Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 14.






1) Кризис классической науки. Формирование и особенности неклассической науки. Природа современного научного знания. Предпосылки кризиса: 1) осознание неокантианцами Баденской школы неправомерности применения естественнонаучных методов к социально-гуманитарным наукам → разрушение методологической монополии естествознания. 2) Механицизм столкнулся с трудностями в XVIII в. при исследовании механики жидкостей, появлении разного рода классификаций, например классификации растений К. Линнея, зоологической классификации Ж. Бюффона, а в XIX в. при объяснении движениями различие химических элементов. Оказалось, что такой фундаментальный физический закон, как принцип сохранения энергии, открытый Р. Майером, Дж. Джоулем и Г. Гельмгольцем, по словам М. Планка (1858-1947), «вовсе не влечет за собой механистического мировоззрения». Трудно стыковались с механицизмом и классическая термодинамика, теория электромагнетизма, световой эфир.

Все это и много другое привело к осознанию границ механицистского мышления и как следствие к кризису оснований классической механики и классического методологического мышления. Этому процессу способствовали открытия и экспериментальные исследования в физике на рубеже XIX-XX столетий: открытие лучей Рентгеном в 1895 г., электрона - английским физиком Джозефом Дж. Томсоном (1856-1940) в 1897 г., явления радиоактивности супругами французским физиком Пьером Кюри (1859-1906) и французским физиком и химиком Марией Склодовской-Кюри (1867-1934) в 1898 г., отрицательные опыты Майкельсона - Морли по обнаружению эфира. Отказ от существования светового эфира требовал пересмотра классических понятий абсолютного пространства и абсолютного времени. Эти важнейшие открытия и эксперименты вступали в явное противоречие с классической научной картиной мира, в соответствии с которой считалось, что самой элементарной составляющей, частицей мира является неделимый далее атом, а свет представляет собой механические колебания гипотетической среды - неподвижного эфира.

Отсчет неклассической науки, как правило, ведут с того парадокса, когда М. Планк в 1900 г. открыл элементарный квант действия, согласно которому излучение света происходит не непрерывно, а минимальными порциями, квантами, оно состоит из частиц-квантов света, фотонов. Второй парадокс был связан со сформулированным в электродинамике Х. Лоренцем принципом постоянства скорости света относительно эфира. Эти парадоксы квантовой теории и электродинамики вызвали цепную реакцию других парадоксов.



Итак, совпавшие по времени два кризиса - оснований физики и оснований математики - были, по сути, порождены одной, общей для них причиной - кризисом классической фундаменталистской эпистемологии.

Переход от классической к современной науке - не просто сдвиг в проблемных и предметных областях, а кристаллизация новой исследовательской культуры, принципиальное отличие которой от классической обнаруживается по следующим основаниям. В методологическом аспекте классическая наука была фундаменталистской: она исходила из идеи достоверного по своей природе научного знания, а потому все ее усилия были направлены на построение финалистской системы знания, в рамках которой истина понималась как окончательное и завершенное знание. Образцом такой системы служит ньютоновская механика.

В противовес этому неклассическая наука базируется на методологии критицизма, его отправная точка - идея открытого, погрешимого по своей природе научного знания. Более того, в свете этой методологии открытыми, критикабельными оказываются как знания, так и вся нормативная система науки, а именно: основания, критерии, принципы, идеалы, нормы. Само название «неклассическая наука» означает не только отказ от классических устоев, но и подвижность, изменчивость, динамичность самых общих аксиом, бывших инвариантами, т.е. принципиальный отказ от раз и навсегда данных устоев. Эту черту хорошо иллюстрирует квантовая механика, в частности, такие ее основополагающие принципы, как вероятностный детерминизм, соотношения неопределенностей, принцип дополнительности и т.д.

В гносеологическом аспекте в классической науке царил объективизм, что означает, что она осваивала предмет «сам по себе». Напротив, в неклассической науке классическому объективизму противостоит субъективизм, это означает, что в «тело» знания входит субъект.

Тесно связаны с классическим объективизмом и неклассическим субъективизмом принципы классической наглядности и неклассической абстрактности. Если объекты классической науки, в данном случае объекты макромира как мира царства ньютоновской механики, даны исследователю наглядно и непосредственно и удостоверяемы эмпирической или интуитивной очевидностью, то в неклассической науке в силу особой специфики исследуемых ею миров объекты задаются математическим путем, что, безусловно, позволило ученым оперировать абстрактными структурами, не имеющими наглядных образов.

