Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 1.






1) Понятие и предмет философии науки. Философия науки как особая форма междисциплинарного знания. Философия науки – раздел философии, предполагающий рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности в единстве различных аспектов: знаниевой (какое знание дает наука), методологический (методы науки), лингвистический (язык науки), институциональный, коммуникатиционный (связь, общение).

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Предмет – наука.

Философия науки должна: 1. Выделить общие проблемы для всех «философий науки»; 2. Исследовать направления ее развития (от истории к будущему).



Главные отличия философии науки - 1. целостность (наука как единое целое) 2. ценность (значение науки)

Образы философии науки: 1. Как направление западной и отечественной философии. Представлена множеством концепций, предлагающих модели развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. 2. Как философская дисциплина наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки.

Философия науки как дисциплина возникла во 2 половине XX в. в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР, в то время как направление, имеющее название " философия науки", возникло столетием раньше. Как дисциплина испытывает влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок философии науки как современного направления западной философии. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, " алгоритм открытия", динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. 1. По мнению Ф. Франка, центральной проблемой является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. 2. К. Поппер считал, что центральная проблема в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований?

Круг проблем философии науки достаточно широк: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Каковы основания, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития?

Все вопросы вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания. Можно разделить все проблемы на три подвида. 1. Проблемы, идущие от философии к науке. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. 2. Проблемы, возникающие внутри науки и нуждающиеся в компетентном арбитре - философии. Здесь переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно " философские подсказки" решения парадоксальных проблем. 3. Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Философское мировоззрение играет значительную роль в развитии науки, особенно заметно в эпохи научных революций: возникновение античной математики и астрономии, коперниканский переворот - гелиоцентрическая система Коперника, становление классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революция в естествознании XIX-XX вв...

Место философии науки. Некоторые видят в дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции - идеологическая спекуляция на науке, вредная для науки и для общества (П. Фейерабенд).

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой.

2) Возникновение науки в Древней Греции. Античный идеал научного знания. Становление первых научных программ античности (пифагореизм, атомизм). Возникновение науки, представляющей собой определенную систему знаний, а не совокупность разрозненных сведений, связывают с Древней Грецией. Греческая наука с момента своего зарождения (с 6 в. до н.э.) была теоретической. Ее цель заключалась в отыскании истины. При решении математических задач грекам было важно найти строгое решение путем логических рассуждений. Это привело к разработке метода дедукции, основанного на умозаключении от общего к частному. Таким образом, научная теория - это не совокупность отдельных утверждений, а система логически связанных друг с другом положений. Эта система выстраивается дедуктивным методом, «сверху вниз» — от общих понятий, принципов к выводам, которые с необходимостью логически следуют из принципов. Знания (суждения), входящие в состав теории, оказываются не случайными, непонятно откуда взявшимися, а основанными на принципах, внушающих доверие. На основе принципов знания получают объяснение и доказательство, поскольку они с логической необходимостью выводятся из принципов. Итак, идеалом античной науки стало доказательное, теоретическое, каузально-логическое мышление и знание.

При изучении небесных явлений для греческих ученых основной вопрос заключался в причинах их осуществления. Создавались модели космоса - и это предвосхитило важнейшую черту позднейшего естествознания - моделирование механизма природных явлений.

Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в 6 в. до н.э. Общественной основой духовного расцвета в древней Греции было утверждение политической формы города-государства. Равноправие свободных граждан перед законом и участие каждого в выполнении общественных функций способствовали развитию чувства гражданской ответственности и критического мышления. Кроме того, смешанный этнический состав, развития мореплавания, торговые и культурные связи со странами Востока стимулировали духовное свободомыслие и терпимость. Занятия наукой не регламентировались государственными или религиозными институтами; они были частным делом свободных граждан. Экономической основой Древней Греции было рабство. Развитие рабовладения обусловило пренебрежение греков ко всему, связанному с орудийно-практической деятельностью. Свободный человек занимался политикой, войной, философией и искусством. Отказ от практической деятельности привел к неприятию эксперимента как метода познания. Для греческой науки вплоть до 4 в. до н.э. характерно единство и нерасчлененность, и в этот период ее рассматривают не по дисциплинам, а по научно-философским системам.

Первым выдающимся ученым греческой науки традиционно считается милетец Фалес (625-547 г. до н.э.). Фалес Милетский предсказал солнечное затмение, в Египте измерил высоту пирамид, исходя из подобия треугольников.

Во второй половине 6 в. до н.э. в греческом городе Кротоне возникает первая в истории научная школа - общество пифагорейцев, названная по имени Пифагора Самосского (580—500 г. до н.э.). Математическая теорема Пифагора приписывается ему именно потому, что только его школа дала доказательство справедливости ее общей формулировки. Пифагор открыл математическую закономерность в музыке и стал основоположником математической акустики. Его последователи сформулировали десять пар противоположных категорий — бинарных оппозиций, соединение которых, по их мнению, обусловило возникновение и поддержание порядка в мире. В среде пифагорейцев зародилась идея о шарообразной форме Земли, которая доказывалась соображениями чисто геометрического характера и идеями гармонии и математической эстетики, характерными для всех учений пифагорейцев. Вместе с тем в трудах пифагорейской школы проявились и мистико-идеалистические воззрения. Придавая мистический характер учению о числах, они разыскивали в них особое, таинственное значение.

