Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность и виды инноваций






 

Существует множество определений инноваций и инновационной деятельности. Это связано со сложностью данного явления и процесса. В то же время большинство ученых, например Дж. Брайт, поддерживает точку зрения, согласно которой инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство как непременное условие инновационной деятельности, выход на рынок и достижение коммерческого успеха [8, с.78].

Понятие «инновация» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию совокупных затрат или создающее условия для такой экономии. Инновация – это введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно - техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера. Инновационная деятельность – это деятельность по преобразованию новшества в инновацию. Инновационно - активной организацией называется организация, осуществляющая затраты на технологические инновации (продуктовая или процессная инновация, т.е. оказание услуг) [7, с.78].

Инновационная продукция (работы, услуги) – это новая продукция или продукция которая в течение последних трех лет подвергалась технологическим изменениям.

Инновация (нововведение) – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Под инновацией понимается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и по результатам реализации на рынке приносящий прибыль. Благодаря успешным инновациям достигается объем продаж товаров и услуг, позволяющий окупить затраты на инвестиции (капиталовложения), связанные с внедрением нового технологического решения, и получить значительную прибыль. Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением – первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает новые области применения и новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологии). Техника – совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология – совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ, в продукты промышленного и бытового потребления. Для нашей страны как позитивный фактор следует оценивать формирование национальной инновационной системы Республики Беларусь, позволяющей подходить к решению проблем создания, распространения и внедрения новшеств, а также разработку и внедрение положений Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Ключевым моментом современной рыночной экономики должна стать эффективная национальная инновационная система, способная максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции науки, образования и производства. Для реализации указанных возможностей необходимо накапливать самый производственный капитал – практическую массу разума. Приоритет следует отдать производству новых знаний и инновационных идей, осуществляемому в рамках фундаментальных исследований академического и университетского сектора науки, что позволит изменить существующую структуру экономики, которая не соответствует нашим национальным природным возможностям.

Использование покупного сырья в цепочке технологических укладов, основанных на природоперерабатывающих технологиях, является для Республики Беларусь малоэффективным и неперспективным.

Национальная инновационная система, как один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования, должна удовлетворять следующим требованиям:

-быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

-опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения и науки, образования, производственной сферы;

-иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерционализации нововведений.

Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков. По содержанию инновации делятся на [10, с.98]:

· производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;

· управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

· информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;

· социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т. д.

По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.

Иногда, в зависимости от последствий использования инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют координальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинновации проводят «косметическое» улучшение продукции, которая выпускается продолжительное время.

По месту использования выделяются инноваций: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.); в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).

По масштабам применения инновации бывают единичными и массовыми. Для оценки по данному признаку можно использовать количество субъектов хозяйствования или потребителей, применявших данную инновацию, а также величину годового экономического эффекта и (или) величину эффекта за весь жизненный цикл изделия.

В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать. Вопрос о том, продавать патент или новую продукцию, решается на основании оценки конкретных условий реализации и потенциального коммерческого успеха [4, с. 56].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.