Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей






Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.

Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • повышение их активности и самостоятельности;
  • устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;
  • коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребёнка: психодинамический и поведенческий. К психодинамическому направлению коррекции относятся психоаналитический и гуманистически-ориентированный подходы.

Представители двух школ детского психоанализа – классического и фрейдовского – признают, что эмоциональные нарушения могут быть устранены, если дети добьются осознания их конфликта. Основной целью коррекции в рамках психодинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развёртывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционные техники: игра, арт-терапия. Авторами подчёркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основные задачи:

  1. способствует развитию самовыражения у ребёнка;
  2. коррегирует эмоциональный дискомфорт;
  3. формирует саморегулирующие процессы.

 

В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит установление эмпатической связи психолога с ребёнком, полное принятие ребёнка и искренняя вера психолога в способности ребёнка, в его успехи. Например, V.M. Axline описывает следующие принципы игротерапии в рамках гуманистически-ориентированного подхода: 1) установление непринуждённых дружеских отношений с ребёнком; 2) принятие ребёнка таким, каков он есть; 3) добиваться того, чтобы ребёнок открыто говорил о своих чувствах; 4) понять чувства ребёнка, пытаться обратить его внимание на себя самого; 5) позволять ребёнку самому регулировать динамику игрового процесса; 6) вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью; 7) выполнять функцию «зеркала», в котором ребёнок видит самого себя. В рамках гуманистически-ориентированного подхода при работе с детьми с эмоциональными нарушениями широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств», арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия. Необходимым условием при использовании этих методов являются эмпатическая связь с ребёнком и принятие всех продуктов его творчества.

Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребёнком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих установок.

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описанный в работах В.И. Гарбузова, Д.Н. Исаева, А.И. Захарова.

В рамках данного подхода широко используются поведенческие методы: метод условно-рефлекторной терапии (автор – В.И. Гарбузов).

Широко используются суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов и методы семейной психокоррекции.

В рамках психолого-педагогических исследований разрабатываются и используются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.), групповые подвижные игры.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений относятся те методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. К ним относятся игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенные тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приёмы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учётом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать следующие факторы:

  • Психологические, включающие в себя личностные характеристики ребёнка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений.
  • Педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребёнка.
  • Клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Важным является анализ специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребёнка. При внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребёнка. В практике выделяются три вида эмоциональных нарушений с учётом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состояния.

А.С. Спиваковская разработала систему психокоррекционной помощи детям с преневротическими состояниями, которые автор рассматривает как фактор риска возникновения невроза и подчёркивает, что «психическое развитие преневротика носит конфликтный, противоречивый характер, что находит своё отражение во всех сферах его психической жизни…Центральными фокусирующими сферами дисгармонии развития данной группы является сфера самосознания и самооценки и сфера переживаний ребёнком своих отношений с родителями». Спиваковская А.С. выделяет основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.

Основной целью диагностического блока является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребёнка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо проанализировать влияние этих факторов на формирование у ребёнка конфликта. При анализе причины конфликта у ребёнка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создаёт аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребёнка, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребёнка, дезорганизует его поведение.

Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности ребёнка. Целесообразно также использовать проективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга и др.

В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич разработан и апробирован специальный опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. При подборе шкал опросника автор использовала отдельные фрагменты ранее созданных диагностических методик: методики Й. Шванцара, И.К. Шац и др. Опросник заполняется педагогами или родителями. По каждой из шкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребёнка в настоящее время описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.