Парменид из Элеи (ок.515—445 г. до н. э.) своим учением о бытии заложил предпосылки возникновения древнегреческой атомистики. Бытие - это то, что есть, в отличие от того, что кажется и составляет область мнения. Бытие должно быть единым, не имеющим частей и неделимым, а также неподвижным и неизменным. Основателями древнегреческой атомистики являются Левкипп (5 в. до н. э.) и Демокрит (ок. 460 - ок.370 г. до н.э.). Согласно их атомистической концепции в мире существуют два первоначала - пустота и атомы. Под атомами понимается бесконечное множество неделимых, неизменных, не имеющих частей первооснов. Атомы в собственном смысле являются полным бытием Парменида. Они невидимы вследствие малости своих размеров; отличаются друг от друга величиной, формой и положением в пространстве. Соединяясь между собой, порождают возникновение вещей, разделяясь - их гибель. Сцепление очень большого количества атомов вызывает возникновение вихрей, которые в конечном счете приводят к зарождению миров. Существует множество миров, причем они могут сильно отличаться от нашего. В основе учения Эмпедокла (490—430 г.г. до н.э.) лежит концепция четырех элементов - огня, воздуха (эфира), воды и земли. Эти первоначала вечны, неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях. Кроме 4 элементов Эмпедокл постулировал наличие двух сил - Любви и Вражды. Он мыслил эти силы пространственно протяженными. Из них Любовь соединяет разнородные элементы, а Вражда - разделяет. Попеременным преобладанием этих сил обусловлен циклический ход мирового процесса.

В 5—4 в. до н.э. в древнегреческой науке началось разделение на отдельные дисциплины. В математике (Теэтет, 4 в. до н.э., Эвдокс Книдский, ок. 406—355 г. до н.э.) в это время уже существовал курс арифметики с теорией числовых отношений и делимости. Было открыто существование несоизмеримых отрезков (отрезков несоизмеримых с единицей масштаба) и тем самым иррациональных величин. Возникла чисто эллинская дисциплина - геометрическая алгебра, в которой геометрия циркуля и линейки была приспособлена для решения квадратных уравнений и других алгебраических задач. В астрономии Эвдокс Книдский создал геоцентрическую модель движения планет, Солнца, Луны со взаимной зависимостью движения отдельных 27 сфер. Сферы вращались вокруг общего центра, в котором покоилась шарообразная Земля. Он так же основал собственную школу в Кизике на берегу Геллеспонта в Малой Азии. При этой школе была учреждена первая греческая обсерватория, в которой велись наблюдения за небесными светилами и был составлен каталог звездного неба.Что касается медицины, то в этой области Алкмеон Кротонский (6—5 в до н.э.) первым стал вскрывать трупы животных в целях изучения строения отдельных органов. Гиппократ (460—370 г. до н.э.) объяснял возникновение болезни (в частности эпилепсии, рассматривавшейся как «дар богов») естественными причинами. Вторая особенность гиппократовой медицины - требование индивидуального подхода в каждом отдельном случае. Ему же приписывают формулировку основных положений врачебной этики: врач обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями; должен соблюдать профессиональную тайну; не злоупотреблять своим положением. Анатомические знания поднялись на довольно высокий уровень. Особенно хорошо был изучен скелет. Основные внутренние органы также были известны, хотя о детальном их строении знали мало - в Древней Греции было запрещено вскрывать трупы.

3) Научная школа как форма научной теории. Научная школа — группа учёных или коллектив исследователей, выполняющая определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач. Несколько школ могут решать одинаковые научные задачи, но различаться в подходах к их решению (программах, методах, инструментах), научных принципах и, соответственно, в достигнутых результатах.

Научные школы, как правило, формируются на базе (внутри) институциональных единиц — академических кафедр или отделов научно-исследовательских организаций, а главами школ выступают профессора, руководители данных институтов. Во всех развитых странах научные школы подлежат государственному учёту и поддержке.

В числе известнейших школ философской мысли древности — аристотелевские перипатетики. Книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров, облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела действенный инструмент их пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. В наши дни школой-помещением часто являются университеты. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов. Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.

Научным школам свойственны такие характеристики — инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым. Сам термин «научная школа» многозначен. Используются, в основном, следующие категории понятий «научная школа»: формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория); исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института; направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Научные школы можно классифицировать следующим образом: 1) по виду связей между членами научной школы – научное течение, «невидимый колледж», научная группировка; 2) по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические; 3) по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные; 4) по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные; 5) по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы; 6) по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые; 7) по степени институализации – неформальные, кружки, институальные; 8) по уровню локации – национальные, локальные, личностные. Важной функцией подобной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.