н.Новгород, НГЦ, 2003. – 25 с.

12. Баклан Н.С., Глуздова О.В. Школа безопасности для подростков: руководство для практических психологов, педагогов, социальных педагогов. – Н.Новгород, Изд-во НГЦ, 2001 г.

  1. Балашова Т.Н., Волкова Е.Н. Предупреждение делинквентности подростков путем совершенствования системы защиты ребенка: американский опыт. - Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2003

14. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.

15. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М., 1993.

  1. Бирюкова Л.Б., Сорокина Т.М. Ранние предпосылки отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста (Часть II) Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2003

17. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань: ИФ " Стиль", 1997.

18. Бокарев Н.Н. Процесс социальной девиации // Ученые записки МГСУ. - 1998. - № 1. - С. 19-34.

19. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия: (Психол.-психиатр. аспекты пробл.): [На прим. изуч. Поведения женщин в возрасте 15-19 лет, отказавшихся от новорожден.]// Вопр. психологии.- 1995.- N 1.- С. 33-40.

20. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

21. Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

22. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.

  1. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Ранние предпосылки отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста (Часть I).- Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2003

24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1991.

25. Волков В.В., Волкова Е. Н. Развитие системы защиты прав детей и подростков в Нижегородской области// «Право на детство: Профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков»: Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 24-25 апреля 2003г. - Нижний Новгород, 2003.

  1. Волков В.В. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский оптыт. – Н.Новгород, НГЦ, 2003 г.
  2. Волкова Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми. - Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №6, стр.24-28

28. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 240 с.

29. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняюще­гося) поведения СПб, 1993.

  1. Глуздова О.В. Агрессивное поведение как индикатор психического или социального неблагополучия подростка // Традиции и новаторство в современном образовании: сборник материалов научно – практической конференции. Н. Новгород, 2001. С. 63 – 64.

31. Глуздова О.В. DEPARTMENT OF PSYCHIATRY & BEHEVIORAL SCIENCES (США): программы профилактики насилия над детьми – Сборник научно – практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». – НГЦ, 2003 г.

32. Глуздова О.В. THE FLLENDELE ASSOCIATION: Из опыта работы с проблемными детьми и подростками. – Сборник научно – практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». – НГЦ, 2003 г.

33. Гражданское общество: практические и научно-методические аспекты. Информационно-методическое издание / общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. - Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2002. - 164 с.

34. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие. - Петрозаводск, 2000.- 68 с.

  1. Гуггенбюль Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект».-2000.- 220 с.

36. Давыдов В.М., Ладанов И.Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. - М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1985. - 46с.

37. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив. / Под ред. Ю.А. Клейберга. - Тверь, 2000.

38. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А.Клейберга. - М. - Тверь. - 1998.

39. Дети " группы риска": материалы Международной конференции. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.-173 с.

40. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 202 с.

41. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические пролемы. - Тверь: ТГТУ, 1997.

42. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. - М., 1994.

43. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей: [По данным исслед. причин и следствий отклонений в социал. поведении]// Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.-М., 1998.-.- С.18-26.

44. Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации / Информационно-методическое издание. - Ижевск: Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003. - 162 с.

45. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / Общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. - Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2001. - 170 с.

46. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.

47. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/ Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.

48. Кинг М.Л. Философия ненасилия: Шесть принципов // Антология ненасилия - М.; Бостон, 1991.

49. Киреев Г.Н. Сущность насилия. - М., 1990.

50. Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков: Учебное пособие. - Тверь - Нальчик: " ЧуДо", 2000. - 275 с.

51. Кольб И. " Я никогда не хотел сделать ей больно": Исповедь одного отца: [Сексуал. насилие в семье: Излож. публ. из журн. " Штерн" ]/ Пер. с нем. В.Кумарин // Семья и шк.- 1995.- N 5.- С. 22-23.- (Опас.повороты).

