Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Волгограде представили макет нового стадиона для ЧМ-2018 8 страница






 

ваться допьяна. Особой приметой беседы была серебряная чарка пили из нее по кругу, а вино черпали из ведра. Чарка сохранялась от беседы к беседе у кошевого, для которого большим преступлением было чарку потерять. Особенностью казачьих бесед было то, что «гулеванили по годам». Старик никогда бы не пошел на беседу с младшими по возрасту. Старики собирали беседы где-нибудь в саду, там откапывался бочонок вишневки, там, сидя на коврах, старики пели и разговаривали до утра. Избранным молодым разрешалось бывать на стариковских беседах, что считалось большой честью. Собирались на беседы и женщины, как правило, вдовы старших возрастов. Но такие беседы проходили обычно за закрытыми ставнями. Появление на них замужней женщины не поощрялось, а если вдруг в веселом кругу оказывалась девушка, то крутая отцовская разборка ждала всех домашних, перепадало и теткам, и крестной... В казачьих винодельческих краях культура за-

Замужняя казачка в праздничной одежде. Волосы стянуты в узел и прикрыты «колпаком»

Традиционные

казачьи серьги «чикилики»

столий была очень высока. Это выражалось, в частности, в том, 53 что пьяниц не было, всякий захмелевший казак был презираем, потому отсыпался в степи и потом задами, стараясь никого не встретить, добирался домой, чтобы никто не видел его «неисправным».

Постоянно культивируемая в народной казачьей культуре «исправность» подразумевала высокое внутреннее достоинство, что прежде всего выражалось во внешней опрятности, скромности одежды и в манере поведения. Коренной родовитый казак никогда не показался бы на людях в расстегнутом мундире, с разлохмаченным чубом, распоясанный и расхристанный. Казаки — известные балагуры и шутники — никогда не орали пьяных песен и не сквернословили. Считалось, что ругаться «похабными словами» можно только в сторону врага, и то если рядом нет женщин и детей. Так что образ казака в необъятных шароварах с «чубом по губам», с разорванным воротом рубахи, хлещущего водку, — это измышления советского времени. В станице в прежние времена казака за оторванную пуговицу на вороте гимнастерки тут же бы «приструнил» и «вернул в разум» первый же встречный «кавалер» (человек с наградой или старший по званию) или старик.

ЕРМАК И ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ. XVI век

Ермак (Василий) Тимофеевич (Чигин)

О

дин из любимейших героев русской истории. Запечатленный в десятках народных песен и сказаний казачий атаман, «покоритель Сибири», сильно отличается ся от подлинного командира казачьего отряда, который 1 сентября 1582 года отплыл на стругах из владений купцов Строгановых, через 56 дней, перевалив через Урал, взял город Искер (собственно и звавшийся Сибирью) и погиб 5 августа 1585 года в ночном бою при впадении реки Аба-лак в Иртыш.

I

По общепринятой версии, Ермак был беглым человеком, который разбойничал на Волге, а затем, отчасти раскаявшись, отчасти

загнанный царскими войсками на Урал, нанялся на службу к владетелям Строгановым. Был послан в Сибирь, которую, повоевав, привел в подданство России. Однако есть сведения, которые этой легенде сильно противоречат.

Скорее всего, Ермак (тюрк, утешитель) происходил из коренных донских казаков, в крещении получил имя Василий.

В казачьей песне о взятии Казани рассказывается, как при взрыве стены погиб отец Ермака — атаман Тимофей Чига. Эти известия можно дополнить сведениями историческими. Действительно, при штурме Казани Иваном Грозным казаки донские в числе более 2000 дрались с татарами, а «чига» — самоназвание одного из верхнедонских племен, так называемых донских татар, впоследствии казаков. Не исключено, что в этом сражении принимал участие и совсем юный Ермак. Возможно, сражался он и при взятии Астрахани, где дрались до 5000 донских казаков.

