Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование научной культуры средневековья. Особенности средневекового стиля научного мышления. Средневековая ученость и средневековые университеты.






Большую роль сыграли со второй половины XI в. крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные. Появляются первые университеты, сначала в Испании, где уже арабами был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии. До нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета. Формами обучения были диспут, научные дискуссии, семинары, лекции. Книг было мало, поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации. Преподавание велось латыни. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов. Другой предпосылкой будущего расцвета науки послужило развитие техники. Механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги сыграли огромную роль в развитии естествознания. Немалую роль в развитии цивилизации сыграл компас. В XII в. появляются латинские переводы «Начал» Евклида, трудов Архимеда, Птолемея и других греческих авторов. Но вся наука по-прежнему базировалась на принципе - истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и приспособленный к нуждам церковного мировоззрения Аристотель), и долг ученых - изучать и комментировать эту истину. В этих условиях науке было трудно развиваться. Однако и в это время жили и работали люди, возвышавшиеся над общим уровнем, например, знаменитый монах Роджер Бэкон (1214—1294), который экспериментировал и сам производил химические, оптические, физические эксперименты и астрономические наблюдения. Работал богослов Фома Аквинский, идеалистическая философия которого («томизм») имеет распространение и в современной западной философии; Вильгельм Оккам, выступивший против идеалистической теории о реальном существовании общих понятий; Роберт Большеголовый, занимавшийся оптикой. Усиливается со стороны церкви борьба с «ересью», вводится пытка. Тем не менее и в XIV в. продолжается развитие техники, появляются башенные колесные часы в Париже, в Германии, в Москве. В 1440 г. Иоганн Гуттенберг изобретает книгопечатание отдельными вырезными буквами. Средневековый период характеризуется доминирующей властью церкви, которая определяла интеллектуальную жизнь человека, ставя перед ним задачу – постижение бога и сотворенного им. Познание это должно было привести к спасению рода человеческого и каждого человека в частности. Т.о. вера преобладала над знанием. Но острая потребность осмыслить окружающую человека действительность все же существовала и имела следующий вид: 1. потребность объяснить «мир дольний» в его связи с «миром горним»; 2. построить картину мира в соответствии с Писанием. Специфической чертой средневековой научной мысли, нашедшей способ соединения двух миров, является символизм. Символизация призвана достраивать систему связей и отношений действительности, заполнять лакуны научного описания мира, строить целостную картину мира. В качестве адекватного способа познания бытия признавалось умозрение, направленное на постижение духовных истин. Ещё одной чертой средневекового мышления являлся ценностный характер его отношения к действительности. Эти черты специфичные для средневековой науки считаются тормозящими факторами с позиции науки современной: символизм замещает исследование причинно-следственных связей реальной действительности, умопостигаемость отвлекает от опытного (эмпирического) знания, аксиологическая установка вместо объективного анализа.

3) Соотношение истории науки и философии науки. Единство истории, философии и методологии науки. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества, частные науки ограничиваются отдельными частями, философию же интересует мир в целом. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах. Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.

Функция науки - выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. Философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а как развернутое обсуждение. В науке по традиции принимается кумулятивное движение вперед, т. е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, теорий и парадигм. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии, метод оборачивания на себя. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир умопостигаемых сущностей.

Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь об­разно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных по­требностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Философия - не наука, однако в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторя­ющихся связей и отношений, т. е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ - признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия - не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто имеет дело с чувственно-сверх­чувственным материалом. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.