Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студенчество. Начало начал






Дома я стал готовиться к сдаче вступительных экзаменов в институт. Меня не покидала тревога, достаточно ли моих знаний, чтобы осуществить свою мечту, ведь я один из немногих сверстников в селе решился на этот шаг, в случае провала мне было бы обидно и горько не только перед близкими, но и товарищами детства и юности. Упорно, с раннего утра до глубокой ночи, вникал в науки, по которым предстояло держать экзамен.

Вернувшись в Волгоград, познакомился в институте с расписанием экзаменов. Сдал, конечно, не на «отлично», но набранных баллов хватило для зачисления на первый курс агрономического факультета. Итак, первая ступень покорилась, я стал студентом. Меня определили в учебную группу. В то время до начала учебы всех студентов первого курса направляли на сельскохозяйственные работы для помощи колхозам и совхозам в уборке урожая. Наша группа прибыла во Фроловский район, совхоз «Зеленовский», отделение № 3. В последующем на его базе был создан совхоз «Новенький», чтобы помогать убирать кукурузу на зерно. В те времена эта культура в наших краях только начинала внедряться в сельскохозяйственное производство. Инициатором и настоящим ее продвиженцем был, как вы знаете, Никита Сергеевич Хрущев.

Нашу группу разместили в сельском клубе в «спарта-новских» условиях. Вместо кроватей приходилось спать на полу, на матрацах и подушках, набитых соломой. Закрепили за нашей группой повариху из местных жителей, которая готовила нам на сооруженной специально печи на улице. В группе было много селян, поэтому ни у кого такие условия не вызвали недовольства, мы привыкли с детства.

Ответственным за работу и порядок в группе был назначен староста В. Попов. Работу начинали в семь утра и

заканчивали в семь вечера. Именно здесь я познакомился с товарищами, с которыми предстояло вместе учиться четыре с половиной года. Как говорится, друзей не выбирают, они сами определяются по духу, порядочности и цели в жизни.

Так началась моя настоящая дружба с Анатолием Кузнецовым, Юрием Базовым, Борисом Казаковым, которую мы несем по жизни уже более пятидесяти лет. Где бы мы ни трудились, кем бы мы ни работали, мы всегда находили возможность взаимной поддержки и помощи.

В памяти остался случай, произошедший в совхозе «Новенький», где мы проходили практику. Как-то мы выходили на работу, нас встретил управляющий отделением и рассказал, что поздно вечером механизатор после отработанной на вспашке земли смены решил помыть вверенный ему гусеничный трактор СТЗ-НАТИ в пруду, расположенном недалеко от клуба. Из-за неисправности тормозов трактор ушел под воду на глубину не менее 7—8 метров. Вода была холодная, и никто не соглашается вытянуть трактор. Я, Юрий Базовой и Виктор Молостов решили помочь. Заплыли на то место, где предположительно находился затонувший трактор. После нескольких погружений на глубину трактор нашли, но значительная часть ходовой была в иле. Предложение было таково: нужен надежный трос с крюком, чтобы зацепить за заднюю прицепную серьгу, и не менее чем парой тракторов вытащить из пруда затонувший трактор. Так и было сделано. Но это стоило нам больших усилий, ведь мы не имели даже простейшей маски и погружались на приличную глубину, чтобы завести трос. Трактор был вытащен из пруда. Правда, мы измерзлись прилично и головы разболелись, но при этом чувствовали подъем духа. За этот поступок директор совхоза выдал каждому из нашей тройки премию по 100 рублей.

Учебный семестр начался со знакомства с институтом и руководством факультета. На первой встрече декан П. Ф. Агапов ознакомил нас с историей института, его традициями, нашими обязанностями, рассказал, какие науки будем изучать на первом курсе. Началась студенческая

жизнь, открывшая нам новые горизонты и предоставившая возможность стать квалифицированными специалистами, а в будущем — командирами сельскохозяйственного производства, самой жизненно важной отрасли, которая во все времена определяла решение одной из главных задач государства: удовлетворение первой необходимости и потребности в улучшении жизни народа.

