Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике.




Рыночный механизм —это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности, прибыли и т. д.

К достоинствам рыночного механизма можно отнести его саморегуляцию. Рынок способен сам себя регулировать в большинстве случаев путем взаимодействия спроса и предложения, тем самым, выставляя так называемую равновесную цену. Так же, посредством своего элемента конкуренция, рынок стимулирует производителей товаров и услуг, действует так называемая «невидимая рука», заставляющая производителей, зарабатывая самим, удовлетворять потребителей.

К недостаткам рыночного механизма можно отнести то обстоятельство, что рынок не всегда сам себя регулирует и возникает ситуация, когда необходимо вмешательство государства. Рыночный механизм является беспощадным как к производителям, так и к потребителям. В тех и другие в результате своих ошибок лишаются иногда полностью средств к существованию.

Для того чтобы определить преимущества и недостатки рыночного механизма, необходимо рассмотреть так называемый свободный (классический) рынок, где законы рыночного механизма просматриваются наиболее четко.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами.

1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (прозрачность)

5. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

6. Отсутствуют монополия, монопсония и государственное регулирование.

Преимущества свободного рынказаключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; стимулирует высокую эффективность производства; справедливо распределяет доходы по результатам труда; не требует большого аппарата управления.



Но рыночный механизм имеет и свои недостатки: рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, он жестокий и безразличный к бедным людям, не обеспечивает социальную защиту населения; социальные последствия — безработица, разорение бедность. Экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с ответствующими рецессивными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами. Рынок безразличен к ущербу, который может нанести бизнес человеку и природе.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Среди целей государственного регулирования можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

Различают следующие типы государственного регулирования:

· Полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Этот тип был характерен для СССР и государств социалистического содружества.

· Различные варианты сочетания рыночных и государственных вариантов. Данные типы реализованы в Японской, шведской моделях, в китайском варианте развития.



· Крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

К способам государственного регулирования относят: Экономические, законодательно-адмистративные, судебные. Экономические способы предполагают воздействие на характер рыночных связей. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, использование факторов экономического роста. К законодательно-административным способам государственного регулирования можно отнести меры по регулированию, лицензированию, квотированию, а так же все законодательные акты, направленные на экономическое воздействие.

Среди методов государственного регулирования выделяют прямые и косвенные. К прямым относятся ограничение частного бизнеса, государственное предпринимательство. Среди косвенных методов выделяются: кредитно-денежные, налоговые, бюджетные, индикативное планирование.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Надо так же иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал