Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательные, научно-исследовательские, научно-производственные технологии и средства обучения, используемые в ходе прохождения социально-педагогической практики
Вид учебной работы студентов
| Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии
| Средства обучения
| Подготовительный этап
| Лекции, семинарские и практические занятия
Презентации летних оздоровительных лагерей
Установочная конференция
| Лекции-диалоги, проблемные лекции, информативные лекции.
Дискуссии, тренинги, игры(подвижные, деловые, театрализованные), кейс-технологии, методы рефлексия.
Распределение в лагеря и знакомство с администрацией и условиями работы в лагере.
Ознакомление с программой практики, проведение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности и правилами внутреннего трудового распорядка лагеря.
| Мультимедийные лекции-презентации,
Нормативно-правовая база организации деятельности вожатого,
Инструктажи.
Видеофильмы.
Физкультурный инвентарь.
Подготовка портфолио:
сценарии воспитательно-оздоровительных мероприятий (конкурсы, познавательно-развлекательные игры, тематические беседы, тренинги, дискуссии, праздники и развлечения);
картотека подвижных, словесных, дидактических игр;
картотека детских песен;
картотека наблюдений в природе;
альбом ядовитых растений;
| Производственный этап
| Организационный период лагерной смены. В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление коллективов отрядов, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей в условиях лагерной жизни.
| − прием детей, первые беседы с ними и их родителями, ознакомление с биографическими сведениями детей, организация отъезда детей в лагерь и проведение времени в дороге (песни, игры и т.д.), первое знакомство друг с другом;
− знакомство с лагерем: историей, обычаями, традициями, педагогическим и обслуживающим персоналом;
− предъявление к детям единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению;
− организация отрядной деятельности, создание ситуаций, позволяющих им как можно скорее познакомиться друг с другом, выявить потенциальных лидеров;
− планирование работы в отряде, выявление перед отрядом общей цели и конкретных задач;
− проведение выборов в органы детского самоуправления, распределение поручений между членами отряда;
− подготовка и проведение большого общелагерного праздника – торжественного открытия лагерной смены.
| Содержание бесед, игр на знакомство, дискуссии, наблюдения.
Документация: сведения о ребенке и его родителях.
Уголок отряда, фотохроника лагеря, правила внутреннего распорядка.
Планы работы отряда.
Диагностические методики на выявление лидеров.
Художественная литература.
Мультимедийные презентации.
Научно-популярные фильмы.
Природные и местные достопримечательности.
| Основной период лагерной смены.
Начинается после открытия лагеря и характеризуется дальнейшим укреплением и развитием отрядного коллектива в процессе разнообразной деятельности.
| − обеспечение условий воспитательной эффективности временного детского коллектива: осознание детьми общественной и личностной значимости организуемой деятельности, опора на интересы и опыт детей; систематический анализ деятельности, корректировка воспитательных задач;
− организация коллективно-творческой деятельности детей; подготовка и проведение игр, познавательных и развлекательных мероприятий;
− организация и проведение различных форм работы отряда, способствующих реализации конкретных воспитательных задач (конкурсы, костры, творческие дела).
− активизация работы органов самоуправления.
| Физкультурное оборудование.
Костюмы для театрализации.
Материалы для изобразительной деятельности.
Бросовый и природный материал для ручного труда.
Диагностические методики для изучения индивидуальных особенностей, социально-психологического климата и сплоченности коллектива.
Заполнение журнала практики.
Заполнение индивидуальных карт ребенка.
| Заключительный период лагерной смены.
Заключительный период отмечается особой событийностью, эмоциональной напряженностью, стремлением ребят к общему сопереживанию конца смены, предстоящей разлуки.
| − Организация выставок по итогам работы лагерных кружков;
− Проведение праздника прощания с лагерем (может включать и торжественную линейку закрытия);
− Проведение прощального огонька и костра.
| Детские работы,
Фотографии и видеоматериалы из жизни отряда.
Изготовление подарков.
Художественное и творчество (песни, стихи, танцы).
Проблемные ситуации
| Итоговый этап
| Подготовка отчета по практике.
Подготовка презентации лагерной смены
Итоговая конференция
| Работа с компьютером.
Оформление документации.
Составление доклада.
− анализ участия студентов в летней педагогической практике;
− обобщение положительного опыта работы в лагере и подготовка к ней;
− анализ трудностей и недостатков, имевших место при проведении практики.
− коллективное обсуждение предложенных вопросов;
− дискуссии по отдельным вопросам;
− индивидуальные впечатления студентов;
− выставка лучших разработок воспитательных мероприятий студентов;
− сообщение итогов летней педагогической практики.
| Отчет в форме портфолио.
Мультимедийная презентация
Доклад на конференции
Дневник практики
Стендовые отчеты.
|
Варианты заданий на практику
1. Составить психолого-педагогическую характеристику одного их детей на основании вербального и невербального поведения, знаний социально-педагогических, психолого-педагогических методов работы.
2. Составить план беседы с одним из детей, входящих в группу риска.
3. Разработать программу помощи школьнику по одной из социально-педагогических проблем, которая на взгляд практиканта является актуальной.
4. Разработать программу помощи семье группы риска.
5. Составить самоанализ работы лагеря по схеме (приложение 1)
6. Разработать сценарий одного культурно-массового мероприятия, коррекционно-развивающего занятия (группового или индивидуального).
7. Предложить детям анкеты-отзывы о лагерной смене (смотри приложения, анкета «А на последок я скажу…»)
8. Собрать продукты детского творчества и представить их на выставке итоговой конференции.
9. Составить характеристику временного детского коллектива (смотри приложения).
10. Собрать примеры проблемных ситуаций из практики и пути их решения (не менее 5).
11. Составить социальный паспорт отряда
12. Проанализировать деятельность специалистов (социального педагога, психолога по реализации психопрофилактических мероприятий в период функционирования детского оздоровительного лагеря дневного пребывания. (смотри приложение).
13. Изучить личность трудного ребенка, составить психолого-педагогическую характеристику (смотри приложение).
14. Провести экспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря
(смотри приложение).
|