Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм воспроизводства коррупционных отношений в теневой экономике






 

В современных условиях, в условиях действия существующего права и существующих нормативных правовых документов в сфере финансов государственная финансовая система Российской Федерации становится по факту «настроенной» на осуществление практически беспрепятственного вывода денежных средств в особо крупных размерах из легального оборота и нецелевое расходование бюджетных средств.

Одним из существенных элементов, обеспечивающих возможность сокрытия и дальнейшего нецелевого расходования бюджетных, средств является, прежде всего, действующая система государственных закупок. Значительный коррупционный потенциал этого направления государственной деятельности обусловлен, в частности, наличием возможности осуществления неформальных предварительных договоренностей между государственным заказчиком и конкретным исполнителем, с которым путем манипулирования процедурой конкурсного производства может заключаться договор. Это образует в бюджетной сфере определенную систему «теневых процессов», как совокупность процедур финансово-хозяйственной деятельности, сокрытых от государственного контроля и направленных на незаконный вывод денежных средств из легального экономического процесса и бюджетного финансирования.

Анализируя всю цепь коррупционных операций, поддающихся внешнему контролю: от размещения информации о проведении конкурсных торгов до реализации итогов конкурсов, - можно выделить основные механизмы реализации и обеспечения бесперебойного осуществления указанных теневых процессов.

В частности:

- заключение государственных контрактов с заранее определенным кругом лиц;

- формирование завышенной и нецелесообразной структуры себестоимости приобретаемых товаров, работ и услуг;

- инвестирование и субсидирование организаций, не способных и не имеющих цели в целевом освоении бюджетных средств;

- установление коррумпированных связей в правоохранительных и контролирующих органах с целью обеспечения безопасности теневой составляющей бюджетного процесса и т.д.

В результате реализации этих механизмов формируется и постепенно расширяется круг компаний, которые, наладив отношения с организаторами конкурсов, не заинтересованы в изменении ситуации и участия в конкурсах новых участников.

В определенной мере такие действия могут объясняться тем, что все участники рассматриваемых коррупционных отношений имеют большие вложения в соответствующий бизнес. Только получая заказы, они могут обеспечивать существование такого бизнеса, а потеря заказов грозит им катастрофой. Таким хозяйствующим субъектам безразлично, соблюдается ли законодательство при проведении конкурсов или нет. От определенной безысходности они готовы идти на любые нарушения действующего законодательства и противоправные действия, лишь бы какая-то доля заказов гарантированно им доставалась и обеспечивала их существование. И этим пользуются недобросовестные организаторы конкурсов. Указывая в конкурсной документации цену, практически лишающую предприятия возможности получить прибыль, недобросовестные организаторы с уверенностью могут привлечь к участию в конкурсе заплатившее им " дружественное" предприятие, которое этот конкурс и выиграет. При этом вопрос о качестве работ такого предприятия не будет актуальным, что, в конечном итоге и позволяет исполнителю, реализующему заказ, получать какую-то прибыль.

В том случае, если бы конкурс выиграло предприятие, не из круга «избранных», вопрос о качестве работ мог бы стать главенствующим, а технические требования и условия госзаказчика было бы сформулировано таким образом, что исполнитель не сможет им соответствовать. Также не исключается возможность того, что при работе " дружественного" предприятия возникнет необходимость проведения дополнительных работ, которые при формировании условий конкурса не могли быть учтены, но которые неразрывно связаны с производимыми работами и, конечно же, должны быть оплачены.

Кроме того, формальное соблюдение большей части требований законодательства в отношении процедуры проведения конкурсных торгов не обеспечивает беспристрастность оценок конкурсных комиссий. В сохранении такого положения заинтересованы не только организаторы торгов, но и часть их участников. В связи с этим в настоящее время требуется модификация существующих правил организации и проведения конкурсных торгов, а также повышение правовой культуры участников конкурсов.

Законодательство, регулирующее проведение конкурсных торгов, нельзя признать полностью исключающим коррупционные " лазейки".

Однако, для борьбы с коррупцией недостаточно одного принятия закона. Важна еще и правоприменительная практика. Важно, чтобы лицо, пострадавшее от коррупции имело реальную возможность защиты своих прав, чтобы ему было, куда обратиться за справедливым разрешением конфликтной ситуации, не попав из одних коррупционных сетей в другие.

Казалось бы, все просто: если твои интересы нарушены – обратись в суд, если в отношении тебя совершено преступление (например, имеет место вымогательство взятки) – обратись в правоохранительные органы. Однако значительная часть населения все еще не верит в благополучное и справедливое разрешение поданных жалоб, небезосновательно полагая, что и в правоохранительных органах, и в судах коррупция еще окончательно не истреблена. А вот в то, что после таких обращений за защитой своих прав могут возникнуть проблемы при участии в последующих конкурсах – верят. И убедить их в обратном сможет только надлежащая правоприменительная практика и жесткая регламентация действий организаторов торгов.

В противном случае каждое пострадавшее от коррупции лицо сочтет за благо никуда не обращаться и ни на что не жаловаться, из опасений пострадать больше прежнего. Их можно понять – когда созданное предприятие или осуществляемое предпринимательство является единственным и безальтернативным источником дохода, то рисковать собственным благополучием без реально обеспеченной поддержки государства – безрассудно, хотя бы потому, что беднейшим слоям населения еще труднее защитить свои права. Это порождает уступки коррупционерам, а совершенные уступки влекут за собой еще большие уступки, безнаказанность и еще большую алчность вымогателей. И так продолжается до тех пор, пока размер требуемых взяток не лишит предпринимателя всех преференций и экономических выгод от дачи взятки (законы рынка здесь тоже работают).

