Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная пригодность. Профессионально-важные качества






Каждая профессия (специальность) отличается определенным набором трудовых задач или функций, выполнение которых предъявляет определенные требования к качествам человека. Отсутствие этих качеств или недостаточная степень их выраженности делает работу малоэффективной и обременительной для человека. Правда многие качества могут формироваться в процессе самой профессиональной деятельности. Существует также возможность компенсации одних качеств другими.

Эффективность профессиональной деятельности специалиста, его профессиональные достижения зависят от многих факторов: организации и условий труда, состояния оборудования и техники, особенностей взаимоотношений между работниками, стилем руководства, психологическим климатом в коллективе. Эти обстоятельства мало зависят от качеств самого работника, но их анализ важен для определения причин низкой эффективности труда. Для психолога наибольший интерес представляет особая группа качеств, которые также определяют продуктивность и качество работы. Имеются ввиду индивидуальные свойства работников, которые принято называть профессионально-важные качества (ПВК).

Профессионально важные качества – это индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. Профессионально важные качестваотличаются относительной устойчивостью, имеют природную обусловленность, они мало подвержены развитию и тренировке.

Большинство специалистов относят к ПВК индивидуально-типологические свойства в первую очередь свойства нервной системы, особенности сенсорных процессов и психомоторику, а также другие свойства, индивидуальные особенности которые определяются свойствами нервной системы. Например, все характеристики внимания определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания.

Экспертный метод выявления ПВК. Для выявления ПВК используются различные методы. Метод экспертных оценок является одним из эмпирических методов психологического исследования. Метод широко используется при определении профессионально важных качеств (ПВК). Одним из важнейших этапов проведения метода, от которого зависит его результативность, является подбор экспертов. Эксперты – это компетентные в анализируемой профессии лица, квалифицированные специалисты с большим (не менее 8 лет) стажем. Как правило, для проведения определения ПВК конкретной специальности формируется группа экспертов. С помощью оценочных листов, включающих списки индивидуально-психологических качеств (например, анкеты Липпмана), эксперты оценивают ПВК специалистов по конкретным профессиям. Существуют разные способы организации работы экспертов: они могут работать индивидуально, затем их оценки обрабатываются с использованием методов математической статистики. В простейшем случае оценки усредняются.

Следует заметить, что только наличие у человека ПВК не является достаточным условием его профессиональной успешности. Важную роль играют отношения личности, ценности и мотивы.

Неверно считать, что для каждой конкретной профессии подходит один-единственный набор индивидуально-типологических и личностных качеств. Хороший работник способен сознательно или неосознанно, использовать свои личностные качества, которые обеспечивают успех, и компенсировать или подавлять качества, препятствующие достижению успеха (Климов, 1997).

Кроме того, ПВК не даются изначально человеку от рождения и не определяют фатально его пригодность к конкретным профессиям. Свойства человека как субъект труда и личность являются динамическими образованиями, со временем они изменяются. Важнейшим фактором, определяющим их формирование, развитие является сама деятельность, в которую человек вовлечен. По мнению Е.А. Климова до начала осуществления деятельности в наличии имеются только отдельные разрозненные качества, составляющие некоторый исходный «стройматериал» для всей системы профпригодности. ПВК развиваются по мере овладения профессией, формируются приемы их компенсации, совершенствуется структура ПВК. Являясь предпосылкой профессионально деятельности, они «шлифуются» в ходе самой деятельности.

На начальных этапах освоения профессиональной деятельности продуктивность зависит в значительной степени от наличия профессиональных способностей. На последующих этапах профессионализации, для которых характерна более высокая профессиональная успешность и усложнение выполняемых профессиональных задач, эффективность деятельности определяется наличием определенных ПВК имеющих высокий уровень развития. Эти качества развиваются наиболее интенсивно. Другие ПВК, менее значимые для данной деятельности, могут стабилизироваться и даже регрессировать. В дальнейшем, при достижении уровня профессионального мастерства, ПВК индивидуализируются, изменяется структура связей между ними.

По мере профессионализации успешность деятельности все в большей степени начинает определяться не отдельными качествами, а всей структурой ПВК. Возрастает роль свойств личности.

Особое значение для понимания взаимосвязи между психологическими и психофизиологическим качествами человека и успешностью его профессиональной деятельности имеет концепция индивидуального стиля деятельности разработаная Е.А. Климовым на основе работ Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) это устойчивая система приемов и способов, обусловленная определенными личными качествами, которая обеспечивает приспособление к объективным требованиям профессиональной деятельности. Имеющийся у человека комплекс индивидуальных особенностей (особенности высшей деятельности, темперамент, задатки и способности) может лишь частично соответствовать требованиям какой-либо профессии. Сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для работы качества, человек старается компенсировать, сгладить каким-то образом те качества, которые препятствуют достижению успеха. Результатом является выработка ИСД – уникальная совокупность способов и приемов осуществления деятельности, благодаря которой он может достигать достаточно высоких результатов. Например, человек с инертным типом нервной системы будет испытывать трудности при выполнении работы, требующей выполнение трудовых операций в высоком темпе и предполагающей быстрый переход от одного состояния к другому. Приспособление к таким условиям труда может происходить за счет повышения предусмотрительности, систематичности, основательности в работе. В результате выработки ИСД эффективность деятельности будет на таком же уровне, как и у человека с подвижным типом нервной системы.

