Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение контроля в системе управления






Контроль как одна из функций руководства является неотъемлемой составной частью управления.

Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение поставленных решения задач организации. Он необходим для выявления и решения возникающих проблем до того, как они станут слишком серьезными, и может также применяться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установления стандартов, изменения практически достигнутых результатов и проведения изменений, если достигнутые результаты существенно отличаются от тех стандартов, что были установлены.

Контроль — это действительно важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую необходимо учитывать в первую очередь, заключается в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Все руководители, независимо от своих рангов, должен осуществлять контроль как обязательную часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему не давал подобных поручений.

Контроль является элементом процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в целом в отдельности от контроля. Действительно, факт - все они являются неотделимыми частями целой системы контроля в определенной организации.

Для чего же нужен контроль? Консультант-пси­холог по управлению Н. М. Власова считает, что:

1. При контроле исчезает неопределенность. Да­же тщательнейшим образом разработанные планы и программы не могут учитывать все, что необходимо. Контроль требуется для корректировки работы органов местного самоуправления и устранения неясности;

2. Контроль помогает предугадывать кризисные си­туации. Ошибки и проблемы, которые возникают в процессе работы, начинают переплетаться, если их своевременно не исправить. С помощью контроля можно определять ошибки и исправлять их до того момента, как они помешают достижению целей организации;

3. Контроль помогает выявить не только ошибки, но и успехи. Он помогает понять, какие имен­но направления работы наиболее эф­фективны.

Финские ученые назначение контроля сформу­лировали таким образом:

· определение и оценка полученных результатов деятельности и соответствующие выводы;

· определение и оценка людей, помогающих достижению результатов деятельности, и ре­зультатов, получение которых связано с поддержанием контактов и формированием, а также со­ответствующие выводы;

· определение и оценка реализации и эффек­тивности мероприятий, которые содержались в ре­шениях и планах деятельности;

· многостороннее определение и оценка успеш­ности ситуационного управления, а также надлежащие выводы;

· организация обратной связи в целях оцен­ки, поощрения и информирования.[1]

При осуществлении контроля оценивается и измеряется ход выполнения принятых организацией решений и соответствие принятых ранее решений реализовавшему формированию ситуации принятия решений.

Различают объекты, предмет и субъекты контроля.

Объектом контроля — является то, что контролируется. В системе управления социально-экономическими процессами объектами контроля могут выступать объединения, предприятия, трудовые коллективы.

Предмет контроля — состояние и деятельность объектов управления. Предметы контроля определяются каче­ственными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Пред­метом контроля таких объектов, как объединения служит их деятельность в соответствии с определенными законами, нормами, решениями, поруче­ниями, т. е. определенное состояние объекта конт­роля на определенную дату.

Субъекты контроля — человек, группа людей или организация, которые так же многочисленны и разнообраз­ны, как и его объекты. Отдельный человек, который выступает субъектом контроля, — это, к примеру, руководитель подраз­деления, какой-либо специалист и т.д. Групповыми субъектами контроля могут выступать представительный орган местного самоуправления, его постоянные ко­миссии, администрация, ее отделы, управления и т. д.

Целью контроля является проверка предпо­сылок, в соответствии с которыми принимаются ре­шения и программы, в проверке их выполнения, в снабжении целей управления в соответст­вии с принятыми решениями. (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Цели контроля управления.

 

Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, сравнении его с поставленными целями, оценке ситуации и, при необходимости, предложении изменений в курс работы. Контроль наиболее эффективен, если с его помощью заранее выявляются отклонения, предупреж­даются срывы, обнаруживаются незадействованные возможности и резервы.[2]

Задачи контроля могут быть частными и общи­ми. Частные распространяются только на одну определенную сторону объекта. Общие — на все стороны деятельности контролируемых объектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.