Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест 5 слов. (B. Dubois, 2002).






1.Предъявление материала.

Пациенту дается список из 5 слов, написанных в столбик (кинотеатр -

лимонад - кузнечик - блюдце - грузовик) и следующая инструкция:

" Пожалуйста, прочитайте вслух эти слова и постарайтесь запомнить их;

позже я попрошу Вас назвать их".После прочтения, не забирая списка,

пациента просят: " Найдите в этом списке название напитка... посуды...

транспортного средства... здания... насекомого".

2.Непосредственное воспроизведение.

Затем врач забирает у пациента список слов и просит:

" Припомните, пожалуйста, слова, которые Вы только что читали".

Если пациент затрудняется припомнить какое либо слово (и только в этом случае), дается подсказка: " А какой был напиток?... посуда? " и другие названия соответствующих семантических категорий. За каждое правильно воспроизведенное слово, с подсказкой или без, дается один балл (максимально - 5 баллов). Суммарная оценка за непосредственное воспроизведение равная 5

баллам свидетельствует об адекватном заучивании слов. После этого можно переходить к собственно тестированию памяти, то есть к исследованию отсроченного воспроизведения. Последнему должно предшествовать интерферирующее задание (см. ниже). Если пациент вспомнил менее 5 слов, ему вновь дается список слов и врач обращает внимание пациента на пропущенные слова (например, таким образом: " из напитков был лимонад"

и др.). Затем забирают список слов и вновь просят пациента повторить пропущенные слова, используя соответствующие подсказки(" Так что же было из напитков?..." и др.). Цель указанной процедуры - убедиться в том, что

представленные слова усвоены адекватно.

3. Интерферирующее задание

Цель интерферирующего задания - отвлечь внимание пациента на достаточный промежуток времени (от 3 до 5 минут). В это время может проводиться тест рисования часов, другие нейропсихологические тесты, кроме тестов на память.

4.Отсроченное воспроизведение

После выполнения интерферирующего задания, пациента просят: " Теперь давайте вновь вспомним те 5 слов, которые мы с Вами учили". Если пациент затрудняется вспомнить какое либо слово (и только в этом случае), дается подсказка: " А что было из....(соответствующая категория)". Как и при исследовании непосредственного воспроизведения, за каждое правильно воспроизведенное слово, с подсказкой или без неё, дается один балл, максимально - 5 баллов.

Суммарный результат теста получается сложением результата суммарных оценок непосредственного и отсроченного воспроизведения и, таким образом, максимально может составить 10 баллов.

Результат теста менее 9 баллов высоко специфичен для БА. К сожалению, тест " 5 слов" обладает низкой чувствительностью. Как правило, данная методика не выявляет лёгких и умеренных когнитивных нарушений, а также тяжёлых когнитивных нарушений, несвязанных с БА. Более того, на наиболее ранних стадиях БА тест " 5 слов" также может дать ложно отрицательный результат. Для повышения чувствительности метода иногда удлиняют список слов до семи и даже до двенадцати. В то же время вероятность избыточной диагностики БА с помощью теста " 5 слов" крайне мала: низкий результат теста позволяет почти не сомневаться в данном диагнозе. Скрининговые нейропсихологические шкалы позволяют с высокой степенью надёжности диагностировать тяжёлые когнитивные нарушения (деменцию). Данные методики также применимы, хотя и обладают существенно меньшей чувствительностью, для диагностики умеренных когнитивных нарушений. Однако, приведённые выше шкалы практически нечувствительны у пациентов с лёгкими когнитивными нарушениями. Поэтому, при жалобах когнитивного

характера, неподтверждаемых с помощью скрининговых шкал целесообразно

дополнить нейропсихологическое исследование более сложными стандартными нейропсихологическими тестами. Так как при лёгких когнитивных нарушениях чаще всего страдает нейродинамическая составляющая когнитивной деятельности, целесообразно использовать тесты, чувствительные к когнитивным нарушениям нейродинамического характера. Примерами таких тестов могут служить тест вербальных ассоциаций и проба Шульте.

Тест вербальных ассоциаций исследует беглость речи и состояние семантической памяти. Он состоит из двух проб. В первой пробе (литеральные

ассоциации) пациента просят закрыть глаза и назвать как можно больше слов,

которые начинаются на букву " л". Врач подсчитывает количество слов, названное на одну минуту. В норме их должно быть не менее 20. За каждое

названное слово начисляется один балл, однако максимальный балл в данной

пробе составляет 20. Имена собственные не засчитываются.

