Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Службы профориентации лиц с ограниченными возможностями. Послешкольное образование инвалидов.






Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г. Этим законом определена деятельность Государственной служ­бы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реа­билитации инвалидов.

В соответствии со статьями 10 и 11 закона предусмотрены фе­деральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). В рамках индиви­дуальной программы реабилитации проводится профессиональ­ная ориентация человека с учетом его иных, особых возможно­стей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого чело­века с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендатель­ный характер, не являясь обязательной. Другими словами, чело­век может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей. Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. Индивидуальная программа реабилитации составляется спе­циалистами Государственной службы медико-социальной экспер­тизы после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают уча­стие медики, психологи, педагоги, социальные работники, пред­ставители службы занятости. Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соот­ветствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа.

Первая группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. Вследствие этого могут быть в значительней степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способ­ность к общению и контроль за своими действиями.

Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций ор­ганизма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Наруше­ние здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и тру­довой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориента­ции, общения, контроля за своими действиями. Для взрослых ус­тановление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельно­сти (например, передвижения). Для детей такое сочетание не тре­буется.

Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстрой­ство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслужи­ванию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.

Таким образом, инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. В то же время есть общие закономерности в организации и прове­дении такой работы. Способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности зависит от внутренних и внешних фак­торов, выявить и изучить которые должны специалисты. Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных систем организма, интеллектуальных и психофизиологических особенностей и возмож­ностей того или иного взрослого или подростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности в выборе той или иной деятельности, про­фессии. Важно получить сведения о состоянии умственной и физиче­ской трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда; о состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы; о развитии речи и комму­никативных навыков, значимых для профессиональной деятель­ности; о характере изменений психологического и социально-пси­хологического статуса человека, связанных с заболеванием, трав­мой или нарушением развития.

Для служб профориентации и диагностики профессиональной пригодности созданы компьютерные технологии, позволяющие быстро и эф­фективно вести профессиональную ориентацию и организацию трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью в усло­виях индивидуализации реабилитационных программ (С.Н. Кавокин и др.). Компьютерная система содержит перечень профессий и их ко­дирование по факторам трудовых ограничений. Система дополняется сведениями о, вакансиях рабочих мест в данном регионе. Такая технология основывается на принципе партнерства и позволяет решать проблему трудоустройства на основе диалога со всеми заинтересованными сторонами.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения чело­век с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования - от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудо­способностью в высших и средних профессиональных образова­тельных учреждениях.

В развитых странах человеку с любой формой и степенью ограничения трудоспособности предоставлено реальное право на полноценное профессиональное образование и освоение минимально ограничивающих интересы инвалидов профессий и видов труда. Если человек не может в силу своих возможностей участво­вать в производительном труде, ему предоставляется возмож­ность занятости на уровне его способностей и интересов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.