Описанную выше модель коррупционных проявлений можно назвать классической – в ней предполагается, что существует понуждение ущемленной в правах стороны к даче взятки и ее бессильное нежелание давать взятку.

Другой механизм, внешне схожий с первым, реализуется тогда, когда имеются и иные мотивы осуществления тех же коррупционных деяний – со случаями, когда во взятке заинтересованы обе стороны – и дающая и получающая. В результате образуется некий коррупционный сговор, когда в ущерб интересам общества и фактически за его счет взяткодатель и взяткополучатель решают вопросы на взаимовыгодных условиях и заинтересованы в продлении сложившихся коррупционных отношений.

Такое может происходить, когда взяткодатель (участник конкурса) заранее невысоко оценивает свои шансы на победу, когда он знает, что не является лучшим и не сможет противостоять соперникам в равной борьбе. Зачастую такое происходит из-за правовой безграмотности участников конкурсов. Также случается, что это обусловлено беспокойством обнаружения несоответствия фактического состояния организации тем документам, которые представлены на конкурс, то есть тем, что один подлог влечет за собой другой, гораздо больший, чем первый. Имеют место и случаи, когда в конкурсах участвуют дружественные организаторам, иначе говоря, подставные участники, победа которых заранее предопределена.

Все изложенное выше способствует привыканию общества к коррупционным проявлениям, к восприятию коррупции как естественного, неустранимого зла, с которым проще сотрудничать, нежели бороться. К тому же, при невысоких доходах большей части населения и недостаточном платежеспособном спросе, борьба за выигрыш в конкурсе зачастую становится одной из форм борьбы за выживание на рынке.

Действительно, небольшие фирмы и предприниматели, не обладающие достаточной клиентской базой, в данных условиях поставлены перед выбором: либо давать взятки и продолжать существование в качестве субъекта предпринимательства, либо не давать взяток и закрыть предприятие.

Однако получение взяток в обмен на привилегии и обеспечение возможности получения государственного заказа не являются основным источником поступления бюджетных средств в теневой сектор. Такую возможность обеспечивает систематическое завышение себестоимости товаров, работ и услуг поставляемых в рамках выполнения государственных заказов. Образовавшиеся в результате завышения расходов по государственному контракту образуются неучтенные денежные средства, которые впоследствии делятся между заказчиком и исполнителем. При этом наибольший ущерб наносит так называемый долевой фактор, то есть из легального денежного оборота выводится не какая-то конкретная сумма, а процент от всех перечисленных, в рамках государственного контракта, денежных средств.

Таким образом, заинтересованность исполнителя и заказчика не ограничивается получением и выполнением заказа, а включает в себя и максимизацию объемов выполняемой работы или поставляемой продукции, поскольку это обеспечит увеличение размеров бюджетного финансирования.

В результате коррупционный механизм начинает функционировать не в ходе заключения государственных контрактов, а еще на стадии планирования и формирования сметы предлагаемого проекта. В результате в подготавливаемых документах содержаться «лишние» услуги и продукция, завышаются объемы работ, приписываются излишние операции. Это зачастую обуславливает отрицательную рентабельность государственных проектов. Более того, к излишним расходам необходимо добавить и искусственное завышение себестоимости выполняемых работ и поставляемой продукции. Этот фактор и обуславливает низкую эффективность реализации большинства государственных программ и национальных проектов, а на бюджет ложится колоссальная нагрузка, поскольку возникает вынужденная необходимость учитывать так называемую коррупционную надбавку к стоимости государственного контракта.

В настоящее время коррупция достигла того уровня, когда интересы коррупционеров препятствуют реализации интересов крупного бизнеса в регионах и ставят под угрозу срыва реализацию национальных проектов. Происходит деформация механизма конкуренции, так как дача взятки обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые, коррупционные монополии (часто связанные с организованной преступностью), снижает эффективность экономики в целом. Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства. Практически сложилась ситуация, когда коррупция стала важнейшим тормозом формирования цивилизованных рыночных отношений, создания новых предприятий, экономического роста. В результате увеличивается социальная напряженность, так как коррупционный механизм увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.

Посредством функционирования указанных выше теневых процессов обеспечивается постоянный вывод бюджетных денежных средств из легального оборота и их перевод в теневую экономику. Но в отличие от классического понимания источников вливания денег в теневой сектор, согласно которому это средства образованные за счет уклонения от уплаты налогов или ведения предпринимательской деятельности без государственной регистрации, коррупционный механизм обеспечивает не поступление, а именно финансирование теневой составляющей национальной экономики. Причем финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. В результате складывается парадоксальная ситуация, в теневую экономику денежный капитал поступает как в случае неуплаты налогов и в результате их перечисления налогоплательщиком в бюджет. А приоритетные национальные проекты, имеющие значительный объем государственного финансирования становятся, фактически, неиссякаемым источником обеспечивающим прирост теневого капитала. Именно это и обуславливает отсутствие прогресса в сфере борьбы, как с теневой экономикой, так и с коррупционной составляющей

Таким образом, в качестве ключевого фактора, позволяющего функционировать теневому сектору в национальной экономике, включая сферу реализации приоритетных национальных проектов, легко адаптироваться к изменяющимся условиям, выступает системная угроза экономической безопасности России - коррупция во взаимосвязи с системой теневых расчетов, сформировавшейся на основе легальной системы денежного обращения и прежде всего, наличного денежного обращения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.