52. Корчак Я. Как любить детей: Избранные педагогические npoизведения. — Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999

53. Курасова Н.В.Сексуальное насилие в семье: [К вопр. диагностики психол. последствий у детей] // Семейн. психология и семейн. терапия.- 1997.-N 1.- С. 106-117.

54. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство, - М.: УЦ " Перспектива", 1997.

  1. Ладыкова О.В. Насилие в семье// Проблемы школьного воспитания. - 2002. - № 3. - C.73-77.
  2. Ладыкова О.В. О необходимости подготовки междисциплинарных команд по программе «Детство без насилия и жестокости» // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород, 2001. С. 151-154.
  3. Ладыкова О.В. Проблема мотивации работы в НКО специалистов помогающих профессий. / О.В. Ладыкова, Л.И. Ловцова // Гражданское общество. Практические и научно-методические аспекты. – Ижевск, 2002.-С. 95-98.
  4. Ладыкова О.В. Программа «Подготовка междисциплинарных команд» Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» // Гражданское общество. Практические и научно-методические аспекты. – Ижевск, 2002. С.102-104.
  5. Ладыкова О.В. Программа обучения школьных команд по программе «Детство без насилия и жестокости»/ Е.Н.Волкова, О.В. Ладыкова //Защита детства. Социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. - Ижевск, 2001.-С.57-61.
  6. Лопатина В.И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. - М., 2000.
  7. Масленникова О.М. NICASA: организация профилактической и реабилитационной работы. (тезисы)// Материалы международной научно-практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». - Н. Новгород: НГЦ, 2003
  8. Масленникова О.М. Изучение насилия и жестокого обращения с подростками// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2003. Т. 5

63. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2000. — 272 с.

  1. Морозова Л.Б. Дистантная помощь подросткам, находящимся в воспитательной колонии.//Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. – Ижевск, 2001 г.-с.88-91 замкнутом круге общения.//Актуальные проблемы психологии образования. Материалы второй региональной научно-практической конференции. Н.Новгород, НГЦ, 2001, с. 163-169.
  2. Морозова Л.Б. Консультация по переписке с
    подростками, отбывающими наказание. Руководство для практических психологов. - Н.Новгород, НГЦ, 2001.-29с.
  3. Морозова Л.Б. Междисциплинарный подход в работе с трудными семьями// Организация работы по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства и по защите прав детей на региональном и местном уровнях: опыт российских регионов. Материалы рабочего совещания Н. Новгород, 26 июня 2003 г. – РОО «Право ребенка», М., 2003.
  4. Морозова Л.Б. Подготовка специалистов мультидисциплинарных команд для работы с подростками с девиантным поведением // материалы международной научно-практической конференции «Право на детство: профилактика ненасилия среди детей и подростков» - Н.Новгород: НГЦ, 2003. – с. 158-162.

68. Морозова Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям // Обучение с целью уменьшения насилия. Международная ассоциация «Педагогика ненасилия» - СПб., 2002. – с. 150-153

69. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.

70. Мэнделл, Г., Дамон, Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Дж. Г. Мэнделл, Л. Дамон при участии П.К.Кастальдо и др.; Пер. с англ. А.В. Байгузова; Ил.С. Холл-Марли.- М.: Генезис, 1998.- 159 с.

71. Насилию – нет! (дети и жестокость).- Екатеринбург, 2002.-94с.

72. Недостойное обращение с детьми. - Тарту, 2000. - 230 с.

73. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Методические рекомендации. — Ярославль: Александр Рутман, 1996. — 138 с.

74. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. — М.: Изд-во Инсти­тута Психотерапии, 2001. — 256 с.

75. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод, пособие / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2002. — 158 с.

76. Профилактика несвободы. Организационно-методическое пособие/ Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А.Кухаренко, Т.И.Привалихина / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2003. - 358 с.

77. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 1998.

78. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. — М.: Академический Проект; 2000. —286 с.

79. Решение проблем насилия в семье. Сборник статей к международной конференции «Насилие в семье».- Самара: ГП «Перспектива», 2001. - 184 с.