Институт в то время был еще молодым высшим учебным заведением, исполнилось ему всего 12 лет со дня основания. Но уже за эти годы институт в полную силу заявил о себе как один из крупных сельскохозяйственных вузов Поволжья, а в последующие годы — и страны.

Свою славную биографию он начал в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было принято решение открыть в городе Урюпинске Сталинградской области сельскохозяйственный институт. В богатейшей истории его становления было немало трудностей и проблем, характерных для послевоенных лет. Институт переехал в Волгоград, бывший Сталинград, и расположился в районе Тулака в здании средней школы, восстановленной в послевоенное время. Там и началось наше обучение.

Мы, студенты, естественно, испытывали многие трудности, особенно с жильем, ведь институт еще не имел своих студенческих общежитий для своих студентов. Пришлось снимать жилье в частном доме. Мы с Геннадием Александровым поселились в поселке Кирпичном, рядом со строящимися учебными корпусами института. Каждый день, приходя на занятия, мы видели, как активно строился студенческий городок, главный учебный корпус, общежитие, столовая, другие необходимые помещения. Радовало, что в ближайшее время нам представится возможность одними из первых учиться в новых корпусах института. В конце 1957 года наш агрономический факультет в основном стал обучаться в только что введенной первой очереди главного корпуса. Разрешились и трудности с проживанием. Мне и моим товарищам Анатолию Кузнецову и Борису Казакову предоставили в новом общежитии уютную комнату на троих. Это было радостное для

нас событие — учиться и жить в комфортных условиях. Мы чувствовали, что наше государство, несмотря на послевоенные трудности, многое делало, чтобы облегчить нашу студенческую жизнь. Успевающим в учебе студентам выплачивалась ежемесячная стипендия, которая позволяла при строгом расходовании и довольно низких ценах на продукты скромно питаться в течение месяца.

Многое делал директор института А. С. Радов для обучения облегчения и материального положения студентов. В столовой и буфетах института студенты питались по гораздо более низким ценам, чем в других вузах города, а чай и хлеб были бесплатными. Это стало возможным благодаря тому, что институт имел крупную производственную и научную базу «Горная поляна», где мы, студенты, работая, проходили производственную практику. Да и в общежитии были созданы все условия.

В памяти остались такие моменты студенческой жизни. Зачастую не хватало стипендии, и приходилось мне и моим товарищам, Анатолию Кузнецову и Борису Казакову, готовить еду по очереди. С самого начала обучения в институте я занимался не только постижением наук, но и активно участвовал в общественной студенческой жизни. Иногда задерживался в институте до позднего вечера, и мне часто доставалось от друзей за опоздание приготовить ужин в свою очередь, но я по-дружески извинялся и исполнял свою кулинарную обязанность. Запомнились и другие житейские студенческие моменты. Иногда нам просто не удавалось рассчитать свой месячный бюджет. Выручал расположенный в 15 минутах ходьбы от института продовольственный магазин, в котором мы покупали продукты. Когда не было денег, продавщица давала продукты в долг до получения стипендии. Такое могло быть только в те счастливые времена, кода честь и совесть человека считались дороже денег, и материальное положение студентов было практически одинаковым.

В то время и сегодня наш институт, ныне Волгоградская сельскохозяйственная академия, готовит высококвалифицированных специалистов. В то время их очень не хватало, поэтому выпускники СХИ были стопроцентно востребова-

 

ны как в нашей области, так и по всей стране. Скажу также, что институт готовил нас и как высококвалифицированных организаторов сельскохозяйственного производства. Для этого студентам давали возможность не только учиться, но и участвовать в научно-студенческой работе по выбору на любой институтской кафедре, в общественной жизни, в работе комсомола, профсоюза, художественной самодеятельности. Для себя я сделал выбор с первого года обучения — участие в научной студенческой работе и, конечно, общественной жизни института.

Для нас ярким примером были студенты в зеленых военных гимнастерках, на долю которых выпала нелегкая судьба защищать с оружием в руках наше Отечество в годы Великой Отечественной войны. Их было, конечно, не так уж много. С одним из них Виктором Григорьевичем Калашниковым, студентом агрономического факультета, мне посчастливилось познакомиться после поступления в институт. Тогда он возглавлял научно-студенческое общество агрономического факультета. Это был уже зрелый, душевный, общительный человек. По его подсказке я стал участвовать в работе совета общества и заниматься научно-студенческой работой сначала на кафедре марксизма-ленинизма, затем на кафедре экономики, где заведующими в то время были профессора М. А. Свердлин и П. С. Иващенко.

С того времени наши отношения с Калашниковым переросли в дружеские и остались таковыми до сих пор. Как бы нас ни испытывала судьба, где бы мы ни жили, мы остались верны нашей дружбе. Виктор Григорьевич прошел достойную жизненную дорогу. Он был и остается настоящим патриотом своего Отечества. Его жизненный путь и трудовая биография достойны отдельной книги. Считаю своим долгом хотя бы кратко рассказать об этом человеке.

Родился В. Г. Калашников в 1926 году в селе Даниловка Даниловского района Волгоградской области. После окончания шести классов средней школы был направлен райвоенкоматом на курсы трактористов Даниловской МТС. После окончания курсов работал трактористом в

колхозе «Красный Октябрь». В начале 1943 года в семнадцатилетнем возрасте был призван в ряды Красной Армии по комсомольскому призыву. Участвовал в боевых событиях на Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Был серьезно ранен. После демобилизации продолжил трудовую деятельность преподавателем военного дела в школе и на комсомольской работе, здесь же экстерном сдал экзамены за старшие классы. В 1954 году продолжил учебу, поступив в Волгоградский сельскохозяйственный институт. Учитывая богатый жизненный опыт и организаторские способности, комсомольцы агрономического факультета избрали его секретарем своей комсомольской организации. Вскоре он возглавил научно-студенческое общество института. Именно он порекомендовал мне участвовать в научной работе, а в последующем передал мне как эстафету руководство научно-студенческим обществом института, и в качестве основы — свой опыт, целеустремленность и ответственность за порученное дело. В последующие годы его направляли на трудные и ответственные участки в Быковском и Николаевском районах. Он занимал высокие должности: главный агроном в хозяйствах Быковского района, начальник сельскохозяйственного управления района, директор Быковского совхоза-техникума, директор совхоза-завода «Волга» Николаевского района, председатель совета ветеранов войны и труда. Калашников награжден многими орденами и медалями. И сегодня, перешагнув восьмидесятилетний рубеж жизни, он с неутомимой энергией участвует в общественной жизни района.

Повторюсь, что по рекомендации Виктора Григорьевича я вошел в совет научно-студенческого общества нашего факультета, и с уходом Калашникова по окончанию института мне доверили его возглавить, а в скором времени — и совет научно-студенческого общества всего института. Деятельность нашу в то время курировал заместитель директора института по научной работе доктор сельскохозяйственных наук, профессор П. П. Бе-гучев. Это был крупный ученый, талантливый преподаватель и воспитатель. В последние годы моей учебы это на-

 

правление в институте возглавил не менее известный в сельскохозяйственной науке, уважаемый студентами доктор сельскохозяйственных наук, профессор В. Ф. Шубин. Считаю, что они сыграли значительную роль в моем становлении как будущего специалиста и гражданина.

Возглавляя совет научно-студенческого общества по вопросам общественной работы, я мог свободно обращаться к директору института доктору сельскохозяйственных наук, профессору А. С. Радову за советом и помощью. Как правило, я находил у него поддержку и помощь. В памяти остался такой момент. Еще не было окончено строительство учебного корпуса института, оставались большие сложности в предоставлении студентам учебных аудиторий для занятий, приходилось учиться в две смены. И вдруг я обращаюсь к А. С. Радову с просьбой — изыскать возможность выделения совету научно-студенческого общества факультета и института небольшого помещения, где бы мы могли проводить свои заседания и обсуждать вопросы, связанные с научной работой студентов. Ответ был однозначный: несмотря на трудности вопрос этот будет решен. Дали поручение заместителю директора института по хозяйственной части, и вскоре совету научно-студенческого общества института предоставили большую комнату в помещении в главном учебном корпусе.

