Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 13.






1) Генезис научного знания: от мифа к пранауке и науке. Особенности древневосточной пранауки. Пранаука (Преднаука) - начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач. В отечественной научной и учебной литературе преднаука обособляется от протонауки, под которой понимается античный этап формирования науки. Наибольший интерес представляет переход от мифа к логосу, поскольку рациональные формы знания, если и возникали, то скорее всего из мифа как наиболее развитой формы мышления, предшествующей рождению теоретического знания.

Основные особенности мифологического мышления: антропоморфизм (очеловечивание мира в мифе - человек переносил на окружающий его мир собственные черты, видя в нем живое существо, живущее по законам родовой общины), символизм (в мифе любой предмет, объект, образ несут в себе глубокую смысловую нагрузку, т.е. им приписывается больший смысл, чем они на самом деле имеют по своей природе), образность (мифологическое мышление всегда чувственно-конкретное, предметное), неспособность проводить грань между миром идеальным и миром материальным, между «словами» и «вещами».

Своеобразие мифологического мышления и его принципиальное отличие от теоретического можно показать на примере таких понятий и принципов, как каузальность (мифологическое сознание мыслит ее по принципу: после этого, значит, по причине этого; появление ласточек летом является причиной его наступления), отношение целого и части (с точки зрения мифа часть есть непосредственно целое и действует как таковое: часть представляет собой ту же самую вещь, что и целое), тождество функционального и субстанциального (все свойства и виды деятельности, все состояния и отношения привязаны к материальному субстрату), пространство и время (они понимаются как сакральные и предстают в мифе не как ориентации в пределах эмпирического мира восприятия, а как формы, с которых может быть считана мифологическая форма жизни).

Перехода от мифа к логосу - это длительный исторический процесс, начавшийся в эпоху неолитической революции. Он характеризуется ростом, углублением рационализации познавательной составляющей нашего сознания. Его начало обычно связывают с мифологическим сознанием эпохи мезолита, конец - со временем, когда сам миф стал объектом рационализации, иными словами, с периодом обратного перехода от логоса к мифу. Процесс завершается не просто формированием познавательной способности человека к теоретической рефлексии и самосознанию, но и способностью логоса рационально постигать сам миф.

В социально-экономическом и историко-культурном плане переход от мифа к логосу обусловлен разрывом родо-племенных связей, глубинными социально-экономическими преобразованиями, формированием новых социальных и культурных связей, что привело к расширению мотивационной, целевой и смысловой сфер сознания, к его качественной перестройке. На место первобытного мифологического сознания выступила новая историческая форма самосознания - рациональная (логическая), которая в отличие от мифологического мышления, функционирующего в пределах вещей и их свойств, воспроизводит уже отношения вещей. Развитие дедуктивных форм знания, т.е. знания, полученного посредством логического вывода, способствовало становлению рациональной рефлексии над миром бытия. Со временем объектом рефлексивного мышления стали и сами мифы. Они подверглись рационализации, что свидетельствует о завершении процесса перехода от мифа к логосу и начале новой интеллектуальной революции - перехода от логоса к преднауке (пранауке).

Если наука - просто рациональная форма знания, то научное знание рождается уже в эпоху древних восточных цивилизаций, а древние греки были лишь продолжателями восточных начинаний. Если же под наукой понимать не просто форму рационального знания, а знание теоретическое, обоснованное, полученное дедуктивным, способом (а именно таким и должно быть подлинное научное знание), то становится ясно, что рождение науки - это великое «греческое чудо».

Правильно говорить о древневосточной не науке, а пранауке, имевшей чисто прикладной характер. Следовательно, переход от логоса к пранауке нужно связывать именно с эпохой господства древних восточных цивилизаций. Если характеризовать в целом пранаучные представления шумеров, вавилонян, древних египтян и других народов, то это были знания, выработанные путем индуктивных обобщений непосредственного практического опыта, в них отсутствовала критико-рефлексивная составляющая. Знание в общем функционировало как набор готовых рецептов и носило узкоутилитарный, практико-технологический характер, создавалось практической необходимостью. Другой характерной чертой древневосточной науки, в частности шумеро-вавилонской, была ее непосредственная связь со школьным преподаванием, нужда в котором возникла вследствие изобретения сложной шумерской письменности. В отличие от математики астрономия оказывала гораздо более глубокое влияние на философские представления, поскольку она затрагивала общее миросозерцание людей. Одним из главных изобретений древней астрономической науки был египетский календарь, который стал стандартной системой измерения и сохранял эту роль вплоть до Коперника. Вавилонская медицина, хотя во многом и уступала древнеегипетской, все же представляет определенный интерес. В ее развитии историки науки выделяют две основные линии: магическую и практическую. Что касается древнеегипетской медицины, то она пользовалась славой во всем древнем мире, включая и греков.

