Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности содержания специальных образовательных стандартов.




Любой гражданин РФ имеет гарантированное право и равные возможности образования, в том числе и спец образ. Условия их осуществления определяются образоват стандартом. Сущ-ют образоват нормативы, определяемые с учетом физич и психич особ-тей и ограничений разв обучающихся, кот называются гос стандартом общ образ дет с огранич возмож здор, или спец образоват стандартом. В кач-ве гос нормы образованности в стандарте представлена система основных параметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного общ-ва о необходимом уровне образования данной категории лиц, а с др стороны, учитывает возможности реальной лич-ти в достижении этого уровня. Стандарт спец образ применительно к каждой категории лиц с особ образоват потреб отражает треб-я к общеобразов подгот, корр-разв раб, профилактич и оздоровит раб, а также к трудов и начал проф подготовке. При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особ образоват потреб недостатки разв, так и особ-ти, хар-ные т-ко для какой-либо определенной категории. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся: - замедленное и ограниченное восприятие; - недостатки развития моторики; - недостатки речевого развития; - недостатки развития мыслительной деятельности; - недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; - пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; - недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоп­равданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабель­ность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная само­оценка, неумение управлять собственным поведением). Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразоватх предметов, проводится их корректировка. Напр, вводятся пропедевт разделы, позволяющ восполнить недостающ у дет с особ образ потреб знания и представления об окр мире. Для отд категорий дет, обладающих особой спецификой разв, предусматр оригинальное содерж общеобраз предм, напр для уч-ся с нарушенным интел. Для преодоления последствий первичных нарушений разв (при отсутст и неполноцен-ти зрит или слух воспр, системном недоразв речи, пораж речевых зон коры ГМ и др.) в содержание спец образ включены специфич учеб предметы, кот нет в содерж обычного шк образ. Так, в содерж образ слепых дет предусмотр занятия по обуч ориентировке в пространстве и разв мобильности; для дет с наруш слух предусмотр занят по разв остаточ слуха и формир уст речи, включ ур предметно-практич д-ти, направ-е на разв словес речи в ее коммуникат ф-ции в проц д-ти и др. Стандарт спец образ учитывает также степень выраж-ти нарушения и соответственно ограничения возможностей (напр, стандарт образ для незрячих, и отдельно -стандарт для слабовид, стандарт для неслыш, и отд - стандарт для слабослыш), а также возможность сочетания с др наруш разв (напр, сочетание наруш зрения с наруш интел или наруш слуха с наруш зрения и др.). В стандарте учит-ся не т-ко индивид особ-ти разв той или иной категории лиц с особобраз потреб, но и специфика социокультур и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет 2 части: федеральную, т.е. общую для всей страны, и национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и особенностям образования лиц с огранич возмож на той или иной территории России. Стандарты спец образ ориентир на рас­тущего чел с огранич возмож на протяж всего периода его становления и социализации, т. е. с 1ых мес жизни до зрел возр.

ми манипуляц с игруш, после 5 лет - появл процессуальные действ. В игре наблюд стереотипность, формальность действий, отсут замысел, э-ты сюжета. Дет не использ предм-заместители, м/ проявл-ся агрессив наклон-ти. Продуктив д-ть (конструктивные умения, рис-е) у таких дет вне спец организ псих-пед проц отсут-т. Навыки самообслуж формир т-ко к концу дошк периода, причем м/ встречаться случаи когда дет так и не поним послед-ть и логику действий, входящих в навык. Примерно, у 60% дет наблюд специфич расстр речи по типу алалии - это систем недораз речи при кот страдают фонет-фонем и лекс-грамматич её стороны идизартрии- это наруш произносит стороны речи, обусловл органич недостаточ-ю иннервации мышц речев аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошк - олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Ранняя диагн отклонений в развитии относится к периодам от рожд до 3 лет. Тенденции постоянного увеличения числа новорожд дет с недост разв выдвигают проблему ран выявл и ран корр наруш в разв на перед план и в теории, и в практике психодиагностики. 1 год жизни. Обычно психодиагностическое изучение дет начин после 1, 5 - 2 мес. Объектами такого изучения станя дет с признаками ран органич пораж ГМ или находящиеся в условиях соц или эмоц депривации, напр в усл дома реб или при эмоц отвержении реб матерью. Сущ-ет нес-ко методик изуч психофизич разв дет 1г жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некот др. Среди отечест мет м/ отметить работы Пантюхиной, Баженовой, Журбы, Мастюковой. И отечеств, и зарубеж методики построены по 1 пр-пу: они вкл наборы заданий, направл-х на изучение моторной, речевой, познават, соц сфер. По мере увеличения возр эти задания усложняются. Рез-ты изуч реб оценив-ся путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики реб в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отмет, что требов-я, предъявляемые в отечеств методиках, нес-ко выше, чем в зарубеж, особ-о при оценке речевого разв, способов взаимодействия со взросл, эмоц-х реакций. Психологич исслед психич разв реб 1 года жизни традиц-о завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общ оценкой тяжести и хар-ра нарушений в заключении д/б указаны психич ф-ции, разв кот нарушено, и степень этого наруш, а также ф-ции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую хар-ку каждой ф-ции на основании получ-х при обследовании рез-тов, сгруппировав их по сферам: - двигат-я; - сенсор-я; - эмоц-я; - голосовая активность; - практические действия; - способы взаимодействия со взрослыми. 1-3 г. Для успеш реш диагностич задач исслед дет ранн возр треб-ся опред-я тактика проведения обслед. Прежде всего, необх отметить, что рез-ты обслед будут иметь цен-ть т-ко в тех случ, когда с реб был установлен доброжелат контакт и он был достаточно заинтересов в вып-ии заданий. Тактика провед обслед во мног опред-ся возр и сост реб, кот оказ-ет заметное влиян на его продукт-ть при обслед. Поэт важно акцентир вним на общ фоне настроения реб и на создании отношений доверия м-ду ним и исследователем. Осн целью псих-пед изуч реб ран возр явл получение данных, характеризующих: - познав проц; - эмоц-волев сферу; - предречевое и речевое разв; - двигат разв. Прежде чем приступать к диагностике психич разв реб, обязат-но след убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения. Психодиагностич исслед психич разв реб дан возр периода заверш составл заключ, в кот содержатся обобщ дан, отражающ разв его эмоц, познават, речев и мотор сфер, хар-ки психологич стр-ры отд действий и систем действий по вып-ю заданий, а также наблюдаемые характерологические особ-ти реб. В случ выявл-я наруш психич разв в заключ даются хар-ка его психич стр-ры и рекоменд по корр или компенс с целью оптимизац путей дальнейш психич разви.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.