Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая шкала оценки психического статуса






ОЦЕНКА (баллы)

1.Ориентировка во времени:

Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года) 0 - 5

2.Ориентировка в месте:

Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната) 0 - 5

3.Восприятие:

Повторите три слова: лимон, ключ, шар 0 - 3

4.Концентрация внимания:

Серийный счет (" от 100 отнять 7") - пять раз 0 - 5

5.Память:

Припомните 3 слова (см. п.3) 0-3

6.Речь:

Называние (ручка и часы) 0 - 2

Повторите предложение: " Никаких если, и или но" 0-1

3-этапная команда: 0 - 3

" Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите

на стол"

Чтение:

Прочтите и выполните " Закройте глаза" 0 - 1

Напишите предложение 0 -1

Срисуйте рисунок 0 - 1

Общий балл 0 - 30

Инструкции

1.Ориентировка во времени.

Попросите больного полностью

назвать сегодняшнее число, месяц, год, день недели и время года. За

каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, больной

может получить от 0 до 5 баллов.

2.Ориентировка в месте.

Задается вопрос: " Где мы находимся? ".

Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором

происходит обследование, номер комнаты (или этаж). За каждый

правильный ответ больной получает 1 балл. Таким образом, за данную

пробу пациент также может получить от 0 до 5 баллов.

3.Восприятие.

Дается инструкция: " Повторите и постарайтесь

запомнить три слова: лимон, ключ, шар". Слова должны произноситься

максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду.

Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для

каждого из слов. После этого спрашиваем больного: " запомнили слова?

Повторите их ещё раз". Если больной затрудняется повторно их

повторить, предъявляем слова вновь, пока больной их не запомнит (но не

 

более 5 раз). В баллах оценивается только результат первого

повторения. В этой пробе пациент может получить от 0 до 3 баллов.

4.Концентрация внимания.

Дается следующая инструкция:

" Пожалуйста, отнимите от 100 семь, от того что получится ещё раз

отнимите семь, и так сделайте несколько раз. Исследуется пять

вычитаний (до результата " 65"). За каждое правильное вычитание

начисляется один балл. Пациент, таким образом, может получить в

данной пробе от 0 до 5 баллов. В случае ошибки, врач должен поправить

пациента, подсказав, правильный ответ. Балл за ошибочное действие не

начисляется.

5.Память.

Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в

пункте 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6.Речь.

6.1.Называние.

Показывают карандаш и спрашивают: " Что это

такое? ", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в

один балл.

6.2.Повторение фразы.

Просят больного повторить следующую

фразу: " Никаких но". Фраза произносится только один раз. Правильное

повторение оценивается в один балл.

6.3.3-хэтапная команда.

Устно дается команда, которая

предусматривает последовательное совершение трех действий.

" Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на

стол". Каждое правильное выполненное действие оценивается в один

балл.

6.4.Чтение.

Даём больному лист бумаги, на котором крупными

буквами написано: " ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА". Даётся следующая инструкция:

" Прочитайте вслух и сделайте то, что здесь написано". Больной получает

один балл, если после правильного прочтения вслух он действительно

закрывает глаза.

6.5.Письмо.

Просим пациента придумать и написать какое-нибудь

предложение. Пациент получает 1 балл в том случае, если придуманное

им предложение является осмысленным и правильным в

грамматическом отношении.

6.6.Рисунок.

Больному дается образец (два пересекающихся

пятиугольника с равными углами, см. Рисунок 4), который он должен

перерисовать на нелинованной бумаге. В том случае, если пациент

перерисовывает обе фигуры, каждая из которых содержит 5 углов, линии

пятиугольников соединены, и фигуры действительно пересекаются,

пациент получает 1 балл. Если хотя бы одно из условий не соблюдено

(хотя бы в одной фигуре меньше или больше 5 углов, угловые линии не

соединяются, фигуры не пересекаются) балл не начисляется (см.

Рисунок 5).

Общий результат

теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

По данным разных исследователей, результаты краткой шкалы оценки

психического статуса могут быть интерпретированы следующим образом:

•28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций или лёгкие

когнитивные нарушения

•25-27 баллов - умеренные когнитивные нарушения

•20-24 балла - деменция легкой степени выраженности

• 11-19 баллов -деменция умеренной степени выраженности

•0-10 баллов - тяжелая деменция

Однако, приведённая выше интерпретация является ориентировочной. При

наличии доказательных нарушений профессиональной, социальной и бытовой

адаптации диагноз деменции правомерен и при наличии высокого балла по

краткой шкале оценки психического статуса. Напротив, только низкий балл

шкалы при достаточной адаптации пациента к повседневной жизни не является основанием для диагностики деменции. Следует также учитывать, что на результат выполнения краткой шкалы оценки психического статуса оказывает влияние уровень образования. В целом, одним из основных условий

диагностики когнитивных нарушений является наличие до болезни более

высокого уровня когнитивных способностей.