Подводя итог реконструкции перехода от логоса к пранауке, осуществившегося в эпоху господства древних восточных цивилизаций, следует еще раз указать на прикладной, технико-рецептурный характер древневосточной науки.

2) Методологическая программа Р.Декарта. Метод как инструмент построения «нового мира». Психосоматическая проблема: от Декарта к современной научной медицине. В 15 веке центр разработки проблем естествознания и математики перемещается в западную Европу. В 14-16 веках естествознание уже близко подошло к созданию методов новой науки. Познание природы в этот период концентрируется в двух университетах: Оксфордском и Парижском (Р.Гроссетест, Р.Бекон, У.Оккам). Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опытного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление магнитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утверждение идеи гелиоцентризма и принципа идеализации Г. Галилеем. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

Рене Декарт: рационализм. В антологическом аспекте - дуалист (две субстанции). Подлинная субстанция Бог произвел в тварном мире. 2 субстанции не выводимые др. из друга: материальную (атрибут которой протяженность, делима до бесконечности) и идеальную (атрибут - мышление, абсолютно не делимая). В гносеологическом плане это означало, жестокое противопоставление субъекта и объекта познания. Объект познания – это материальный мир лишенный всякого духовного-финальной причины, смыслов, целей и т.п. его изучать нужно только в аспекте протяженности, количеств, а не качеств как раньше (т.е. математически). Субъект познания – это чистый дух совершено не нуждающийся в теле. Метод Декарта представляет собой выдвижение самоочевидных аксиом (имеется ввиду ясные и отчетливые врожденные идеи) и дедуцирование из них следствий - это практически полная аналогия с математическим методом Евклида, который получил название аксиоматический метод. Поэтому Декарт разрабатывал проект универсальной науки, которую назвал всеобщая математика, имея ввиду алгебру, единообразно объясняющую математические и геометрические положения. Из антологии Декарта следуют выводы: 1) Мир это материя (из него исключен Бог). 2) Материя отождествляется с пространством. 3) Материя делима до бесконечности, что отрицает пустоту. 4)Все процессы в материальном мире сводятся к механическим. Т.о. мир в представлении Декарта это гигантский механизм, машина, все процессы в котором носят механический характер и поддаются выражения на языке математике.

В протяженной субстанции, или природе, как считает Декарт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величину (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как перемещение, ни количественные, ни качественные изменения к нему не относятся. Наукой же, изучающей величину, фигуры, является геометрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача - преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение.

Создав систему координат, введя представление об одновременном изменении двух величин, из которых одна есть функция (кстати, термина " функция" еще в его терминологии нет) другой, Декарт внес в математику принцип движения. Теперь математика становится формально-рациональным методом, с помощью которого можно " считать" числа, звезды, звуки и т.д., любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего разума.

Занимаясь проблемой разработки нового метода познания, Декарт противопоставляет его схоластической логике. При этом новый метод — это метод и философии, и науки. Основные правила метода: 1) «... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению»; 2) делить каждое исследуемое явление на необходимое и возможное число частей; 3) «придерживаться определенного порядка мышления», восходя постепенно от более простого к наиболее сложному»; 4) составлять наиболее полные перечни и обзоры, исключающие упущения. В качестве критерия истинности Декарт предлагает критерий интуитивной «ясности и отчетливости» идеи, сыгравший ключевую роль в западноевропейской философии.

