Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как наука






Своё назв П получила от греч слова «пейдагогос» (пейда дитя, гогос веду, что значит детоводитель). П – наука о восп, образовании, обуч людей. П как наука сост из объекта, предм, задач и катег. Историч-е разв-е научно-пед-го знания проходит неск-о этапов: В Китае, Индии, Египте с развитием философии появ 1ые пед обобщения. В Греции философы Демокрит, Сократ, Аристотель высоко оценивали миссию воспитателя. 2. Формирование пед взглядов и теорий в рамках философско-пед произведений. 3. Переход к концепциям, основанным на пед практике и эксперименте. Ян Амос Коменский впервые обосновал принципы обуч и восп, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуч в школе. Чешский педагог, автор более чем 100 произведений, первым разработал П как относительную отрасль теоретического знания. Его «Дидактика» содержит основополагающие «начала» обуч, дид.правила, разработку организационных форм учеб проц. Книги: Мир чувст-х вещей в картинках. Материнская шк. В 17-18в наметился этап генерирования новых пед идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того врем шк. В истор разв пед мысли этот факт связан с именами Иоганна Генриха Песталоцци (основал 1ое восп учрежд, когда ему было 29л, а к более систематич раб уч-ля приступил в 52г. Тщательно наблюдал за деталями в разв дет, делал теоретич выводы. Его важная идея – школьными занятиями развить способ-ти кажд реб, подгот-ть к самост разумн жизни и д-ти. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои пед взгляды в книге: «Как Гертруда учит своих детей». Цель восп - развивать все природные силы и способности чел. Задача: создание гармонически развитого чел. Основной принцип согласие с природой. Средства: труд, игра, обучения. Создал теорию развивающего обуч, Иоганна Фридриха Гербарта (Цель восп: формирование добродетельного чел, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Уделял большое внимание религиозному восп.Задачи обуч: развитие у дет многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обуч. Высоко ценил изучение лит-ры, истории, древних языков, и матем-ки) Следующий этап в развитии пед науки связан с обогащением пед-го знания в недрах философии под влиянием пед-х трактатов, романов и сочинений. Однако к середине 19 века влияние философии на развитие П изменяется. Появляются философские концепции восп и образования. Мировую славу рус пед принесли Виссарион Григор. Белинский, Лев Никол.Толстой, Конст.Дмит. Ушинский ( Основа его пед системы - требование демократизации народного образования и идея народности восп. Пед идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово», фундаментальном труде «Человек как предмет восп. Опыт пед антропологии» и др пед работах). В конце 19 – начале 20 в. центр пед.мысли переносится в США, где американские психологи Джон Дьюи, Эдвард Торндайк разрабатывали основы гуманистической Ψ, определили пути эффективного саморазвития реб в условиях практико-ориентированного обуч. Над.Конст.Крупская исследовала проблемы новой советской школы, организации внеклас.работы, пионерского движения. Антон Семён.Макаренко разработал теорию ученического коллектива и создал основы методики. В основе системы Макаренко - не индивидуальность ученика, а организация деятельности самоуправляющего коллектива. Вас.Александр.Сухомлинский исследовал проблему творчески развивающейся деятельности, соединение физич и умст труда на частично исследовательской раб. Всю жизнь раб в сельской Павлышской шк, говорил, что успех раб возможен при знании теории и проявлении творчества, раб: «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором». Б-шое вним уделял эстет.восп. В 60-х годах 20 века выдвинул в качестве гл. цели восп – свободное развитие реб как активной лич-ти, раскрытие индивидуальности формирующейся личности как самоценности. С конца 1950-х годов в двух научно-практических коллективах, созданных Леонид.Влад. Занковым, ДенисомВас.Давыдовым, стало разрабатываться развивающее обуч. Оно предложило учителям перенести акцент с изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельности по развитию теоретического мышления, или на всестороннее развитие ученика. В 1970-е годы ярким всплеском в советских школах явилось проблем обуч, ставшее символом творческого подхода учителя в обуч. Система пробл обуч описана в раб Исаака Яковл.Лернера, Алекс.Мих.Матюшкина. Осн идея пробл обуч – построение учебной деятельности шк-ов через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места. Во 2ой половине 20 века этап развития пед.знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с др науками – философией, Ψ -ей, социологией, физиологией, матем-кой, политологией, экономикой (Скаткин, Лернер, Бабнский, Сластёнин и др.). Начало 21 в характеризуется появлением различных концепций личностно-ориентиров образования (Бондаревская Евг.Вас., Владис.Владисл.Сериков, Андр.Викт.Хуторской, Ирин.Серг.Якиманская), что знаменует новый этап в развитии пед.мысли. Современная П выполняет 2 ф-ции: общетеоретическую и практическую. Практика школ, учителей, творчески относящихся к своему делу, рождает новые интересные формы образовательной д-ти с детьми: форм-ся передов пед опыт, созд-ся авторск научно-практич шк. Передов опыт и достиж-я пед науки обеспеч-ют реализац прогностич ф-ции П. Объект – чел, развивающийся в рез-тате пед д-ти и отношений, складывающихся в ходе этой д-ти. Предм выступ пед проц, т.е. проц обуч и восп чел как особая ф-ция общ-ва, реализуемая в услов тех или иных пед систем. П как наука изуч сист пед явл-ий, связ-ю с разв-ем и восп-ем индивида в рез-тате сознат-ой целенаправ-ой д-ти. В самом общ виде эти явл-я опис-ся терминами «восп», «Образование», «обуч». Поэтому предмет П можно обозначить как исследование целенаправленного формирования и развития личности в образовательном процессе. Категор науки называются её предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, её устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Базовыми категориями П как науки явл-ся развитие, восп, образование, обуч. Восп (по Загвязинскому) - целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития лич-ти. Обуч (по Стефановской) часть пед процесса в котором образование, развитие и формир лич-ти происходит в познават-ой д-ти и под руководст уч-ля. Образов (по Загвязинскому) система, процесс и результат восп, обуч и развит лич-ти. Развит – процесс и рез-тат количеств и качеств изменений в организме чел. Методы научного исследования – это приёмы и средства, позволяющие получить достоверную информ, к-рая исп-ся для построения научных теорий и проверки их истин-ти. Эмпирич методы – эксперимент, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование), самонаблюдение, изучение продуктов д-ти, опыта, тестир-е, групповая дифференциация, описание. Теоретич – анализ, синтез, объяснение, обобщение, систематизация, классификация, изучение лит-ры, метод графов. Матем-е – матем-я статистика, регистрация, рейтинг, ранжирование, шкалирование. Приоритетной задачей пед науки явл-ся задача поисков закономерностей в обл-тях восп, образов, управл-я образоват-ми и воспитат-ми системами; - задача изуч-я и обобщ-я опыта пед д-ти; - задача разработки новых методов, средств, форм, систем обуч, восп, управл-я образоват-ми структурами; - прогнозир-е на ближайшее и отдалённое будущее; - задача внедрения рез-тов исслед-й в практику. цель – достиж-е развивающейся лич-ю социализации и самореализ.
2. ОБУЧЕНИЕ