Московские власти высоко ценили боевое мастерство степняков и постоянно звали казаков на службу. Вероятно, Ермак с ватагой соплеменников постоянно находился на московской службе. Он упоминается в сообщениях о набеге на ногаев и о штурме Могилева, обороняемого войсками Стефана Батория. Поэтому ни в

каких грабежах купеческих караванов он не мог принимать участие, поскольку это происходило в одно и то же время. Никаких «вин» у Ермака перед Москвою не было. Наоборот, его ценили как опытного военачальника. По одной из версий, он был рекомендован Строгановым в Москве для сбора рати, призванной оберегать Предуралье от набегов сибирских татар и войск Кучума. Оставшийся после окончания войны не у дел, Ермак предложение купцов принял и отправился к месту новой службы в Строгановские вотчины. К нему примкнули «воровские» атаманы во главе с Иваном Кольцо, которые бежали с Волги, где в это время вспыхнуло восстание «черемисы» — поволжских народов. Оставаться казакам, не раз преступавшим царский закон, там было небезопасно.

Явившись на Урал и ознакомившись с обстановкой, Ермак понял, что не сможет имевшимися у него в распоряжении силами обеспечить защиту раскинувшихся на сотнях верст русских поселений. Точно выбрав момент, когда вся татарская конница перешла горы и принялась осаждать приуральские крепости и городки, Ермак, рассудив, что осажденным помочь

Щй

«1? 4-

■ JH.

Казачий острог, какие ставили землепроходцы на всем пути от Каменного пояса (Урала) до Амура и Сахалина

бель Ермака была неизбежна... Оставшиеся без атамана казаки вышли из Сибирского ханства Печорским ходом «округ Камня», который был известен русским с XI века. К сожалению, они разминулись с шедшим на помощь им отрядом стрельцов, который, приди он раньше дней на двадцать, возможно, спас бы и Ермака...

В памяти современников Ермак остался безупречным человеком. Не случайно манси и ханты считали его святым, а землю с его могилы — целебной. Подвиг Ермака открывает целую страницу в российской истории. С него, собственно, и начинается беспримерное движение в края незнаемые, известное нам как земле-проходство.

Амурский казак. XVII век

I

1

Чусовой городок

с Кара',

Кокуи Ц ■ 'городок

Ёпанчин xg.

W о* *Д6ала; Атбаш, Место Нибели Ермака

Маршрут похода Ермака

не успеет, стремительным броском преодолевает Урал, спускается по рекам на стругах и плотах и уничтожает главную базу войск хана Кучума — Искер, или Си-

Знамя Ермака, полученное перед походом 1582 года

бирь-город. Прекрасно сознавая стратегическое положение взятого городка, казаки закрепляются здесь и начинают «подводить под цареву руку все Сибирское ханство». Местное население поддерживает атамана, поскольку он устанавливает в Сибири порядок: запрещает насильственное обращение в ислам, работорговлю, вдвое уменьшает подать (ясак), строго придерживаясь равного для всех права.

Величайшая заслуга Ермака состоит не только в том, что он обезопасил Российское государство от набегов с востока, добил остатки Золотой Орды и остановил мусульманскую экспансию в Сибирь, изгнал бухарца-захватчика Кучума, возродил прерванные татарами связи Европейской России и Сибири, но и в том, что он первым из русских землепроходцев, закрепившись в Ис-кере, начал планомерное исследование и освоение новых земель. Еще при жизни Ермака и под его руководством

Копье, рогатина и бердыш. Холодное («белое») оружие XVI-XVII веков

 

русские люди поднялись по Иртышу до границ современного Казахстана, освоили огромные пространства Приобья и Прииртышья и начали беспримерное движение на восток, которое через сто лет увенчалось выходом на берега Тихого океана.

Служилый городовой казак. XVI век

Вопреки легенде, никаких подарков вроде панциря и золотого кубка Ермак от Ивана Грозного не получал, равно как не получал и титула Сибирского князя. Так именовали его местные жители. От царя же пришло категорическое приказание: под страхом виселицы в Сибирь не ходить — дабы не ссорить Москву с бывшим данником Кучумом. Так что Ермак действовал не по указанию царя или купцов Строгановых, а по своему разумению.

«Рушница» — фитильное ружье, которыми были вооружены казаки Ермака. XVI век

Более того, помощь от Москвы была несвоевременной и недостаточной. Пришедшие без провианта стрельцы усложнили и без того бедственное положение казаков. А почти постоянные стычки с татарами истощили небогатый боезапас. Ги-

Основные пути землепроходцев 'в их движении на восток

I

оТуруханск

Нарым

Енисейск*-.

