Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические основы обуч и восп дет с нарушением интел. Классификации методов обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.






В корр шк учеб проц предполаг единство содержан, мет и организацион форм обуч. Мет обуч - способ упорядочен взаимосвяз д-ти уч-ля и уч-ков, д-ти, направл на реш задач образов, восп и разв. Прием - это часть метода. Метод = приём + приём + приём.

В спец шк 8 в отбор мет зависит от целого ряда усл: - учёт пр-ов обуч; - учёт содерж и задачи кажд учеб предм; - учёт индивид, возр и психофизиологич особ-тей уч-ся; - матер-техн база; - личност опыт уч-ся; - геогр полож. Недостатки разв позн д-ти умо уч-ся огранич исполнен некот мет и приём (лекция, диспут, дискуссия). В основе данн класиф лежит классиф Бабанского, дополнен-я Ильиной. 1 группа: Мет, исп для сообщ нов знан. ОБЪЯСНЕНИЕ это истолков отд понятий, явл, правил, приемов раб инструментами, содержания наглядных пособий п правил их применения, а также слов и терминов. Этот метод широко применяется в корр шк как в мл, так и старш кл на различных ур. Эта необходимость связана с тем, что у умо шк-в ограниченный словар запас, содержание многих распростр слов и особ-о спец терминов они не понимают. Особ-ти применения: подбирается небольш по объему и доступ матер; излож-е его д/б непродолжительным; сопровождается демонстрацией наглядности или показом способов выполнения приемов раб инструментами, написания букв и цифр и т. д. В случае необходимости объяснение м/сочет с практич действиями уч-ся с дидакт материалом; во время объясн возможны? -ы к шк-ам, чтобы активизировать их, проверить, понимают ли они объясняемое. Объяснение применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал. РАССКАЗ предполаг повествовательное изложение содержание учеб матер. В П различают 3 вида р-за: р-аз-вступление, направл на подгот уч-ся к восприят нового матер; р-аз-изложение, в кот раскрыв содерж нов темы; р-аз-заключ, цель его обобщ изуч на ур матер, сделвыводы. Особ-ти применения: р-зы д/б небольш по объему, содерж огранич кол-во новых сведен, достовер и научно провер факты. Содерж д/ раскрываться учителем конкретно, по плану, с четким выделением существ момент, доступ яз, вкл нов слова и терм (кот в случае необход разбир предварит); эмоц-е и заинтересов отнош-е уч-ля к сообщаемому; целесообр начин р-з с какого-л занимат? -а, факта; излагаем сведения след подтвержд пример, сопровожд нагляд демонстр, прослуш звукозап, просм учеб кино и диафильмов. ДЕМОНСТРАЦИЯ примен в сочет с др мет. Демонстрироваться м/ реале объекты, раб механиз, опыты, способы выполн двигат приемов, все виды учеб-нагляд пособ. Требов: 1. След подбир такую нагляд, котслужит решению осн задачи обуч. 2. Важно заранее определ, на каком этапе ур, какой вид нагляднеобх, какая с ним будет провод раб. 3. Строго ограничивать кол-во нагляд средств, примен на ур, имея в виду, что с кажд из них нужно раб. 4. Не след выставл всю подобр к ур нагляд сразу, нужно демонстр ее последоват. 5. Необх выбир доступ средства нагляд, постеп готов уч-ся к умению пользя более слож ее видами. 6. Ср-ва нагляд, выпускаемые для общеобр шк, необх адаптир с учетом возмож умо шк и програм треб. 7. Самодел нагляд пос д/б выполнены качест с соблюд требов, предъявл к пособ. 8. Демонстрируемые ср-ва нагляд д/б хорошо видны уч-ся. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон. 2 Мет, исп для приобр нов ЗУН. Примен дан гр мет позвол активизир познават д-ть шк-в, повысить их самос-ть. Беседа - вопросно-ответ мет обуч. Он исп на всех этап проц обуч. Примен для сообщ нов знан, закреп, повтор, а также контроля знан уч-ся. Беседы раздел на вводн, текущ (основные) и заключ. Требования: небольш по объему матер, кот легко раздел на нес-ко логич частей и кажд часть разбир по? -сам. Поск-ку знан умо шк-в нередко имеют несистематизир и неполн хар-р, уч-ль во время бес не т-ко задает? -ы, он уточняет ответы уч-ся, доп их, строит бес так, чтобы систематизир и обобщ разбираемый матер, подвести шк-в к усвоению понятия, правила, к осознанию практического примен зн. Для лучшего усвоения разбираемой темы уч-ль во время беседы часто пользуется наглядностью, успех применения которой зависит от того, насколько продуманы им цель и место ее использования. Наблюдения - целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятие чел предметов и явл окр мира. Успех наблюдений во многом зависит от правильного сочетания слова учителя и средства наглядности. В связи с тем, что умо учащ не умеют планомерно и полно анализировать объекты и явления, необходима спец раб, направленная на то, чтобы наблюдения школьников были продуктивны. Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Школьники учатся работать вначале с учебником и обязательной учебной литературой, затем разнообразной справочной и художественной литературой. Главная цель обучения работе с книгой - это приобретение знаний и в некоторой мере - подготовка с самообразованию. В процессе обучения в корр шк раб с книгой уделяется значит место. Сначала школьники учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст. Постепенно они должны быть вооружены знаниями о всех структурных элементах книги, назначении ее, продуктивных способах деятельности с текстами, иллюстрациями, Учащихся необходимо научить рациональным приемам деятельности с аппаратом ориентировки учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами и др. Игра как мет обуч особ-о подробно разраб в дошк П-е и широко прим на занятиях во всех гр дет сада для всестор разв личности реб. В корр шк методика прим дид игр в опред мере разработана для мл кл на ур матем, рус яз, труда, изо, физ-ры. Упр применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Эффективность упр зависит от соблюдения ряда требований: - сознательное выполнение уч-ся задания; - упр д/ исп в опред системе с постепен повыш уровня труд-ти заданий и самостоят уч-ся при их выполнении; - повторение опред типов упр на ограниченном учебном материале, что необходимо для выработки определенных умений; - разнообразие упр, чтобы избежать механической раб дет и формировать у них умение применять получ знан вначале в условиях приближ к предыдущ, а затем в нов. Упр д/б связаны с жизнью, практической д-тью учащихся. Матер для них м/б ур труда, СБО, экскурсии на производство, в природу. Метод упр дает возмож организ индивид и дифференц подход к уча-ся, это выраж в степени труд-ти задан, его объеме и хар-ре помощи. Лабораторно-практические работы в основном применяются как метод приобретения новых знан, но м/использоваться и для закрепл. Этот ме сочет с бесед, объясн, наблюд, демонстр. Чаще всего он исп на ур естествоз, геогр, труда, матем, разв речи.

Специфических методов восп умо не сущ. Воспитатель выбир и исп-ет систему метв соответс-ии с поставл целями. Мет: 1. Мет убеждения, 2. мет. организации жизни и д-ти уч-ков (упр, приучение, созд воспит.сит, подраж-е, прмер), 3. Мет возвратно-оценочные (одобр-е, осужд-е)

ВЫВОД: В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Большое знач имеет сочетание разных методов. В специальной школе это будет зависеть не только от характеристики и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. В зависимости от характеристики учебного материала и особенности его усвоения учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Специфические методы и приёмы наиболее отчётливо прослеживаются в процессе преподавания каждого учебного материала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.