Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития и предмет экономической теории






 

Экономика — это наука о том, как удовлетворить неограниченные потребности людей при ограниченности природных ресурсов.

Предметом современной экономической теории является хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях.

В развитии экономической науки условно можно выделить четыре фазы: фазу до научного развития (до XVIII века), фазу рождения экономической науки (1750 – 1850 годы), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870 – 1930 годы) и фазу современных теоретических исследований и разработок.

Определяющим направлением экономической мысли XV – XVII веков стал меркантилизм. Меркантилисты считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото.

Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам. Основателем школы физиократов считают Француа Кенэ. В отличии от меркантилистов, физиократы считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. «Труд - отец богатства, земля – его мать» - говорили они. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции.

Зарождение в последней трети XVIII века классической школы связано с именем Адама Смита. В 1776 году А.Смит опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», ставшую первым фундаментальным трудом английской классической школы политэкономии. А. Смит открыл законы разделения труда и роста его производительности. Его теоретические выводы лежат в основе современных концепций о товаре, деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и другие.

К особым теориям XIX века можно отнести марксизм, который основываясь на теоретических посылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества. К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма.

В последней трети XIX века классическую политическую экономию дополнила маржинальная экономическая теория. Данная теория основывалась на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления. Именно изменяющиеся потребности человека являются движущим рычагом развития экономики.

С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке двадцатого века. Новаторство экономического учения Дж. Кейнса проявилось в анализ рынка и всей экономики, как единого целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений, инвестиций. Дж. Кейнс и его последователи исходили из того, что рыночный механизм без государственного регулирование не справляется многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией, нарушением пропорций и т.д. В данной теории формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики.

Уже в 30-е годы для противодействия кейнсианским идеям госрегулирования возникла неолиберальная концепция в теоретических разработках. Неолибералы отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль ночного сторожа либо спортивного судьи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.