Братск *Краноярск

, Усть-Кут

0Тарский городок.

:

 

ВОИНЫ И ВОССТАНИЯ XVI-XVII веков

 
 


пожныи нож. XVII век. Отточена, как у ятагана, вогнутая часть

П

обеда молодого русского государства над войсками умирающей Золотой Орды на Угре в 1480 году открыла новую страницу в жизни России. Русское государство стремительно расширяет свои пределы, и этому во многом способствуют казаки. Они прикрывают все южные границы России, в том числе и морские, отряды казаков-землепроходцев выходят к Тихому океану и на Амур, многократно увеличивая территорию российских владений. Справедливо высказывание Л. Толстого о том, что «границы России лежали на передней луке казачьего седла».

56

Запорожцы: реестровый казак — сердюк (гвардеец) и кошевой атаман. На голове у казака шапка, которую носили монголы, а затем крымские татары. На голове у атамана папаха с тумакомматерчатым шлыком: сюда со времен половцев зашивали металлический треугольник, который защищал шею и голову от сабельного удара. Были приемы нанесения ударов шлыком. Отсюда выражения «наставать тумаков» и < < шапками закидаем о

Однако, верно служа Русскому государству, казаки считали себя его независимыми союзниками, а не подданными. Это совершенно не устраивало Москву. Россия превращалась в империю — внутри нее не могло быть территории с республиканским или иным устройством. А коренные казачьи земли из окраинных и пограничных превратились во внутренние земли Российского государства.

В 1653 году гетман Богдан Хмельницкий на раде запорожских и слободских казаков в Пе-реяславле принимает решение о вхождении Украины в состав Российского государства. Несмотря на то что в дальнейшем это решение не единожды нарушалось и многолетние кровавые войны в конце концов привели к гибели основной части малороссийского казачества, а остальные были переселены на Кубань, решение Переяславской рады было важнейшим для судеб русского казачества. По этому решению защита границы с враждебным Крымом и Турцией поручалась слободским казакам. Донские казаки остались как бы не у дел. Началось массо-

Якорец, или «чеснок»,

наступающей кавалерией

вое поселение подданных московского царя на рассыпался казачьих землях перед и строительство крепостей. Опережая воинских «охочих людей», которых отправляют для заселения крепостей и освоения казачьих земель, катит-

Казачий лагерь с «вагенбургом», то есть окруженный телегами, как это всегда делали при обороне в степи

ся вал голутвы — тех, кто спасается от закрепощения. Правительство требует их выдачи. Казаки беглых не выдают по нескольким причинам. Во-первых, они соблюдают старое правило: «с Дона выдачи нет!», то есть территория казачьих областей остается независимой. Во-вторых, пришедшие на Дон беглые воинские люди состав-ля ют большую часть казачьих

Разин Степан Тимофеевич

формирований. Именно они несут главные потери, и потому корен ное население Дона сохраняется. Кроме того, пришедшие на Дон крестьяне попадают в зависимость от богатых казаков, фактически становятся их крепостными^ рабо тая на земле. Начинаются столк новения казаков с властями. Ког да находившиеся на русской службе казаки, узнав о притесне ниях казаков на Дону, собираются вернуться в степь, князь Долгору кий разоружает их и перед стро ем вешает атамана Казачий'заса старшего брата Степана Тимофеевича Разина. Эта и другие казни по служили поводом к вос станию казаков против России.

Степан Разин (как

«

Хмельницкий, позднее Мазепа, Кочубей и другие) принадлежал к степной аристократии. Вероятно, его предки занимали привилегированное положение в [Золотой Орде. Его дед был мусульманином, мать считалась не то татаркой, не то турчанкой, самого Разина звали «тумой» (см. Словарь). Одаренный, яр кий человек... Ему с

дш*

<

всю сарынь» был понят как призыв к уничтожению всего коренного населения восстав ших стани ц.

исто

57

igKOB, на-I i и I НИ и

«ЯЕШШштши

вхождение

" |" " ТШ11 ПИТ" " " "

а

цивилизаций — в

Последнее озна-

щщашнс газации

казачьей российскую, меновалось превращением казачества в войсковое сословие Российской империи. В таблице сословий казачество занимает теперь предпоследнюю строчку: ниже крепостных крестьян и выше «каторжных» и «лишенных прав состояния». Основная масса казачества превращается в «военных рабов», как назвал их казачий историк декабрист Сухоруков. Казаки поголовно повинны воинской службе, без разрешения начальника им не дозволено отлучаться из станиц более чем на 32 часа, все казачьи вольности упразднены.

Астрахань в середине XVII века

Булавин Кондратий Афанасьевич (1671 1708) — донской казак, атаман Бахмутского городка. Во время взятия войсками Петра I Азова первым ворвался в крепость. Возглавил восстание казаков в 1707 —1708 годах. Погиб вместе с дочерью в бою в Черкасске.

детства прочили необычную судьбу. Род Разиных был хорошо известен в Москве. Сам Степан Тимофеевич бывал с посольствами при царском дворе, участвовал в боях с турками, способствовал заключению мирных договоров России с пришедшими в степь ордами калмыков. Он оказывал огромное

Царицын в середине XVII века

влияние на казаков. Однако значительная часть казачества понимала, что независимого казачьего государства быть не может. Поэтому, поддержав Разина в начале восстания, в дальнейшем они выступили против него, на стороне России. Разин был схвачен, казнен и похоронен в Москве на татарском кладбище. Казаки приведены к присяге на верность царю в 1671 году, уже как подданные. Это было последнее столкновение Степи и Русского государства. Последующие уже не были войнами независимого казачьего сообщества и русского государства. Формально казаки были приведены в покорность. Восстание под руководством Разина на некоторое время отодвинуло закабаление казачества, но с приходом на царствование Петра I самостоятельности казачества был положен конец.

Карта России во второй половине XVII века

Раскол, происшедший в Православной Церкви, и преследования старообрядцев увеличили пришлое население Степи. Подавляющее большинство казаков не подчинилось реформе патриарха Никона. До начала XX века 90% уральских казаков и половина донцов и терцев были старообрядцами. Войны, разорявшие казачество, непрерывный отъем казачьих земель превратили Дон, Урал и Терек в пороховой погреб, готовый в любую минуту взорваться.

Казачья сабля. XVII век

Такой взрыв возмущения произошел, когда у бахмутских казаков были отняты в пользу казны солеварни. Атаман Кондратий Булавин призвал «все казачьи орды встать за правду». Восстание подкреплялось слухами, что «злые бояре» убили Петра и его сына Алексея. Отчаянное по смелости казачье выступление было жесточайшим образом подавлено. Царскими войсками были сожжены 47 городов с населявшими их казаками. Полтора миллиона десятин земли были отняты у казачьего общества. Петровский приказ «идти на Дон и вырезать там

ВОЙНЫ И ВОССТАНИЯ XVI-XVII веков. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Метательное оружие — сулица и джит-футляр для их хранения

Н

а русской исторической сцене казаки впервые громогласно заявили о себе во времена Ивана Грозного и его ближайших преемников, когда они участвовали во взятии Казани и Астрахани, в Ливонской и других войнах.

\

Но наибольшую известность принесло им участие в событиях Смутного времени — первых двух десятилетий XVII века. Эти же события повлекли за собой существенные изменения в судьбах самого казачества. В обстановке хаоса, в который погрузилось Московское царство после прекращения династии Рюриковичей, казаки оказались наиболее организованной и боеспособной силой, имевшей возможность влиять на развитие событий в разгоревшейся борьбе претендентов на престол. К их помощи обращались Лжедмитрии Первый и Второй, польские авантюристы вроде Лисовского, нижегородские ополченцы Минина и Пожар ского, стремившиеся изгнать поляков, и т. д. Немало самозванцев выдвинули сами казаки из приблудившихся к ним сомнительных личностей, которых они же при случае и вешали.

В эти годы отчетливо определились несколько групп казаков. Подданные польского короля — казаки запорожские, или черкасы, рассматривали Москов скую Русь как временно захваченную ими вражескую территорию, где можно было делать все: грабить, уводить на продажу в рабство тысячи россиян, вырезать под корень население целых городов.