В результате кризиса классической наглядности, очевидности изменились представления об исследуемой реальности, в частности физической.

Не менее важной отличительной чертой классики и неклассики оказывается тот факт, что в классической науке природа рассматривалась как раз и навсегда непосредственно данное, неизменное, неразвивающееся целое. В неклассической науке господствует идея об изменчивости всего, эволюционизм, зародившийся первоначально в биологии, в дальнейшем распространился и на другие естественные науки, в том числе и физику. Одним из важнейших следствий этого стали изменения представлений о времени. Если в классической механике не обращалось внимания на характер времени, т.е. не учитывалось направление времени (знак времени можно относить как к будущему, так и прошлому), то термодинамика показала, что распространение тепла представляет собой необратимый процесс возрастания энтропии в системе. Относительно времени это означает, что оно необратимо, целиком соответствует нашей повседневной практике, житейским представлениям о времени как о стреле времени.

С рассмотренными выше принципами классическая неизменность (данность) - неклассический эволюционизм тесно сопряжены классический элементаризм - неклассический антиэлементаризм.

В рамках современной культуры сформировался новый - неклассический - культурно-исторический тип рациональности, суть которого определяется выходом рациональности за узкие границы научного знания и включением в ее сферу всего того, что делает возможным бытие человека в современном мире. Если попытаться задать списочным образом специфические критерии научности классического и неклассического знаний, то они в большинстве своем носят бинарный характер. Разумеется, общими для них являются прежде всего критерии логического характера, такие, как логическая организованность (доказательность), непротиворечивость, полнота, а также универсальные критерии, связанные с природой самого научного знания: всеобщность, теоретичность, интерсубъективность, рациональность, необходимость и т.д. Рассмотренные выше черты, особенности, критерии научности неклассического знания нашли свое адекватное и наиболее полное выражение в фундаментальных научных программах неклассической науки. К таковым можно отнести: релятивистскую программу А. Эйнштейна, квантово-механическую программу копенгагенской школы, программу неравновесной термодинамики И. Пригожина. Вместе они образуют содержание идеала научности неклассической физики. Наряду с ним философы и методологи науки выделяют неклассический математический идеал научности, содержание которого определяется тремя методологическими программами обоснования математики: логицизм, формализм и интуиционизм.

2) Учение о причинности Д.Юма и его значение для методологии науки. Юм и проблема индукции. Дэвид Юм - шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Исследовании о человеческом познании».

Написал множество работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Философия Юма носит характер радикального или умеренного скептицизма, но также важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера. Однако на Юма повлияли также и рационалисты: Декарт, Лейбниц и др.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все наши идеи восходят к опыту, впечатлениям. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы: существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм); мир - это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм); ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм). Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения - принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В 1876 году Томас Генри Хаксли ввёл термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма - это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий. Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

3) Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Русский космизм и учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Русский космизм: концепции Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского в свете современной науки. Понятия " биосфера", " техносфера" и " ноосфера".Русский космизм - конец XIX-XX, в основе представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Различают философско-теологические (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления. Космисты выдвигают идею активной эволюции - новый сознательный этап развития мира, когда человечество направляет его сторону, диктуемую разумом и нравственностью. Человек - существо еще промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой программы. Космисты соединили заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Задаются вопросы о преодолении болезни и смерти, о бессмертии.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучения жизни, понимаемой им как космическое явление (" всюдность" жизни). Вернадский не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни (культурный слой – города под землей). Жизнь, и косное вещество находятся в непрерывном тесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. Живое вещество служит основным системообразующим фактором, связывая биосферу в единое целое. Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Человек обладает разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает техносферу. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшафтах. Также, сделанное человеком, чаще не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (ядерное оружие). В наши дни техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов) - сигнал, требующий особого отношения к балансу системы природа-биосфера-человек. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума»). Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. Общее содержание – это новый этап развития Земли и высшая ступень эволюции, включающая как самого человека с его культурой, наукой и технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду – планету, биосферу и атмосферу (изменение ландшафта, погоды). Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды. Человек - часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. В учении о ноосфере важным было то, что впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы». Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.