Построение своей философской системы Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагает человечество. Сомнению подвергаются предубеждения, данные чувственного опыта. Отмечая ограниченность последнего, Декарт полагает, что природа человеческого духа более наглядна, чем тело. Исходя из очевидности бытия духовного существа, так как «я...только мыслящая вещь», Декарт формулирует знаменитый тезис «я мыслю, следовательно, существую». Как самоочевидное оно не подвержено сомнению и становится интуитивной основой всей его рационалистической философии. Познание, следовательно, не зависит от чувственного опыта, знание дедуктивно выводится из ряда базисных интуиций и аксиом; среди них – «врожденные идеи». Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм. Мыслитель различает две равноправные субстанции: материальную и духовную. Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность, то есть Декарт, по сути, отождествляет материю с пространством. Материя однородна, а потому количественно измерима. Материальный мир понимается как сложная машина, результат механического взаимодействия бесконечно делимых частиц и их вихрей. Животные – тоже сложные машины. Декарт, таким образом, разрабатывает механистическую картину природы.

3) Медицина как наука и как искусство, как теория и как практика. Человек как субъект и предмет медицины. Философские аспекты психосоматической проблемы. Болезнь и личность больного. Психосоматическая проблема - это проблема взаимодействия и взаимовлияния души и тела, идеального и материального. Общемедицинский аспект данной проблемы подразумевает соотношение и содействие психического и соматического в нормальной и патологической жизнедеятельности человека, клинический относится к патологии, болезни человека.

Психосоматическая проблема - одна из самых актуальных и одновременно наиболее сложных проблем в философии медицины. Понятие «психическое» в современной научной медицине обозначает бытие в отраженной, идеальной форме. Понятие «соматическое» в физиологии и медицине предстает как телесное, в отличие от психического. Соматическое может пониматься и как строение функций организма. А понятие «психосоматическое» отражает широкий комплекс медицинских проблем, связанных с осознанием влияния психических факторов на возникновение и течение соматических болезней. Согласно современным взглядам психосоматика - это физиологический ответ человека на постоянно существующие или периодически повторяющиеся эмоциональные стрессы.

Таким образом, психосоматика занимается изучением, рассмотрением и осмыслением в качестве своего предмета человеческой душевной жизни в ее болезненных и вместе с тем всегда и здоровых проявлениях. Психосоматика представляет жизнедеятельность человека, отталкиваясь от предметной противопоставленности его телесно-душевно-духовного единства как от целого.

В наши дни психосоматика становится центральной научной и практической сферой в системе здравоохранения. Это совершенно конкретная и теоретически определенная область медицинского познания и лечения человека. Сам факт возникновения и развития психосоматической медицины свидетельствует об органическом единстве соматического и психического в генезе здоровья и болезней. При этом указывается на социально-информационные перегрузки сознания современного человека. Значительное увеличение доли его умственного труда при заметном снижении физических нагрузок поставило перед философией науки задачу осмысления диалектики психосоматического единства и противоречия в целостной структуре личности. Отсюда правомерна оценка психосоматики как адекватной реакции человека на все негативное в жизнедеятельности людей, но особенно стрессовые и психоэмоциональные воздействия на организм и нервную систему изменяющейся природной и социально-культурной среды. А это значит, что первейшая задача медицины связана, прежде всего, с нивелированием негативных эмоций и замещением их на положительные.

Жизнедеятельность современного человека, особенно в условиях научно-технического и технологического прогресса, настолько интеллектуально и психо-эмоционально напряжена, что она объективно наполняется массой патогенных, стрессогенных ситуаций и факторов. В этой связи возросла роль и значение владения всеми врачами искусством философско-психологического воздействия на пациентов. Ведь большое значение в лечении играют такие психологические и социально-философские факторы, как авторитет врача и магическое воздействие его слова на пациента, а также разум, память, устремленность, воля самого пациента. Врач воздействует на разум больного, приглашая его к сотрудничеству. В медицине, как и в искусстве, эстетике, существует понятие «соучастие» как вхождение в психическую ситуацию больного, полную драматизма и сложных переживаний. К положительным эмоциям, благотворно воздействующим на человеческий организм, относится эстетическое наслаждение, получаемое от общения с искусством.

Психосоматическое состояние человека представляет некое субъективное проявление нейрофизиологических структур. Субъективное в идеальной форме отражает объективный мир и проявляется в виде внешних действий человека и внутренних изменений. Современная нейрофизиология и психофизиология рассматривают психическое в органической связи с деятельностью головного мозга человека и его нейродинамическими функциональными системами. Здоровье человека - не только естественное состояние его организма, но и показатель силы его духа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.