Недостатком краткой шкалы оценки психического статуса является её низкая

чувствительность в отношении когнитивных нарушений лобного характера.

Более чувствительной в отношении данного вида когнитивных расстройств

является батарея тестовна лобную дисфункцию (БТЛД), предложенная

французским неврологом B.Dubois в 1999 году.

БАТАРЕЯ ТЕСТОВ НА ЛОБНУЮ ДИСФУНКЦИЮ.

1.Концептуализация.

Пациента спрашивают: " Что общего между

яблоком и грушей? " Правильным считают ответ, который содержит

категориальное обобщение (" Это фрукты"). Если больной затрудняется

или дает иной ответ, ему подсказывают правильный. Потом спрашивают:

" Что общего между пальто и курткой? "... " Что общего между столом и

стулом? ". Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл.

Максимальный балл в данной пробе - 3, минимальный - 0.

2.Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть

слова на букву " с". При этом имена собственные не засчитываются.

Результат: более 9 слов за минуту - 3 балла, от 7 до 9 - 2 балла, от 4 до 6

- 1 балл, 3 и менее - 0 баллов.

3.Динамический праксис.

Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) - ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) - ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении трёх описанных выше серий больной только следит за врачом, при втором предъявлении трёх серий - повторяет движения врача, наконец, следующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы.

Результат: правильное выполнение девяти серий движений - 3 балла,

шести серий - 2 балла, трёх серий (совместно с врачом) - 1 балл.

4.Простая реакция выбора.

Дается инструкция: " Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение - 3 балла, не более 2 ошибок - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл, полное копирование ритма врача - 0 баллов.

5.Усложненная реакция выбора.

Дается инструкция: " Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз". Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.

6.Исследование хватательных рефлексов.

Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует ставится 1, в противном случае - 0 баллов.

Общепринятого подхода к интерпретации результата БТЛД сегодня не существует. По опыту нашей клиники и лаборатории памяти, результат батареи от 16 до 18 баллов соответствует нормальным когнитивным функциям или лёгким когнитивным нарушениям; 12-15 баллов свидетельствует об умеренной лобной дисфункции в отсутствие деменции, а 11 баллов и ниже характерны для деменции лобного типа. Однако, как и в отношении краткой шкалы оценки психического статуса, результаты теста не следует рассматривать в отрыве от клинических и анамнестических данных. В последнее время в обиход неврологов и врачей других специальностей прочно входиттест рисования часов.Данная методика является одной из самых простых и, в тоже время, высокочувствительных. Пациента просят самостоятельно нарисовать круглый циферблат часов и с цифрами и стрелками, которые бы указывали заданное врачом время (см. Рисунок 6). При этом, желательно использовать чистую белую бумагу, без линий и клеток. Существует несколько методик интерпретации рисунка больного. Одна из наиболее общеупотребительных приведена ниже.

Количественная оценка теста рисования часов.

10 баллов - норма, нарисован круг, цифры в правильных местах,

стрелки показывают заданное время.

9 баллов - незначительные неточности расположения стрелок.

8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок: одна из

стрелок отклоняется от нужного времени более чем на один час.

7 баллов - обе стрелки показывают неправильное время

6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное

время обведено кружком, или написано пациентом в числовом виде)

5 баллов - неправильное расположение чисел на циферблате: они

следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние

между числами неодинаковое.

4 балла - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или

расположена вне круга

3 балла - числа и циферблат более не связаны друг с другом

2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается

выполнить инструкцию, но безуспешно

1 балл - больной не делает попыток выполнить инструкцию

8 баллов и ниже, в соответствии с вышеприведённой системой оценки,

свидетельствуют о наличии у больного клинически значимых когнитивных

нарушений. Однако, жестко градуировать тяжесть нарушений, основываясь

только на данном тесте, достаточно затруднительно.

Большое значение в диагностике и дифференциальной когнитивных нарушений в пожилом возрасте имеет анализ характера мнестических расстройств. Самой частой причиной когнитивных нарушений и деменции в пожилом возрасте является болезнь Альцгйемера. БА характеризуется специфическим типом мнестических расстройств. При этом, определяется значительная разница между непосредственным и отсроченным от предъявления материала воспроизведении, а подсказки при воспроизведении неэффективны. При сосудистой мозговой недостаточности, заболеваниях с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев и нормальном старении нарушения памяти носят принципиально иной характер: непосредственное и отсроченное воспроизведения различаются незначительно, подсказка семантической категории при воспроизведении помогает вспомнить слово. В связи с этим, для скрининга БА среди пожилых в конце 80-х годов американскими нейропсихологами Гробером и Бушке был разработан метод, который сегодня в упрощённой модификации B.Dubois (тест " 5 слов") широко используется европейскими клиницистами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.