Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации методов исследования






Исследовательские методы — это способы особым образом орга­низованной деятельности, направленной на получение объектив­но нового знания об особенностях, закономерностях и механиз­мах психики.

Методы психологии, направленные на получение субъективно новых знаний: фактов, оценок, показателей, признаков, значи­мых для оказания психологической поддержки, консульти­рования, коррекции, стимулирования и мотивирования про­фессионального развития, назовем прикладными, прагматиче­скими.

Методы исследования психологии профессионального образо­вания основываются главным образом на двух методологических принципах:

– субъективном, заключающемся в постижении профессиональ­ного становления на основе самопознания;

– объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, сторон­него познания психических явлений.

Существуют две ф о р м ы и с п о л ь з о в а н и я м е т о д о в и с-с л е д о в а н и я:

– лонгитюдное, или продольное;

– поперечные срезы.

Лонгитюдное исследование предполагает длительное и регу­лярное изучение психических образований определенной груп­пы людей или конкретного человека по одним и тем же пара­метрам.

Для срезового исследования характерно сравнение данных от­носительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в сравнительно короткие сроки. Для срезовых ис­следований широко применяют опросные методы, тесты, экспе­рименты.

Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь професси­онального становления, обнаружить взаимосвязь образования и психического развития, выявить сенситивные периоды развития познавательных способностей, определить психологические осо­бенности возрастных и профессионально обусловленных кризи-34


сов и др. Для лонгитюда характерно использование методов само­наблюдения, психобиографии, панельного исследования1.

Методы исследования, используемые в психологии професси­онального образования, имеют общепсихологическое происхож­дение и не являются специфичными. Близость психологии про­фессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов.

Использование методов в конкретном исследовании приводит к созданию исследовательских методик. Методики существуют только в логике конкретного исследования. Они определяются его целью, предметом и объектом.

Систематизация методов исследования психологии професси­онального образования, определение области их применения вы­зывают необходимость рассмотрения их классификации. В пси­хологии нет единой общепризнанной классификации методов исследования. Чаще всего описываются отдельные методы или перечни рекомендуемых при решении конкретных проблем пси­хологии.

В отечественной психологии систему методов специально рас­сматривал Б.Г.Ананьев. Анализируя систему С.Л.Рубинштейна и Г.Д.Пирьова, Б.Г.Ананьев предложил свою рабочую классифи­кацию методов исследования.

1. Методы, подчиненные организации и планированию иссле­дования, он назвал организационными. К ним Б.Г.Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действен­ность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т.д.

2. Ко второй группе методов Б.Г.Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюде­ние и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; поле­вой, или естественный; формирующий, или психолого-педагоги­ческий, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов дея­тельности, хронометрия, профессиография, оценка работы и т.д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое модели­рование и т.д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жиз­ненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

3. Третью группу методов, по классификации Б.Г.Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количе-

1 Панельное исследование предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта с определенными временными интервалами при неизменной программе.


Методы исследования в психологии


Организационные методы


Эмпирические методы


Методы обработки данных


Интерпритацион-ные методы


Рис. 3. Классификация методов исследования в психологии Б.Г.Ананьева

ственный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариан­там).

4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психоло­гических профилей, классификация)1 (рис. 3).

Принципиально иной подход к методам психологии использу­ется в учебном пособии «Введение в психологию». Не претендуя на классификацию методов, один из авторов — Л.А.Карпенко — выделяет следующие группы методов психологии:

1) субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интроспекция и ретроспекция);

2) объективные методы. Этой группе соответствуют разные виды наблюдения; эксперименты: лабораторный, экспериментально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследова­ние и формирующий эксперимент); экспериментально-патологи­ческий метод, или метод синдромного анализа; тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектности)2.

1 См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

2 См.: Введение в психологию / под ред. А.В.Петровского. — М., 1995.


Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые психологией. При характеристике ука­зываются ученые, которые впервые опробовали те или иные ме­тоды. Обращается внимание на область применения методов. К сожалению, автор лишь перечисляет методы психологии, не пред­лагая сколько-нибудь приемлемой их классификации. А для учеб­ного пособия это важно.

Ж.Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспери-ментальные1. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспе­риментальных методов не приведена. Очевидно, автор не ставил перед собой задачу систематизации методов исследования психо­логии.

В атласе по психологии, изданном в Германии2, методы груп­пируют по основаниям систематического наблюдения, постанов­ки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно вы­деляют следующие три группы методов:

1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (сторон­нее) наблюдение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;

2) опросные: беседа, описание, интервью, стандартизированный опрос, демоскопия 3 и коакцион 4;

3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.

Отсутствие строгой научной классификации объясняется ши­роким спектром методов психологии, подчиненных решению ис­следовательских проблем и практических задач различных отрас­лей психологии.

А.Б.Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации предлагает из­брать главную задачу, которую ставит перед собой ученый5. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т.п.). В соответствии с исследова­тельскими задачами А.Б.Орлов предлагает четыре класса мето­дов: неэкспериментальные (клинические), диагностические, экс­периментальные и формирующие.

1 См.: Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. — М., 1992. — Т. 1.

2 См.: Benesch A. Atlas zur Psychologie. — Minchen, 1992. — Bd 1.

3 Демоскопия — опрос мнений определенной репрезентативной социальной
группы населения.

4 Коакцион — опрос мнений на основе принятия другой социальной роли.

5 См.: Орлов А.Б. Основные исследовательские методы возрастной и педаго­
гической психологии // Вопросы психологии. — 1981. — № 1.


Аналогичный подход к группировке методов психологии на­блюдается в прикладной психологии труда, промышленной и орга­низационной психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля1.

На наш взгляд, этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов при­кладных отраслей психологии, одна из которых — психология профессий.

Какие же исследовательские задачи стоят перед психологией профессионального образования?

Первая — описание профессионального образования и разви­тия личности в процессе непрерывного образования, психологи­ческих особенностей и закономерностей профессионального обу­чения и воспитания. Для исследования этого процесса оправдан­но применение лонгитюдного метода, наблюдения, опросных ме­тодов (анкетирования, интервью), психобиографии, изучение про­дуктов деятельности и др. Эти методы могут быть отнесены к не­экспериментальным.

Вторая задача — измерение психологически значимых показа­телей, признаков учебно-профессиональной деятельности обуча­емых. Решению данной исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники мотивации, учебно-профессиональных интересов, ценностных ориентаций и профессионально-образовательных установок. Приведенные ме­тоды относятся к классу психометрических.

Третья исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального образования. Основные применяемые методы — экспериментальные: лабора­торный, моделирующий и естественный (полевой) эксперимен­ты.

Четвертая задача — формирование и отслеживание динамики раз­вития психологических новообразований (психофизиологических, познавательных и профессиональных свойств, качеств личности) в процессе обучения и воспитания. Эта задача решается с помо­щью генетических методов: лонгитюдного, психобиографическо­го метода, каузаметрии, мониторинга и др.

Особая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математи­ческой обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл. 6).

1 См.: Anwendungsbezogene Arbeits-, Betriebs- und Organisationspsychologie. — Gottingen, 1994.


Таблица 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.