Много приходилось решать и других организационных вопросов по широкому привлечению студентов к научной работе, особенно по организации проведения институтской и факультетских научно-студенческих конференций, где участники-студенты могли выступать с докладами результатов своих научных работ и исследований.

Именно в то время положено начало совместным научно-студенческим конференциям с участием родственных учебных заведений страны. Нашими гостями были студенты из Грузии, Азербайджана, Горького, Костромы и других регионов страны. В свою очередь студенты нашего института также были участниками подобных мероприятий во многих родственных институтах. Наш СХИ с педагогическим и медицинским институтами создали межву-

зовский совет научно-студенческого обществ. Возглавили его я и мои коллеги: Игорь Иванов и Рудольф Самосев, ставший инициатором проведения межвузовских научно-студенческих конференций в нашем городе.

Не побоюсь сказать, что именно мы были у истоков проведения таких ежегодных мероприятий с участием большинства вузов Волгограда, а также многих родственных вузов России, Грузии, Азербайджана и других республик. Большим подспорьем в подготовке специалистов было опытное хозяйство института «Горная поляна» — многоотраслевое, являющееся хорошей научно-производственной базой, где мы, студенты, под руководством преподавателей и работников сельского хозяйства проходили практику, закрепляя полученные знания и приобретая дополнительные знания в выбранной профессии.

Закончив три курса обучения, осенью ненадолго поехал на родину навестить мать и решить вопрос о ее переезде в город; она жила одна и возраст был уже солидный, пенсионный. Естественно, я решил посетить школы, в которых учился, встретится со школьными друзьями. Многие из них покинули родные места. Встречи были сердечные, радостные. Вспомнили детство, юношеские годы. Напоследок я хотел побывать в совхозе Киквидзе, где окончил школу. Поехал с Василием Гусевым, другом по учебе в родном селе Петровка. Заехали к моим родственникам, вечером пошли в сельский клуб в кино, а затем решили остаться на танцы, посмотреть, как проводит время сельская молодежь. Видимо, по воле судьбы здесь я и познакомился с девушкой по имени Валентина, станцевал несколько танцев, проводил до дома. Ночью с другом уехали в родное село. Меня как-то взволновала эта встреча, что-то в моем сердце всколыхнулось, я стал понимать, что это рождение любви.

Вернувшись в институт, мечтал о встрече с Валентиной, и эта встреча вскоре состоялась — она приехала в Волгоград в отпуск к старшей сестре. Несколько дней общения с ней, походы в кинотеатр, театр, прогулки по городу, затем переписка после ее отъезда убедили меня,

 

что и в ее душе есть серьезные чувства ко мне, которые могут нас связать семейными узами. В скором времени я поехал на родину, чтобы перевезти мать в город, открыл ей свою тайну о девушке, которую полюбил. Она в то время исполняла обязанности заведующей сельской больницей. Попросил согласия у матери на наш брачный союз и получил ответ: раз сердце подсказывает и это ваш общий выбор, то и она согласна. С благословения моей матушки и родителей моей избранницы мы зарегистрировали брак.

В институт я вернулся уже женатым человеком. Впереди еще предстояли последняя производственная практика, сдача государственных экзаменов, защита диплома. Решил готовить дипломную работу на кафедре экономики и организации сельскохозяйственного производства, которую возглавлял в то время профессор, доктор экономических наук Г. X. Сопов. Он стал моим дипломным руководителем по теме «Пути повышения производительности труда в работе машинотракторного парка». Материал для дипломной работы решил собирать в совхозе Киквидзе, который в числе первых был удостоен звания хозяйства высокой культуры земледелия.