80. Роден М., Абаранбал Г. Сестры по несчастью: Немало мифов бытует относительно сексуал. преступлений: [По отношению к детям и подросткам]// Семья и шк.- 1995.- N 1.- С. 23-26.81. Романова О.Л. Сексуальное насилие над детьми // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац.работы.- 1996.- N 4.- С. 78-85.82. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Ин-т дет. психотерапии и психоанализа акад. гуманит. исслед; Под ред. Н. К. Асановой.- М.: ВЛАДОС, 1997.-504, [1] с.83. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях// Актуальные проблемы современного детства.- М., 1994.-.- С. 84-88.

84. Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И." Жестокое обращение с детьми и его последствия" / Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993

85. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Нар. образование.- 995.- N 5.- С. 88-91.

86. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. - СПб., 1999.

87. Серегина И.А. Междисциплинарная работа специалистов как профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков: опыт штата Оклахома (США). - // Сборник материалов международной научно-практической конференции " Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков". - Н.Новгород: НГЦ, 2003. С. 28-30.

88. Синягин, Ю.В., Соловьев, О.С. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании: Метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1993.- 124с.

89. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000. - 216 с.

90. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Россий­ской науч.-практ. конф. (Москва, 28-28 ноября 1996 г.). - М., 1996. – 184 с.

91. Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тезисы конференции.-СПб., 2000. - 292 с.

  1. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. — М.: Издательский центр " Академия", 1996. - 320 с.

93. Столин В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. - М., 1982.

94. Стребиж В.В., Баскова И.И., Голенищева М.В., Терновая М.В. По­пова Е.А., Крапивина Л. Насилию — нет! (дети и жестокость). Екатерин­бург: Детский правозащитный фонд " Шанс", 2002. - 93 с.

  1. Филиппова О.А. Управленческая команда как объект социальной перцепции: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. - М., 2002.

96. Хассен С. Освобождение от психологического насилия.— СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2001. — 400с.

97. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Сост. В. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.—264 с.

98. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основныминуждами: [Коммент. и извлеч. из Уголов. кодекса и Уголов.-процессуал. кодекса Рос. Федерации] // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац.работы.- 1995.- N 2.- С. 67-85.

99. Чепурных Е. Проблемы подрастающих поколений в меняющемся обществе и пути их решения // Защити меня. - 2001. - № 4. - С.4 - 8.

100. Черепанова Е. Насилие? В семье?: [Сексуал. насилие: Психол. аспект] // Семья и шк.- 1995.- N 3.- С. 20-23.

101. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова ТА., Либоракина М.И., Максудов P.P., Флямер М.Г. и др. Социальные работники за безопасность в семье. / Под ред. Либоракиной М.И. — М., 1999.

102. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова ТА., Либоракина М.И., Максудов P.P., Флямер М.Г. и др. Социальные работники за безопасность в семье. / Под ред. Либоракиной М.И. — М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. — 144с.

103. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Мат-лы Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 25 - 27 октября 1995 г.). - М., 1995.- 110 с.

104. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М., 2000.

105. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 250 с.

106. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 400 c.

107. Belbm M. Team Roles at Work. Butterworth-Hememaim, 1993.

108. Dyer W.G. Team Building, 2nd ed. Reading, Mass: Addison-Wesley, 1987.

109. Evans, C.R., & Dion, K.L. - Group Cohesion and Performance: A Meta-Analysis // Small Group Research, 1991, Vol.22, N2. P. 175-186.

110. How to organize local system of assistance for abused children. - Toret, 2001. P. 129

111. Kempe R.S., Kempe C.H. Child Abuse. Fontana / Jhtn boos, London, 1978. 157 p.

112. Orsbum J., Moran L., Musselwhite E., Zenger J. Self-Directed Work Teams: The New American Challenge. NY: Irwin, 1990.

 

Содержание:

ПРЕДИСЛОВИЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.