Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание






Целостный пед процесс предполагает единство процессов обуч и восп. Восп (по Подласому) – целенаправленный и организованный процесс формирования лич-ти. С первобытных времён восп было 1ой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассм процесс восп с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств восп. Цели восп подчиняются все составляющие воспитат процесса: содержание восп, организация восп процесса, методы и формы, средства восп. Проблема постановки цели явл-ся наиболее важной в теории и методике восп. Цель уточняет задачи восп. На протяжении столетий российс педагоги развивали идеи восп, заложенные в историч и культур наследии народа. Особенность российск воспит-ой традиции раскрывается в её нравственно-ориентированной поисковой д-ти, любви к родине, долга и ответс-ти. У Конст.Дмитр.Ушинского стрежнем концепции восп явл принцип народности. Цель восп - стремление чел к счастью, а счастье - в занятиях любимым трудом. Воспит-ю д-ть рассматривал с позиций антропологического подхода как целостный процесс, направл-ый на разв-е не т-ко сознания, чувств и воли реб, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных м-ду собой. Б-шое знач-е придавал предоставлению детям возмож-ти для самост-ой, д-ти – физич-ой, умст-ой и духовной. Ант.Семён.Макаренко разраб теорию восп лич-ти в коллективе, заключающейся в необходимости формирования единого коллектива педагогов и восп-ков, жизнед-ть которого служит разв-ю лич-ти и индивидуал-ти, ориентирует морально-нравственный стиль отношений м-ду людьми. Он боролся за утверждение гуманистической П, провозглашавшей идею самоценности человеч лич-ти, её неограниченных возмож-тей и творч сил. Вас.Александр.Сухомлинский открыл мир нравственных объектов и выявил закономер-ти восп, раскрыл сущ-ть трудов д-ти и её влияние на лич-ть чел, умств-ю, физич-ю, морал-ю и эмоц-ю сферы, выявил мотивы труда и установил связь умс труда с физич, показал влияние разнообраз видов труда на восп сознательного отношения к труду и определил пути трудов восп; развил теорию восп дет 6-летнего воз-та; теорию труд-го восп; идеи восп свободы выбора, свободы воли, самоцен-ти и неповторимости каждой отд лич-ти. В заподноевропейской П особый вклад в развитие теории и практики восп внесли Жан Жак Руссо (создал теорию свобод восп, согласно кот данный процесс основ-ся на естественном праве чел на свободу, следовании и помощи его природе, устранении вредн влияний. В восп необх-мо учитывать интересы, склон-ти реб, создавать условия для самост-го выбора жизнен пути. На реб воздействуют 3 фактора восп: природа, люди, общ-во, поэтому задача восп – привести в гармонию действие этих сил), Иоганн Генрихович Песталоцци (восп рассм как многообразный соц процесс и утверждал, что обстоятельства формируют чел, но и чел формирует обстоятельства. Его концепция вошла в истор, как теория развивающ обуч во взаимодействии с физич, нравств и трудов восп-ем реб), Иоганн Фридрих Гербарт (ввёл в П понятие воспитывающее обуч. Осн цель восп - формирование нравственного чел), Мария Монтессори (основала систему, которая была основана на идеях свобод восп. Говорила о том, что развитие органов чув-в реб осущ-ся с помощью объектов окр мира и при создании благоприятной эмоц атмосферы. Особое вним уделяла личному контакту педагога с воспит-ками. Призывала отказаться от методов наказания, опираясь на принцип «Помоги мне это сделать самому»), Януш Корчак (цель восп - свободное, гармоничное развитие каждого реб, формир-е его личности с позиций идеалов истины, добра, красоты, свободы. Основа воспит системы - создание демократически организованного коллектива, в котором пробуждается стремление к самовыражению, самооценке, самосовершенствованию. Важное условие восп - создание атмосферы взаимопонимания, доверия, где ему гарантирована защита от обид и насилия). Каждая историч эпоха трансформировала цели, идеалы восп, создавала неповторимый механизм восп и вырабатывала критерии эффектив-ти -го процесса, в основе кот - знания о чел-е и его развитии. Теории восп. Умств восп ориентир-о на разв-е интеллект-х способ-тей чел, интереса к познанию окр мира и себя. Предполагает: • разв-е силы воли, памяти и мышления как осн условий познават-го и образоват-го процессов; • формир-е культуры учеб и интеллект-го труда; • стимулир-е интереса к раб с книгой и новыми информац-ми технологиями; • разв-е личност-х кач-в - самост-ти, широты кругозора, способ-ти к творч-ву. Задачи реш-ся средствами обуч и образов-я, спец психологич-ми тренингами и упр, беседами об ученых, гос деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творч-го поиска, исследования и эксперимента. Этика составляет теоретич основу нравст-го восп. Задачи и содержание определяются посредством этических требований общ-ва. Задачи: • накопление нравст-го опыта и знаний о правилах обществ поведения; • разумное использование свободного врем и разв-е нравств кач-в лич-ти, таких как внимат-го и заботливого отнош к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинир-ти и ответс-ти, чувства долга и чести, уважения человеч достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отнош к национальному достоянию. Гл задачами трудового восп явл: разв-е и подготовка, добросовес-го, ответственного и творческого отношения к разным видам трудов д-ти, накопление профес-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел. Приемы и средства: • организация совмест труда воспитателя и воспитанника; • объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива, Отечества; • материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества; • знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны; • кружковые формы организации труда по интересам; • упр по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования ПК; различных ремонтных работ; изготов-я изделий из дерева и металла); • творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих раб и оценка их кач-ва; • временные и постоянные домаш поручения, дежурства по классу в шк, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах; • систематич-е участие в общественно-полезном труде, обуч-е технологиям и приемам организации профес д-ти; • спец профес подготовка к трудовой д-ти. Целью эстетического восп явл развитие эстетич отношения к действит-ти. Эстетич отношение предполагает способность к эмоц-му восприятию прекрасного. Оно может проявляться не т-ко по отношению к природе или произведению искусства. В процессе эстетич восп используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в худ, музыкал, литерат творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и худ выставок, изучение архитектуры города. Воспит-ое значение имеет эстетич-я организация труда привлекательное оформление классных комнат, худ вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников и уч-лей. Осн задачами физического восп явл: правильное физич развитие, тренировка двигат-х навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также восп силы воли и хар-ра, направленное на повышение работоспособ-ти чел. Организация физич восп осущ-ся посредством занятий физ упр дома, в школе, в спорт секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учеб занятий, труда и отдыха и врачебно-мед профилактики заболеваний подрастающего поколения. Гражданское восп предполагает формир-е у чел ответст-го отнош-я к семье, к др людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не т-ко конституционные законы, но и профессиональные обяз-ти, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответст-ть за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологич катастрофы, и становиться гражданином мира. Экономическое восп - это система мер, направл-я на развитие экономич-го мышления современного чел в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формир-е деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономич-ой рентабельности, налогового обложения. Экологическое восп основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентир-т чел на береж-е отнош-е к природе, ее ресурсам и ПИ, флоре и фауне. Каждый чел должен принять посильное участие в предотвращении экологич катастрофы. Правовое восп предполагает знание своих прав и обязанностей и ответс-ть за их несоблюд. Оно ориентир-о на восп уважит-го отнош-я к законам и Конституции, правам чел и на критич отнош-е к тем, кто преступает.