Вторая проба заключается в том, что пациента просят назвать как можно

больше животных (категориальные ассоциации). Как и в первой пробе, врач

подсчитывает количество животных названных за минуту и за каждое животное начисляет один балл. Максимальный балл составляет 20. Как и при выполнении пробы на литеральные ассоциации, больной называет слова с закрытыми глазами, имена собственные не засчитываются. В норме, число слов в пробе на литеральные ассоциации обычно бывает меньше, чем в пробе на категориальные ассоциации, но не менее 20. При когнитивных нарушениях нейродинамического характера уменьшается число слов как в пробе на литеральные, так и на категориальные ассоциации, однако соотношение между литеральными и категориальными ассоциациями остаётся прежним. Преимущественное снижение числа слов в пробе на категориальные ассоциации характерно для нарушения семантической памяти, что чаще всего

наблюдается при болезни Альцгеймера или семантической деменции. Другим рекомендуемым тестом для диагностики лёгких и умеренных когнитивных нарушения является проба Шульте. В этой пробе исследуется быстрота реакции и способность концентрировать внимания. Необходимо иметь стандартную таблицу Шульте с цифрами от 1 до 25. Таблицу мельком показывают пациенту и дают следующую инструкцию: " Сейчас Вам нужно будет показать мне по порядку все цифры от 1 до 25. Делайте это как можно быстрее, но аккуратно, не пропуская ни одной цифры". Дают пациенту таблицу и включают секундомер. В норме, время выполнения пробы Шульте составляет 25-30 секунд.

Итак, применение нейропсихологических методов исследования позволяет верифицировать когнитивные нарушения. Однако, не так редко в нейрогериатрической практике, жалобы пациента на снижение памяти и умственной работоспособности не подтверждаются с помощью объективных

методов исследования. Как уже говорилось выше, наиболее часто когнитивные нарушения преимущественно субъективного характера обусловлены эмоциональными расстройствами тревожно-депрессивного ряда. Поэтому, таким пациентам следует тщательно оценивать эмоциональное состояние. Однако, следует также иметь в виду, что нейропсихологические тесты могут дать ложно-отрицательный результат при очень лёгких (субклинических) когнитивных нарушениях. Поэтому, помимо оценки эмоционального состояния, за пациентами с когнитивными нарушениями преимущественно субъективного характера необходимо осуществлять динамическое наблюдение с повторными, с интервалом в 3-6 месяцев, клинико-психологическими исследованиями. В том случае, если нейропсихологическое тестирование подтверждает наличие у больного когнитивных нарушений, следует оценить их тяжесть. При этом, помимо количественных показателей скрининговых шкал, следует учитывать влияние когнитивных расстройств на повседневную жизнь. Основным критерием диагноза тяжёлых когнитивных нарушений (деменции) является профессиональная и социально-бытовая дезадаптация пациента вследствие имеющихся мнестико-интеллектуальных расстройств. Умеренные когнитивные нарушения не приводят к дезадаптации, но могут вызывать некоторые трудности при наиболее сложных видах активности. Наконец, лёгкие когнитивные нарушения не оказывают отрицательного влияния на

повседневную жизнь.

Для оценки влияния когнитивных нарушений на повседневную активность следует выяснить, продолжает ли пациент свою профессиональную деятельность, способен ли он самостоятельно выполнять финансовые операции, путешествовать без постороннего сопровождения, пользоваться бытовой техникой, выполнять домашнюю работу, обслуживать себя и др. Для оценки тяжести когнитивных расстройств в мировой неврологической практике широко используются так называемые клинические когнитивные и функциональные шкалы. Из данных шкал, наиболее популярной среди неврологов, психиатров и гериатров мира является клиническая рейтинговая шкала деменции, (англ. Clinical Dementia Rating, CDR). Клиническая рейтинговая шкала деменции (КРШД) представляет собой описание 5 стадий когнитивных нарушений от нормы до тяжёлой деменции (см. Таблица 15). Для каждой из стадий описана характерная симптоматика в каждой из шести сфер: память, ориентировка, мышление, взаимодействие в обществе, поведение дома и увлечения, самообслуживание. При определении стадии когнитивных нарушений по данной шкале, врач должен, прежде всего, ориентироваться на выраженность нарушений памяти. Однако, если балл по трём другим пунктам шкалы совпадает между собой, но отличается от оценки нарушений памяти, общая стадия нарушений определяется в соответствии с баллом трёх совпавших пунктов.

Общая оценка 0 баллов соответствуют норме или лёгким когнитивным нарушениям, 0, 5 баллов - умеренным когнитивным нарушениям, 1 балл - лёгкой деменции, 2 балла - умеренной деменции и 3 балла - тяжёлой

деменции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.