Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индекс рентабельности инноваций.






Рассмотренный нами метод дисконтирования – метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно.

В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности JR. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле (1.2):

, (1.2)

где

JR – индекс рентабельности,

Дj – доход в периоде j,

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

 

Приведенная формула (1.2) отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.

Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени, формула (1.3).

 

, и (1.3)

 

где

Ер – норма рентабельности,

Дj – доход в периоде j,

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

 

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности. Внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.

За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%. Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.

Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

Таким образом, внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции. Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что под инновацией понимается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и по результатам реализации на рынке приносящий прибыль. Благодаря успешным инновациям достигается объем продаж товаров и услуг, позволяющий окупить затраты на инвестиции (капиталовложения), связанные с внедрением нового технологического решения, и получить значительную прибыль. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат.

 

2 Анализ инновационной деятельности организаций в Республике Беларусь (на примере ОАО «Автосила»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО “Автосила”

 

 

Открытое акционерное общество «Автосила» создано на основании при­каза Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.12.98 № 301 путем преобразования арендно­го грузового автомобильного парка №1. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответствен­ностью и обществах с дополнительной ответственностью», правовыми актами о приватизации, и разгосударствления государственной собственности. Учреди­телем от имени государства является министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь. Выше­стоящим органом является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Основные виды деятельности акционерного общества:

- городские и пригородные перевозки грузов;

- международные и междугородние перевозки грузов;

- оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организаци­ям и населению;

- ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

- производство деталей для прицепов;

-осуществление охранной деятельности по охране собственности юриди­ческих и физических лиц на платной основе.

Мощность и ресурсы предприятия. ОАО «Автосила» занимает площадь 5, 9234 га, в том числе 0, 2154 га тер­ритория общежития. На территории ОАО «Автосила» размещены производственные и бытовые помещения следующей площадью:

- производственные здания - 14407 м2;

- административные здания - 1556 м2;

- складские помещения - 1085 м2.

Подвижной состав предприятия на 01.06.2014 г. насчитывает 180 единиц, в том числе:

1) Автомобили-самосвалы и бортовые - 144 единиц

из них: а) МАЗ-54323 - 5;

б) МАЗ-64229 - 5;

в) МАЗ-5549 - 2;

г) МАЗ-5551 - 79;

д) МАЗ-504 - 5;

е) ЗИЛ-4502 - 3;

ж) МАЗ-5516 - 12;

з) КРАЗ-256 - 5;

и) БеЛАЗ - 10;

к) ТАТРА-815 - 17;

л) ГАЗ-5312 - 1;

 

2) Автомобили-тягачи работающие на международных перевозках - 31 ед.;

3) Автомобили хозяйственного парка - 5 ед.;

4) Прицепы - 79 ед;

5) Полуприцепы - 31 ед..

Подвижной состав парка самартизирован более чем на 80 %. Поэтому на данном этапе развития ОАО «Автосила» вопрос о перевооружении наиболее актуален. Персонал ОАО «Автосила» насчитывает 359 человек.

ОАО «Автосила» занимает одно из ведущих мест в Республики Беларусь по оказанию транспортных услуг. Так в общем объеме услуг Министерства транспорта объем транспортных услуг, оказанных предприятием составил бо­лее 10 %. Основными потребителями транспортных услуг городских и пригородных перевозок грузов являются предприятия Министерства строи­тельства и архитектуры, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь. Структура оказания услуг по клиентам за 2011-2013 гг. приведена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Структура оказания услуг ОАО «Автосила»

 

 

Наименование клиента Удельный вес в объеме перевозок, %
     
       
ОАО «Нерудпром»      
КПД-1 ОАОМАПИД      
КПД-3 ОАО МАПИД      
3-д Строительных изделий      
АП МКСИ      
УП Ремавтодоры города Минска      
СУ-4      
ПК ЖБИ Индустрия      
СП Техинмаш      
Прочие      

Примечание - Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Основными потребителями услуг международных перевозок являются совместные предприятия и предприятия Германии, Франции, Литвы (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Потребители услуг ОАО «Автосила»