Казак, атакующий крымского татарина

В разнузданности и жестокости с черкасами соперничали так называемые воровские казаки, которые формировались из криминальных элементов собственно русских городов и сел. Тогда-то в русском народе крепко укоренилось мнение, что казаки — это беглые от помещиков крестьяне, потому что в данном случае такое суждение соответствовало истине. Собственно казаков в этих многотысячных, не представлявших серьезной военной силы сборищах грабителей были единицы: как правило, главари и их ближайшее окружение. Были казаки с Дона, которые достаточно давно уже входили в политическую орбиту государства Московского и не в интересах которых было доводить дело до его полного разрушения и исчезновения. Именно в те годы родилась русская поговорка: «Пришли казаки с Дону, погнали поляков к дому». Вклад донских казаков наряду с ополчением Минина и Пожарского в победу над интервентами был решающим. А позиция донских казаков на Земском соборе 1613 года стала определяющей при выборе из немалого числа претендентов на царский престол юного Михаила Романова, чей отец, патриарх Филарет, был очень близок с донскими казаками. По преданию, духовный вождь, возглавивший борьбу с польскими захватчиками, Патриарх всея Руси святой Гермо-ген был родом из казаков. Неистовый и беспримерно стойкий в борьбе за веру православную, он не страшился ни пыток, ни казни. Из каменного застенка, куда бросили его предатели-бояре и поляки, он благословил народное ополчение Минина и Пожарского. Святой умер заморенный голодом, не дожив нескольких дней до освобождения.

Запорожцы, те, кого не успели перебить царские воеводы, ушли восвояси, поближе к дружественным им крымским татарам. Воровских казаков постепенно переловили и частью перевешали, частью определили на службу в отдаленные гарнизоны.

Взятие казаками крепостных стен Азова

 

Характерно для времен Смуты поведение гребенских казаков на Кавказе. Когда к ним обратился бежавший с Мариной Мнишек изменник Заруцкий с просьбой поддержать его поход на Москву, казаки собрали совместный с кабардинцами войсковой круг и порешили: «Московскую де замятию и распрю в кабардинские и казачьи юрты не донущать, но держаться противу смутьянов заедино».

 

Русская фитильная

Что касается казаков донских, то очень многие из них осели на Руси. Наиболее заслуженные и отличившиеся получили поместья и влились в состав русского дворянства. Так произошло, например, с одним из самых известных атаманов — Межаковым, чье слово оказалось решающим при выборе царя. Его потомки вплоть до революции 1917 года владели роскошными имениями в Вологодской области. Гораздо больше казаков с Дона нашли применение своим силам, став кабацкими или таможенными начальниками -«головами».

Одновременно с возвращавшимися домой казачьими отрядами пришло на Дон немало прибившихся к ним вчерашних боярских холопов, стрельцов, пушкарей и других привычных к оружию людей.

Едва затихли бурные события на Руси, как нечто подобное вспыхнуло в Крыму, где среди активных участников боевых действий и крупномасштабных грабежей вновь оказались казаки, поддерживавшие своих претендентов на крымский царский престол. И здесь они знали и успехи, когда пленных янычар продавали за бочонок бузы — напитка вроде пива, и неудачи, когда пленных Raj's лаков сажали на кол или продавали в рабство.

В 1637 году донские казаки, при помощи запорожцев захватили после осады и взрыва крепостной стены принадлежавший туркам Азов, который сразу же был объявлен «вольным» торговым городом. Азов казаки рассматривали как изначально казачий город, неправомерно занятый турками. Во время знаменитого «Азовского сидения» 5 тысяч казаков 90 дней бились на стенах крепости с 240 тысячами турок и отстояли Азов. Казаки в течение пяти лет удерживали этот город, противостоя в вооруженной борьбе тогдашней

мировой супердержаве — Оттоманской Порте. Показательно, что пятую часть вооруженных защитников Азова составляли женщины-казачки.

Беспримерное по героизму «Азовское сидение» донских казаков кроме мужества, воинского мастерства и стойкости являет собою удивительный образец твердости веры и духа. С первых дней осады все казаки держали пост. Легенда гласит, что в середине осады, когда силы осажденных стали слабеть, они увидели, что посреди крепости неуязвимые для турецких ядер стоят аналой и престол, где творят молитву Богородица и Иоанн Предтеча. В последний день осады, выпавший на праздник Покрова, беспричинный ужас напал на турок и помогавших им татар. Они кинулись, давя друг друга, на корабли, многие утонули или были затоптаны. Не поддержанные Москвою казаки покинули Азов, где, собственно, оборонять было уже нече- пищаль. го — город и валы были XVII век сметены осадой. Схоронив тысячу казаков на Кампличке — святом для казаков острове у Ста-рочеркасска, оставшиеся в живых приняли монашество.