МЕТОД ВОСП - это конкрет путь влияния на сознание, чув-ва повед-я воспитанников с целью решения задач воспитания в совмест д-ти воспитанников и воспитателей. Классификация: в зависимости от оснований сущ-ют различные классификации. Классиф Ильина-Огородникова: в основании – структура процесса восп. 1. Методы формировя сознания: этич-ябеседа (метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Цель- углубление, упрочнение нравств-х понятий, обобщ-е и закрепл-е знаний, формир-е системы нравств-х взглядов и убежд-й), рассказ на этич тему (это яркое излож-е конкрет-х фактов и событий, имеющих нравств-е содержание. Р-з помогает понять и усвоить смысл моральных оценок и норм повед-я. Ф-ции: служить источ-ком знаний, обобщать нравств опыт лич-ти опытом др людей), разъяснение (метод эмоционально-словесного воздействия на воспит-ков. Важная черта – ориентир-ть на данную гр или отд-ю лич-ть. Применение этого метода основ-ся на знании особ-тей класса и личностных кач-в дет), внушение (характерно некретическое восприятие шк-ком слов учителя. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на лич-ть в целом, создавая нужные мотивы. Исп-ся тогда, когда воспит-к долж принять опред-е установки, для усиления воздействия др методов восп), убеждения, просьба, пример (Основ-ся на законом-ти: явл-я, воспринимаемые зрением быстро и без труда запоминаются в речевом обосновании. Психологич-я основа: подражание. Благодаря ей дети овладевают соц нормами и нравств опыт. 2. Методы организации д-ти: упр (многократ-е выпол-е требуемых действий, доведение их до автоматизма. Рез-тат: устойчивое кач-во лич-ти), требования (метод, кот направлен на торможение или на стимулир-е д-ти воспит-ка. Бывают прямые и косвенные: игра, доверие, просьба), воспитывающая сит (организованная д-ть воспит-ков в спец созд-х условиях. Сит могут возникать случайно, а могут организовываться спец), приучение (интенсивно выполняемые упр. Применяется когда необх-мо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое кач-во), поручение (направ на разв-е необходим кач-в, связан с возложением обяз-тей). 3. Методы стимулир-я: поощрение (положит оценка воспит-ков, закрепл-е положит навыков и привычек. Осн-н на возбужд положит эмоц. Виды: похвала, одобр-е, награжд-е. Формы: уст и письм), наказ-е (метод возд-я, направл на предупрежд-е нежелат поступ, вызывание ч-ва вины, нежелания повтор-го выполнения действия. Виды: наложение доп обяз-тей, лиш-е или огранич-е прав, выраж-е морал-го пориц-я, осужд-я), соревнование (основ-о на стремл-ии чел к соперничеству. Потреб-ть сопернич-ва направляет на восп нужных чел св-в). Выбор мет восп осущ-ся в завис-ти от: индивид и возраст особ-тей, мастерства педаг, задач реш-ых педаг, конкрет сит, от уровня воспит-ти уч-ся.



4. Специальная педагогика: предмет, объект, субъект, цели, задачи.

Специальная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Объектом специальной педагогики является специальное обра­зование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Предмет спец педагогики - теория и практика специ­ального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные воз­можности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обес­печат коррекцию физических или психических недостатков, ком­пенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации иинтеграции в общество и обеспечения ему возможности макси­мально независимой жизни. Имея с общей П единую конечную цель - достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельно­сти смысл: достижение им максимально возможной самостоятель­ности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. СпецП имеет и систему целей, без достижения кот невозможна ни социализация, ни самореализация чел с огранич возм-стями. К числу целей более общего ур-ня отн-ся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к мла­денческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую оче­редь социальная и личностная. Достижение этих целей специальной педагогики становится воз­можным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и вос­питания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. К специфическим конкретным целям можно отнести и компо­ненты личностной реабилитации - воспитание чувства собствен­ного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекват­ных форм социального поведения и некоторые другие. Для достижения указанных целей специальная педагогика ре­шает целую систему задач: - изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; - в соответствии со структурой нарушения и социально-лично­стными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкрет­ным нарушением; - определяет и обосновывает построение педагогических клас­сификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жиз­недеятельности; - изучает закономерности специального Образования, сущест­вующие педагогические системы образования лиц с ограничен­ными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем. Круг понятий и соответственно терминов специальной педагогики широк. Существует группа понятий, обозначающих тех, ко­му адресована специальная педагогика; разработан понятийный аппарат ее целей и задач, принципов, методов, средств и органи­зации процесса специального образования, системы специальных образовательных технологий. Совокупность знаний спецП формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обу­чения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Первоначально, при отсутствии собст­венной педагогической терминологии, использовалась общепри­нятая медицинская, обозначающая патологические анатомо-физиологические отличия лиц с отклонениями в развитии от ос­тальных людей. Соответственно отправной точкой в построении понятийного аппарата специальной педагогики и педагогических подходов к детям с ограниченными возможностями жизнедея­тельности стали этиология и симптоматика. Постепенно накоп­ленные знания закреплялись в специфических языковых формах отражения - научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др. С разв-ем Ψ в спецП приходят психологич понятия и термины, кот тоже часто по своей сути явл-ся «диагнозными», напр «дети с временной ЗПР».

В настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диагнозные, некорректные, ущемляющие достоинство взрослых, детей и их родителей, а также как не отражающие особых потребностей этих лиц в образовании, особенностей и возможностей их соци­ального адаптирования. Современная спецП исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного чело­века (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожидани­ям, школьно-образовательным нормативам успешности, установ­ленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому спецП пользуется такими терминами, как лица с огранич возмож-тями (жизнед-ти); применительно к обучающимся - лица с особыми образоват потреб-тями, так как ограничение возмож-тей участия чел с отклонениями в развитии в традиционном образоват процессе вызывает у него особые потребности в специализированной пед помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого чел.В современ юридич и соц сфере за рубежом все шире используется термин лица с огранич трудоспособ-ю (вместо термина «инвалиды»). Это понятие позволяет рассматривать данную катег лиц им-о как нуждающихся в различного рода соц помощи, юридич-ой защите, являющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума. Термин «инвалид» кроме мед диагноза (недееспособен) несет в себе негативный соц его специфич особ-ти, свойств-е дет с дан категор наруш-я разв-я. Индивид подход позволяет не т-ко вести корр-пед раб в целом, но и спец уделять вним-е отдельн выраженным недост-м разв-я кажд реб путем избират-го использ-я необходимых в дан случ методов и средств. Пр-п индивид подх позв-ет не исключать из образоват-го проц дет, для кот общепринят способы корр воздействия оказ-ся неэффектив. Благодаря индивид подх стан-ся возможным разв-е дет с тяжел и множест-ми наруш-ми ч-з иное, доступ-е для них содерж-е обуч, ч-з особый его темп и организацию, использ-е специфич приемов и способов корр-пед раб. Дифф подх обусл-ен наличием вариативных типологич-х особ-тей даже в рамках одной категории наруш-й. Дел-е обучающ на микрогр условно и непост-но: по мере продвиж вперед дет м/ переход в микрогр более высок ур-ня. Реализуя пр-п дифф и индивид подх, учеб-е прогр и учебники системы спец образ-я указ-ют вариативные возмож-ти освоения программ-го матер-ла, предусматр разные ур-ни труд-ти с учетом разных гр, обучающ-ся внутри кл или гр. Пр-п необходимости спец пед руков-ва. Учебно-познават д-ть реб с любым отклон в разв отлич-ся от учеб-познават д-ти обыч реб, т.к. имеет особ содерж-е, глубокое своеобразие протекания и нужд-ся в особ организац и способах ее реализац. Она напр-на на корр-компенсирующее преобразование различных психич ф-ций и удовлетвор особых образ-х потребн реб в соотв-ии с его недостатком. Особ-ти разв-я обучающихся заставляют вносить специфич-е изменения в содержание и способы их учеб-познават д-ти. Естес-о, что т-ко спец педагог, зная закономер-ти и особ-ти разв-я и познават-х возмож-тей данного реб, с одной стор, и возможные пути и способы корр и компенсирующей помощи ему - с др, м/ организовать проц учеб-познават д-ти и управлять этим проц. В большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия разв-я дет с особ образоват потреб самост-ая учеб-познават д-ть их затруднена или не возможна. Пр-пы спец образов-я в корр-пед проц реализуются в соответствующ методах. Методы обуч. Дидактика спец обуч пол-ся как общепед арсеналом методов обуч, так и своими специфич для каждкатегор обуч-ся с особ образоват потреб, методами. Общепед методы и приемы обуч исп-ся спец Пой особ образ, предусмат-ся и особая реализация этого сочетания методов. Общепед мет не исп-ся изолир-о, но всегда в необходимом сочет-ии др с др; тот или иной мет, будучи ведущим, доп-ся и подкреп-ся 1-2 доп, сюда же подключ-ся различ-е как общепед, так