Потребители 2012 г., % 2013 г., %
«Еврологстик», Германия    
СП Белвестранс    
ООО «ТРВК»    
«Весотра», Германия    
СП Балттранс, Литва    
СП Миллер    
Прочие    

Примечание - Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Технико-экономические показатели работы предприятия приведены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Технико-экономические показатели работы ОАО «Автосила»

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013г.
Объем перевозок, тыс.тонн 6035, 4   5069, 1 4791, 9 4680, 1
Грузооборот, тыс. тонно-км 72393, 1 70709, 5 64022, 9 61474, 1 42935, 8
Коэффициент выпуска на линию 0, 469 0, 476 0, 449 0, 442 0, 462
Коэффициент техниче­ской готовности 0, 790 0, 820 0, 829 0, 823 0, 796
Среднесписочное кол-во авто, единиц          
Выработка на одну средне­списочн.тонну          
на один средне­списочный тонно-км          
Прибыль, млн. руб   60085, 6      
Рентабельность, % 5, 3 4, 2 6, 6 7, 5 2, 0

Примечание - Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

По данным таблицы 2.3 строим графики изображенные на рисунке 2.1, рисунке 2.2 рисунке 2.3, рисунке 2.4. Как видно из таблицы 2.1 и рисунка 2.1 объем перевозок и грузооборот с 2009 года по 2013 год сократился на 22, 5% и 40, 7% соответственно. А это говорит о том, что сокращается объем работы на предприятии, остается незадействованным подвижной состав, высвобождаются производственные мощности. При этом автомобили ОАО «Автосила» самортизированы на 85% и согласно рисунку 2.2 видно - что коэффициент технической готовности постепенно снижается. Так как основными клиентами ОАО «Автосила» яв­ляются крупные предприятия строительного, коммунального комплекса, то его экономическое состояние во многом зависит от положения дел в экономи­ки в Республике Беларусь, поэтому нельзя проследить какой-либо закономерности показателей прибыли и рентабельности изображенных на рисунке 2.4.

Рисунок 2.1 - Динамика объема перевозок и грузооборота в ОАО «Автосила»

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.2 - Динамика показателей работы подвижного состава ОАО «Автосила»

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.3 - Динамика производительности работы ОАО «Автосила»

Примечание - Источник: собственная разработка

Рисунок 2.4 - Динамика экономических показателей работа ОАО «Автосила»

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Каждое предприятие в настоящее время стремится выжить. И вопрос не стоит в размере прибыли и проценте рентабельности, главное безубыточность производства.

Но для того, чтобы определить перспективы развития предприятия не­обходимо всесторонне изучить тот рынок, на котором оно функционирует.

ОАО «Автосила», хотя и является одним из ведущих предприятий авто­мобильного транспорта Республики Беларусь, до недавнего времени не занималось вопросами сегментации. Имея в наличии подвижной состав, специа­лизирующийся на перевозке сыпучих грузов (песка, глины, соли) предприятие работало с узким числом клиентов, таких как Министерство архитектуры и строительства, дорожно-эксплуатационными управлениями. В то время ОАО «Автосила» перевозило около 60 % от общего объема груза по городу Минску и Минской области. То есть не возникало большой проблемы поиска клиентов, не было жесткой конкуренции.

Но времена меняются. В силу известных причин в последние годы в Республике Беларусь произошло сокращение объемов производства продук­ции в промышленности и строительном комплексе. Это привело к тому, что объем грузоперевозок всеми видами транспорта республики снизился примерно на 40% по сравнению с 2013 годом. Грузоперевозки на внутреннем рынке стали носить сезонный характер, ухудшилась платежеспособность клиентуры, отсутствуют средства на пополнение оборотных средств, обновление основ­ных фондов.

Одним из инновационных новшеств организации является внедрение сегментирования рынка. Далее проведем сегментацию рынка товаров (услуг) ОАО «Автосила», чтобы определить основные направления развития предприятия в дальнейшем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.