Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование представлений о мире труда и профессий






 

Формирование представлений о мире труда и профессий – важный элемент процесса подготовки к профессиональному самоопределению. В мире существует более 50 тысяч профессий, поэтому необходимо обеспечить человека информацией об этом мире и средствами ее использования для принятия решений. Важно, чтобы человек умел анализировать и выделять содержание профессии (предмет, средства, условия труда и т.д.), требования профессии к человеку, способы ее получение, мог оценить востребованность профессии на рынке труда.

Информированность о профессиях может включать сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией (макроинформированность). Сюда относятся знания о мире профессий, системе профессиональных учебных заведений, знания о труде и субъекте труда (мотивы, способности, профессиональная пригодность, о нормах и правилах профессионального самоопределения). Это также могут быть знания конкретизированные, имеющее отношение к ситуации выбора (микроинформированность). Микроинформированность предполагает те же знания, но применительно к той одной или нескольким профессиям, которые являются наиболее привлекательными.

Профессиональное информирование имеет особое значение в профориентационной работе в школе. Многие школьники имеют весьма ограниченные представления о мире профессий, что естественным образом сужает возможности выбора. В большинстве случаев знания ограничивается сведениями о профессиях ближайшего профессионального окружения: отвечая на вопрос об известных им профессиях, школьники упоминают не более десяти-пятнадцати наименований.

В процессе профессионального информирования школьники получают сведения о мире профессий, о содержании и условиях профессионального труда, оплате, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях профессионального роста. Освещаются основные требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья человека, психологическим и психофизиологическим качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки.

Объем и характер предоставляемой профессиональной информации определяется ситуацией, в которой находится самоопределяющаяся личность. Выбирающий профессию школьник получает информацию о закономерностях профессионального самоопределения, факторах, определяющих успешность выбора, личностных качествах оказывающих влияние на выбор профессии и развитие человека в профессии, правилах принятия решений, связанных с самоопределением. Безработному предоставляют сведения о существующих профессиях и специальностях, требованиях, которые они предъявляют к социально-психологическим, психологическим и психофизиологическим качествам, о рынке труда, о путях и условиях получения профессии.

Профессиональное информирование должно исходить из реалий современного мира, особенностью которого является полипрофессионализм, пришедший на смену монопрофессионализму. На рынке труда ощущается острая необходимость в специалистах, обладающих профессией «на стыке». Например, юрист-экономист. Переход из одной профессии в другую позволяет человеку быть универсальным и незаменимым специалистом. Имея несколько образований и богатый профессиональный опыт, специалист становится менее зависимым от конъюнктуры на рынке труда. Нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Поэтому развитие способности к самоизменению является необходимым условием осознанного выбора не одной единственной профессии на всю жизнь, а направления будущей профессиональной деятельности.

Важнейшим ориентиром для выбора являются сведения о востребованности профессий. Наличие спроса на рынке труда определяет возможность трудоустройства после завершения профессионального учебного заведения. Информацию о наиболее востребованных профессиях в регионе размещают на своих сайтах региональные центры занятости населения. Результаты социологических опросов с рейтингами востребованности постоянно публикуются в сети Интернет. Приведем пример рейтинга самых популярных профессий, помещенных на сайте Карьерист.ру(www.careerist.ru):

– Главный бухгалтер (Финансы, бухгалтерский учет)

– Кредитный эксперт (Банки и инвестиции)

– Менеджер по продажам (ТНП/FMCG)

– Программист (IT и телекоммуникации)

– Прораб (Строительство, архитектура)

– Логист (Транспорт, логистика)

– Маркетолог (Маркетинг, реклама, PR)

– HR-менеджер (Кадровые службы, HR)

– Юрист широкого профиля (Юриспруденция)

– Инженер на производстве (Производство, технологии)

Описания современных профессий также размещаются в сети Интернет. На сайте Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (https://www.proforientator.ru/profession) можно познакомиться со статьями о состоянии рынка профессий и о востребованности профессий.

Специалист, занимающийся профинформированием, должен быть компетентен в области профессиоведения, знать содержание и требованиях профессий к человеку, владеть информацией о рынке труда, востребованности профессий и располагать информацией о ситуации в системе общего и профессионального образования, знать профессиональные учебные заведения своего региона, профессии и специальности, по которым ведется подготовка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.