и спец приемы. Значит-е своеобразие в отборе, композиции и применении мет обуч дет с откл в разв-ии сущ-ет в группе мет организации и осуществления учебно-познав д-ти. В эту гр вх след подгр мет: - перцептивные [мет словес передачи и слухового и (или) зрит восприятия учеб матер и инф-ции по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы]; - логические (индуктивный и дедуктивный); - гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские). Все эти мет м/ реализоваться в практике образ-я общего назнач-я как под рук-вом уч-ля, так и самост-но обучающимися. В условиях спец образ-я возмож-ти обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать мет самост раб. При отборе и композиции мет обучя учит-ся не т-ко отдаленные корр-образов зад, но и ближайшие, конкретные цели обуч, напр формир-е опред гр умен, активизация словаря, необходимщго для освоения нового материала и др. Для ряда категорий дет с особ образоват потреб метод раб с учебником имеет опред-е своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллект разв-я обучающихся в нач кл объяснение нового материала по учебнику не проводится, т.к. для полноценного усвоения материала дет необх-ма собств-я предметно-практич д-ть, подкрепленная живым, эмоц-ым словом уч-ля и яркими образами изучаемого материала. Психологич-е особ-ти восприятия мл шк-ков с откл-ми в разв-ии, наиболее хар-ными из кот для всех категорий явл-ся замедл-ть восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, неполнота анализа и синтеза частей, труд-ти в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных мет обуч. Так, педагог не т-ко демонстрирует объект, о кот идет речь, но и д/ организовать наблюдение, изучение объекта, научить дет способам и приемам такого изучения. В пед проц важно обеспечить достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов наблюд-я и изуч-я объектов, закрепл-я используемых при этом словесных средств. Эффективность корр-пед раб повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими. В условиях спец образ-я дет мл шк возраста с отклонениями в разв-и сущ-ет органическое единство нагляд и практич мет обуч, реальным воплощением кот явл-ся предметно-практич-е обуч: для разв-я сенсомоторного и соц опыта, навыков учеб-познават д-ти, языка и речи в ее коммуникативной ф-ции создается спец организов-я дидакт среда, вызывающая познават интерес и естеств-ю потреб-ть в речевом общении в процессе совмест д-ти, являющейся привлекательной для реб. Т.о., в спец образ-и практически всегда исп-ся сложное сочетание нес-ких мет и приемов раб в целях достижения максим-го корр-пед эффекта. Методы восп. В спец Пе процесс восп проходит в осложненных условиях: необходимо не т-ко решать общеприн в сист образ-я воспит-е зад, опираясь при этом на ограниченные возм-ти воспитанников, но и обеспе­чивать удовлетворение особых потребностей в восп применительно к каждой категории лиц с откл в разв, формировать отсутствующие по причине первичного или послед откл-й в разв соц, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных кач-в. Восп осущ-ся предельно индивид-но, с учетом всех особ-тей разв-я дан реб, в проц сотрудничества педагога и реб, дет в кл или гр. 3осн гр мет в спецобраз: - информац-е мет (беседа, консультирование, использ-е средств массовой инф-ции, лит-ры и иск-ва, прим из окру жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи); - практически-действенные мет - приучение, упр, воспитывающие сит, игра, ручной труд, изо и худ д-ть, нетрадиц мет - арттерапия (корр-пед помощь сред-ми иск-ва), иппотерапия (среди верхов езды); - побудительно-оценочные мет (пед требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Мет восп имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как м-ду собой, так и с мет обуч. Отбор и композиция