Весной попросился на практику в это хозяйство. Его возглавлял человек с большим опытом работы директор Башкиров. Главным агрономом был Ф. Д. Нетеса. Приняли доброжелательно, предложили на время практики и подготовки материалов к дипломной работе поработать агрономом по выращиванию кукурузы. В то время еще не был в полной мере освоен выпуск совершенных машин и орудий для выращивания и уборки этой культуры, да и период освоения технологий ее выращивая находился в стадии совершенствования и освоения. За время практики я много перенял полезного для овладения будущей профессией от руководителей хозяйств и специалистов, с которыми приходилось встречаться, общаться и работать. Уезжал из хозяйства с собранным и достаточно подготовленным материалом для дипломной работы. По приезде в институт ознакомил с материалами моего руководителя. Он их одобрил.

Последний Новый год студенческой поры я встретил с большой радостью, получил весточку от жены о рождении сына. Она спрашивала моего мнения, как его назвать. Срочной телеграммой я поблагодарил жену и попросил, если она не возражает, назвать сына Игорем. Рождение ребенка наложило на меня большую ответственность за будущее семьи, да и понял я, что я уже не юноша, должен считать себя настоящим мужчиной.

Вскоре, а именно 18 марта 1961 года, состоялась защита дипломной работы. Оставалось лишь получить диплом, а затем определиться с выбором дальнейшей трудовой дороги. Руководитель моей дипломной работы советовал остаться в институте и продолжить обучение в аспирантуре, чтобы в последующем стать ученым. Но выбор был сделан однозначный: посвятить себя земле-матушке и ее труженикам.

После вручения диплома, как правило, предоставлялся двухмесячный отпуск с последующим прибытием к месту работы по направлению. Я решил не использовать отпуск, а, получив назначение, сразу приступить к работе. Конечно, было желание работать в родном селе или в ближайших к нему хозяйствах. И я попросился на прием к директору института А. С. Радову. Встретил он меня приветливо, поздравил с завершением обучения и полученной специальностью агронома. На мою просьбу выдать мне диплом, не дожидаясь завершения учебной сессии и торжественного вручения дипломов студентам нашего курса, Радов также предложил мне дальнейшее образование в аспирантуре института. Я поблагодарил, но мое решение работать в сельскохозяйственном производстве было твердым. А. С. Радов в принципе согласился с моими доводами, тут же вызвал работника учебной части и попросил подготовить диплом ему на подпись. Все это заняло не так много времени, диплом заполнил собственной рукой и, вручая его, пожелал успехов на трудовом пути. Я искренне высказал слова признательности и заверил, что буду всегда благодарен родному институту и преподавателям, давшим мне возможность приобрести прочные знания, открывшим горизонты моей трудовой судьбы.

На все последующие годы в моей памяти родной институт остался главным фактором моего становления, а преподаватели, которые меня учили, вспоминались только с благодарностью. Это не просто пафосные слова, а слова, идущие от сердца. Считаю своим долгом перечислить преподавателей института: В. Ф. Шубин, М. Н. Багров, Г. П.Устинов, Г. Ф. Расходов, Л. И. Казакевич, К. Г. Шуль-мейстер, А. Ф. Иванов, Г. Е. Листопад, М. А. Свердлин, Г. X. Сопов. Со многими из них в дальнейшей работе мне приходилось встречаться и вместе решать проблемы сельскохозяйственного производства, внедрять научные разработки — особенно в богарном и орошаемом земледелии; я считал, что без науки в производстве невозможно добиться высоких результатов.

Сегодня наш институт, Волгоградская сельскохозяйственная академия, как и в прошлые времена, находится в первом ряду родственных учебных заведений страны, на передовых позициях сельскохозяйственной науки, и в этом большая заслуга директоров института — А. С. Ра-дова, Г. Е. Листопада, А. М. Гаврилова, Н. Г. Кузнецова, ныне возглавляющего сельскохозяйственную академию ректора А. С. Овчинникова, под руководством которого приумножается слава вуза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.