Возможность выработки ИСД расширяет границы профессиональной пригодности. Пригодность к конкретной профессии не требует наличия у человека определенного обязательного набора свойств и качеств, можно утверждать только об их желательности. По мнению Климова пригодность может быть сформирована только в деятельности. Такой взгляд на соотношение индивидуальных особенностей и требований деятельности предполагает необходимость переноса акцента в профориентацинной работе с определения у выбирающих профессию пригодности или непригодности на основе только оценки имеющихся психологических и психофизиологических особенностей на формирование качеств, которые будут обеспечивать эффективное сознательное приспособление к требованиям профессии.

Теории профпригодности К.М. Гуревича дополняет концепцию Климова. Профпригодность определяется Гуревичем как качество личности, представляющее собой совокупность индивидуaльно-психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих общественно необходимую трудовую эффективность и удовлетворенность своим трудом.

 

 

Рис.7. Гуревич К.М.

 

Пригодность не определяется исключительно природными свойствами, а формируется в процессе стaновления профессионaлa. То насколько быстро она сформируется, зависит от трех факторов – природных дaнных, особенностей профессионaльной мотивaции, полноты и aдеквaтности специaльных знaний и умений. Важно поэтому не ограничиваться профотбором, а обращать внимание на те качества психики, которые можно развивать, нa возможности создaния индивидуaльного стиля деятельности.

На основе анализа профессий по степени сложности и требованиям, предъявляемым к человеку Гуревич выделил два вида профпригодности: абсолютную профпригодность и относительную профпригодность. Абсолютной профпригодности требуют профессии группы А, в которыхтрудовая деятельность не поддается программированию или при выполнении самой деятельности могут возникать непреодолимые для некоторых лиц трудности. К группе А относятся профессии, связанные с риском, предъявляющие высокие требования к физическому и психическому здоровью. Требуется жесткий набор определенных качеств человека, возможность какой-либо компенсации абсолютно исключается. Профессии группы Б (относительная профпригодность) допускают компенсацию недостаточного развития одних качеств развитием других. За счет пластичности природных особенностей человек может активно приспособиться ко многим видам профессионального труда, однако подготовка к профессии и профессиональная деятельность будут складываться по-разному у людей с разными природными особенностями.

Из теории Гуревича следует, что работа специалиста должна заключаться в том, чтобы помочь соотнести психологические и психофизиологические особенности человека с его жизненным делом, с его профессией, что позволит найти эффективные способы формирования пригодности и предотвратить возможные ошибки при выборе профессии.

 

Вопросы по теме

1. Чем отличаются между собой профессия, специальность и должность? Приведите примеры.

2. Какие методы используются в профессиографии?

3. Что входит в содержание профессиограммы?

4. Пользуясь профессиографическими источниками, составьте профессиограмму врача, ветеринара, мастера по ремонту телевизоров, строителя.

5. Какие особенности личности по Голланду лежат в основе профессионального типа личности?

6. К какому типу профессий относятся профессии водителя, юриста, садовника, врача, телерепортера в классификации профессий Е.А. Климова. К какому типу профессиональной среды относятся эти профессии в классификации Голланда?

7. Каким профессиям соответствует формула РКС (реалистический, конвенциональный, социальный) по Голланду?

8. Составьте перечень профессионально важных качеств для профессии юриста, водителя, повара, машиниста электровоза.

9. Пользуясь профессиографическими источниками составьте формулы следующих профессий (тип, класс, профессии по Климову): маляра, тракториста, геолога, менеджера.

10. Что такое индивидуальный стиль деятельности, как он формируется?

11. Каким образом концепции индивидуального стиля деятельности и профпригодности могут использоваться в профориентационной работе со школьниками?

12. Что такое «психофизиологическая цена профессии»?

13. Для каких профессий необходима абсолютная профессиональная пригодность, для каких относительная?

14. Составьте формулу профессии юрист по описанию:

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их),....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).

Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), бытовые (иногда – если это юрист-следователь, милиционер – то на открытом воздухе).

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),... иногда – автоматизированные (компьютер).

Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента – сортировать, классифицировать),... Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

По материалам сайта:

https://www.proforientator.ru/index.php? option=com_content& view=article& id=308: 2009-11-13-22-23-34& catid=12: 2009-10-08-07-49-57

 

Литература по теме

 

1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1979.

2. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

3. Мир профессий. М., 1985–1988.

4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Изд-во: Питер, 2008.

5. Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. – СПб, 1994.

 

Вопросы для самопроверки

(??)Основы профессиоведения(??)

(??)По Д. Голланду тип профессиональной среды, связанный с созданием материальных ценностей, обслуживанием техники и технологических процессов.

(?)Предпринимательская

(?)Конвенциональная

(!)Реалистическая

(?)Исследовательская

(??)Какие типы личности являются наиболее схожими с социальным типом по Голланду.

(?)Реалистический и Конвенциональный

(?)Исследовательский и Предпринимательский

(?)Социальный и Артистический

(!)Предпринимательский и Артистический

(??)Составная часть профессиограммы, включающая в себя сведения о системе требований профессии к человеку, а также о медицинских и психофизиологических противопоказаниях.

(?)Профессиональный личностный профиль

(?)Психометрика

(!)Психограмма

(?)Психотип

(??)Индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения

(?)Психотип

(?)Индивидуальный стиль деятельности

(?)Профессиограмма

(!)Профессионально важные качества

(??)Врач-окулист – это

(?)Профессия

(?)Должность

(!)Специальность

(?)Квалификация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.