Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 7. Беседа по картинкам (О.В. Суворова).






Цель: Изучение эмоционального и нормативного отношения дошкольников к ситуации агрессии со стороны сверстника.

Исследуемые показатели:

  1. Осознанное и эмоциональное отношение ребенка к ситуации агрессии.
  2. Особенности осознания социальных норм поведения в ситуации агрессии.
  3. Родительские установки на поведение в ситуации агрессии.
  4. Родительская оценка детской агрессии.
  5. Позиция ребенка в ситуации агрессии.
  6. Эмпатия дошкольника к сверстнику.

 

В результате исследования выделяются наиболее значимые предпосылки асоциального поведения. В нашем исследовании такими предпосылками явились:

· материнское отвержение;

· низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

· неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;

· неосознаваемая родительская установка на " разрешение" детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

· родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;

· непринятие ребенка детской группой;

· неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.

 

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у младших школьниковпроводился психологом Нижегородского ресурсного центра " Детство без насилия и жестокости" Бирюковой Людмилой Александровной и зав. кафедрой социальной психологии, педагогики и предметных методик начального образования Нижегородского государственного педагогического университета, д.психол.н., профессор, Сорокиной Татьяной Михайловной

 

Изучение психологических особенностей развития личности младшего школьника важно для своевременной коррекции и предотвращения серьезных нарушений в развитии личности.

Целью мониторинга является изучение разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения. Это биологический, психологический и социальный факторы.

 

Биологические факторы – это, прежде всего, динамические свойства нервной системы, зрелость мозговых структур, соответствие уровня психического развития биологическому возрасту ребенка. Эти факторы влияют на особенности внимания, мыслительных операций, запоминания, владения речью, способность сидеть в течение всего урока и контролировать свое поведение.

Психологические факторы – это:

1. Сформированность учебной мотивации (желание учиться, познавать новое).

2. Степень эмоционально-волевой зрелости (развитость эмоционального контроля, умение соответствовать требованию учителя и учебной ситуации, иерархия ценностей).

3. Адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.

 

К социальным факторам, прежде всего, относятся:

1. Влияние семьи, которое определяется стилем воспитания, психологическим климатом семьи.

2. Социальный статус ребенка в школе.

 

В соответствии с особенностями психического развития ребенка в младшем школьном возрасте изучаются следующие факторы:

1) сформированность учебной мотивации;

2) иерархия ценностных ориентаций;

3) субъективная оценка (самооценка), оценка ребенка родителями и учителем;

4) роль семьи в психическом развитии ребенка;

5) эмоциональное отношение ребенка к значимым взрослым и явлениям, оказывающим влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста.

 

Причинами правонарушений младшего школьника являются:

1) Негативное воспитательное воздействие семьи (состав, тип воспитания, психологический климат).

2) Трудности во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками.

3) Трудности в выполнении школьных норм и правил поведения.

4) Трудности во владении учебной деятельности.

5) Негативное отношение учителя, неадекватный педагогический подход к младшему школьнику.

6) Эмоциональное отвержение, отрицательно отношение младшего школьника, многих явлений и понятий школьной ситуации.

 

Эти причины приводят к школьной дезадаптации и в развитии личности ребенка происходят в дальнейшем отклонение в поведении. Формируются негативные личностные качества, дальнейшее нарушение психического развития, приводящее к правонарушениям.

 

В соответствии с особенностями психического развития ребенка в младшем школьном возрасте изучались следующие факторы:

1) сформированность учебной мотивации;

2) иерархия ценностных ориентаций;

3) субъективная оценка (самооценка), оценка ребенка родителями и учителем;

4) роль семьи в психическом развитии ребенка;

5) эмоциональное отношение ребенка к значимым взрослым и явлениям, оказывающим влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста.

 

Для этого был разработан диагностический комплекс, который включал в себя тестовые методики, опросники:

1) Анкета оценки уровня школьной мотивации (отношении к школе, учебной ситуации) Н. Г. Лусканова.

2) Кинетический рисунок семьи. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка; показывает, как ребенок воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

3) Цветопись. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к значимым ему людям и явлениям.

4) Ценностные ориентации и самооценка младшего школьника (Дембо-Рубинштейн, модификация Габриян). Дети оценивают сами себя и субъективные представления оценки их со стороны значимых взрослых, родителей и учителей.

 

Также учитывалась экспертная оценка учителем показателей социально-психологической дезадаптации младшего школьника.

 

В результате проведенного исследования выявляются наиболее значимые факторы формирования асоциального поведения в младшем школьном возрасте и правонарушений. Наиболее значимыми предпосылками асоциального поведения по результатам нашего исследования явились:

1. снижение самооценки интеллекта им самим и по оценки учителя;

2. преобладание внешней учебной мотивации;

3. снижение оценки ребенка со стороны родителей и учителей;

4. нарушение взаимоотношений в семье и чувство неудовлетворенности ребенка семейной ситуацией;

5. эмоциональное отвержение, частичное принятие и частичное отвержение значимых взрослых: учителя, родителей;

6. негативное эмоциональное отношение детей младшего школьного возраста к таким значимым и важным явлениям как " школа", " урок";

7. высокие показатели социально-психологической дезадаптации младших школьников в ученической сфере и поведения в школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.