Русская

пороховница-мерка и турецкая пороховница

Берендейка с зарядцами и сумка для пуль. XVII век

РОССИЯ И КАЗАКИ. ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ. СОСЛОВИЕ

больших усилий. Из новобранцев в течение нескольких лет, опираясь на палочную дисциплину, готовили настоящих солдат.

Казаков же ничему учить не надо было, так как всему, что необходимо для войны, их учили с детства в родных станицах. Они отличались завидным здоровьем и практически не знали ни дезертирства, ни сомне-\\ niiii в необходимости ид-\г\ти гуда, куда их посыла ет войсковое начальство. Хотя Петр не знал жалости и к казакам, посылая тысячи украинских казаков рыть Ладожский канал для сообщения с новой столицей Российской империи Санкт-Петербургом либо по этапу в Сибирь, само казачество он отнюдь не стремился уничтожить. Напротив, именно с Петра начинается период, когда казаков стали тасовать, как колоду карт, переселяя с места на место,

Войсковой атаман в начале XVIII века

Печать Войска Донского, «дарованная» царем Петром I

Печать Войска Донского «Елень стрелою пораженный» существовала до начала XVIII века

Золотой пернач, ковш и чарка — жаловались русским правительством донским атаманам. Начало XVIII века

Р

еформы Петра I, преобразившие Россию, стали судьбоносными и для российского казачества. На заре своего царствования Петр после взятия Азова в 1696 году отдавал почести атаману донских казаков Фролу Минаеву, как если бы тот был главой союзного с Петром государства. Вполне самостоятельны были и украинские казаки, возглавляемые гетманом Мазепой. Но очень скоро всем им

Ефремов Даниил Ефремович (1690 1760) — донской атаман, генерал-майор, сын казненного казака-ми-булавинцами старшины Ефрема Петрова. Сподвижник Петра I. Способствовал «замирению» с калмыками. В Семилетней войне командовал казачьими полевыми полками. Несмотря на полную поддержку политики царя, старался на Дону быть самостоятельным правителем. Принимал и укрывал бежавших на Дон старообрядцев, укреплял и вооружал станицы. Это не мешало ему быть самым богатым на Дону человеком.

Черкасский войсковой собор в начале XVIII века

пришлось ощутить на себе тяжелую царскую руку. После восстания Булавина на Дону царь Петр, отменив ежегодные перевыборы атаманов, назначил пожизненным войсковым атаманом своего сторонника Петра Ромазанова. Из ведения Посольского приказа, тогдашнего дипломатического ведомства, все вопросы, касающиеся казачества, были переданы военному ведомству Российской империи.

Все царствование Петра было практически непрекращающейся войной. Казаки очень отличились в сражении иод Лесной, которое Петр назвал «матерью Полтавской победы». Донских казаков и калмыков поставили в тылу русской армии, приказав колоть бегущих русских солдат. Правда, своих бегущих не оказалось, и казаки с калмыками отвели душу на бегущих шведах, но военно-полицейская и карательная функции с тех пор стали для казаков недоброй традицией, что послужило причиной многих их несчастий, особенно в XX веке.

Под самой Полтавой успешно сражались яицкие и донские казаки. Отмечая успехи донских казаков, которых возглавлял походный атаман Аксен Волошинов, Петр очень скоро осознал, какие выгоды несет ему наличие в империи казачьих войск. В российской армии был вечный некомплект, так как служить в нее шли неохотно и рекрутские наборы требовали

Герб Терского войска

Хоругви и знамена казаков. XVII-XVIII века

создавая одни войска и упраздняя другие.

В 1722 году Петр переселил 1000 семей донских казаков в междуречье Волги и Дона, чтобы перекрыть для разбойничьих шаек из татар и кавказских горцев свободный проход в центральную Россию. Возникло новое Волжское казачье войско. Полвека спустя этих казаков снова переселили, и они образовали Волгский полк Терского казачьего войска. Их потомки и сейчас живут в казачьих станицах Кавказских Минеральных Вод.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.