мет восп опред-ся возраст и индивид особ-тями дет, а также хар-ром и степенью выражен-ти наруш-я разв-я, специ­фикой вторич отклон в разв, участием семьи в воспит проц. Наиболее доступ практически-действенные мет восп. Особ эффектив в дошк и мл шк воз-те, а также применит-о к тем категориям дет, кот им наруш интел, ЗПР, недост в речев и слух разв. Мет приучения и упр испя при формир устойчивых навыков соц повед, санитарно-гигиенич и хоз-бытовых умен, навыков самоорганизации и др. Этот и др прак-дейст мет (игра, восп сит) примен в сочет с различ информационными мет. Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей реб. На начал эт спец образ воспит-ые возм-ти бесед, рассказов, -разъяснений, чтения худ лит-ры значительно ниже, чем в системе массового образования. Речевое недоразв, интел недост, бедность житейского и соц опыта не позв бш-ву дет с откл в разв в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаич и стихотв тексты и извлек из них поучит смысл. В этой связи большую воспит знач-ть имеют мет, кот позволяют опираться на визуальную инф-цию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окр реб жизни, лич опыта педаг. В подростк и юнош воз, с появл-ем реальных рез-тов корр-пед помощи в разв лич-ти чел с огранич возм, все большее место заним информац-е и стимулирующ мет восп, опирающиеся на интеллект-е и речевые возмож воспит-в (беседы, встречи, консультирование, привлеч-е средств иск-ва и лит-ры, поощр-е, доверие, пориц-е, осужд-е и пр.) Формы организации спец обуч. Обуч дет и взрос с особ образ потреб начиналось как индивидуальное. В соврем спецП индивидуальная форма организации обуч применяется в след случаях: - когда обучающийся имеет тяж и множеств наруш-я в разв и в обуч и восп рекомендован именно индивид подход, т.к. чел не способен к обуч в условиях групповой и коллектив раб. Т.о. организуется обуч дет с тяж формами умо и сопутствующими нарушениями, слепоглухих дет на начал стадиях их обуч; - когда в соответствии со спецификой образоват проц, особ-тями отклонений в разв, возраст особ-тями (ранний возраст) реб нуждается в индивид псих-пед, логопед и иной корр помо­щи, кот может дополнять фронтальные занятия. - если ребенок обучается в домашних условиях. Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут. Индивидуально-групповая форма организации обучения в спец образ исп-ся в кач-ве продолжения индивидуальной, когда достигнут некот корр-пед эффект на индивидуальных занятиях. На более поздних этапах обуч, по мере достижения опред корр-пед эффекта, индивид-груп форма организации обуч применяется в раб с детьми, имеющими комбинир-е нарушения, тяжелые формы умо. Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учеб процесса. Урок позвол организ не т-ко учеб-позн, но и др виды развивающ д-ти дет. Урок предоставл возмож-ти для сочет-я фронтальной, групповой и в меньш степ индивид раб. Его отличия от др организацион форм учеб раб: - состав гр уч-ся; - д-тью всех уч-ся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель; - ученики овладевают знаниями непосредственно на ур. К числу доп форм организации педо процесса в системе спец образования относятся экскурсии, доп занятия, внеклас формы пед раб (напр, внекле чтение), самоподготовка (приготовление уроков в спец шк-интернате). К числу вспомог форм организации пед проц в спец шк-интернате относятся проведение факультативов, кружковой работы, эпизодические мероприятия внеклас раб (олимпиады, соревнов, смотры, конкурсы, викторины, тематич вечера, походы и экспедиции). Как и осн, вспомог и доп формы организации учеб проц в спец шк-интернатах стр-ся с учетом особых образоват потреб-тей обучающихся, их возмож-тей участия в различ организационных формах учеб и воспитат раб.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.