Обучение (по Стефановской) – часть пед.процесса в которой образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности и под руководством учителя. Обучение – это триединый процесс, т.е. все его функции неразрывно связаны между собой (образовательная, развивающая, воспитательная). Образовательная состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование ЗУН, опыта творческой деятельности. Развивающая состоит в том, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, эмоц.сферы, волевой сферы, двигательной сферы. Эта функция в некоторых пед.технологиях занимает ведущую роль. Современная дид.система направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика. Воспитательная: в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе. Воспитывающим фактором является прежде всего содержание образования, характер общения между учителем и учащимися. ТЕОРИИ. Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах: • всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; • основной метод — упражнение. Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы: • предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; • формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций; • формирование действия по внутренней речи; • переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории также ограничены. Программированное обучение – это обучение в основе которого лежит обучающая программа, где систематизируется сам учебный процесс, действия учащегося по его усвоению, формы контроля усвоения. Основоположник прогр.обучения явился Скинер, который положил в основу 2 требования: 1. Уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2. Перевести пед.систему на самообучение учащихся. Опыт использования программированного обучения у нас и за рубежом выявил сильных его сторон: 1. Происходит значительное развитие информационной ёмкости обучения. Усваивается на 60-70% больше полезной информации, а в лучших образцах компьютерного программированного обучения данный показатель возрастает до 80-100%. 2. Каждый ребёнок в приемлемом для него темпе, может необходимое кол-во раз возвращаться к ключевому материалу. Под развивающим обучением понимается способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребёнка. Основоположник Л.С. Выготский. Основа теории – идея о том, что психическое развитие личности осуществляется при реальном и неизбежном влиянии обучения и воспитания. Стержневая идея – идея об опережающем развитии мышления. Сущность процесса проблемного обучения: создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебной проблемы. Дистанционная теория обучения – получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью использования современных информационно-образовательных технологий и средств телекоммуникации. Позволяет получить образование всем, кто по тем или иным причинам не может получить его очно.

Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы. Методы обуч - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. Виталий Александрович Сластёнин и его ученики раскрыли сущность и закономерности методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов обучения: 1. Методы формирования сознания в целостном пед. процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера); 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение, наказание). 4. Методы контроля эффективности пед.процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

Авторы данной классификации считают, что каждый из методов на каком-то этапе пед.процесса может применяться в изолированном виде, однако без взаимодействия с другими он утрачивает своё назначение, понижая эффективность учебно-воспитательного процесса.

ВЫВОД: Каждый метод ориентирован на решение определённого круга пед. и учебных задач. Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи. Выбор методов обучения и логика их применения характеризует стиль деятельности участников процесса обучения.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.