Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разновидности однокорневых антонимов
Образец семантической и структурной классификации антонимов Дайте семантическую и структурную классификацию антонимов в приведенной ниже пословице. В умной беседе быть – ума прикупить, в глупой – свой потерять. Умный – глупый (основная антонимическая пара, являются антонимами-квалитативами, противопоставляются по качественному признаку, разнокорневые). Прикупить – потерять (квазиантонимичная пара: «прикупить» является антонимом слова «потерять» лишь в значении «приобрести»; обозначают разнонаправленные действия, являются антонимами-контративами, разнокорневыми). Задание 2. Прочитайте стихотворение Ф. Кривина и подчеркните в нем антонимы. Лики лжи Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной, Слишком сложной и совсем простой. Ложь бывает грешной и святой, Скромненькой бывает и нарядной, Выдающейся и заурядной, Откровенной, нелицеприятной, А бывает просто суетой. Ложь бывает страшной и смешной, То всесильной, то совсем бесправной, То униженной, то своенравной, Мимолетной или затяжной. Ложь бывает дикой и ручной, Будничной бывает и парадной, Вдохновенной, скучной и иной... Правда же бывает только правдой. Задание 3. Определите, каков общий семантический признак, по которому происходит противопоставление в каждой из пар антонимов из стихотворения Ф. Кривина. Проверьте, какие из них зафиксированы в словаре антонимов, а какие – нет. Чем это объяснить? Задание 4. Составьте антонимические пары из данных слов, употребите их в словосочетаниях. Вода, прогрессивный, ослаблять, отсталый, помогать, передовой, радоваться, тяжело, мокрый, мешать, грустить, регрессивный, радостный, легко, разговаривать, чужой, увядание, сумерки, усиливать, суша, сухой, молчать, горестный, рассвет, свой, расцвет, последний, очаровывать, избыточный, знание, любовь, идеалист, минимум, тяжелый, жара, зрячий, женатый, первый, легкий, холод, материалист, слепой, холостой, максимум, недостаточный, разочаровывать, невежество, ненависть. Задание 5. Подберите и запишите антонимические пары, если в качестве семантической оси (общей семы) выступают данные слова Цена, состояние организма, скорость, вес, цвет, время, культура. Расстояние, размеры, сила, движение, количество, настроение, температура. Задание 6. Определите значение приводимых слов, учитывая их возможную многозначность. Составьте словосочетания и подберите к каждому из них антонимичное, указывая при этом на существенный семантический признак, положенный в основу противопоставления (если слово имеет более трех значений и их оттенки, количество примеров можно сократить). Бедный, благородный, горький, мелкий, полезный, слабый, свежий. Образец: Глубокий 1. Имеющий значительное протяжение от поверхности или верхнего края до дна: глубокий колодец – мелкий колодец. Существенный признак – значительность протяженности. 2. Находящийся на значительном расстоянии от края; отдаленный: глубокий тыл – близкий тыл. Существенный признак – большая удаленность. 3. Достигший высокой степени, полноты, предела своего проявления; совершенный, полный: а) глубокий сон – неглубокий, поверхностный сон. Существенный признак – степень проявления чего-л.; б) глубокий обморок – неглубокий, непродолжительный обморок. Существенный признак – время проявления чего-л.; в) глубокие знания – неглубокие, поверхностные. Существенный признак – прочность усвоения чего-л. Задание 7. Составьте с приводимыми словами, если это возможно, антонимичные и синонимичные ряды слов, указывая в скобках тематическую группу, к которой они относятся. Активный, вежливый, волевой, глубокий, добрый, культурный, сердечный, серьезный, содержательный, справедливый; беречь, бодрствовать, гулять, краснеть; вера, весна, день, доброта, истина, красота, лето, нравственность, отчаяние, скупость, слабость, утро. Задание 8. Подберите к приводимым словам антонимичные, по возможности разные по структуре (однокорневые, разнокорневые, внутрисловные). Составьте с ними словосочетания. Активность, бездарность, бесславие, благоразумие, задымить, земной, здоровый, знакомый, искренний, корыстный, малочисленный, недожаривать, ненавидеть, обделить, оговориться, одаренный, одолжить, открывать, отрадный, просмотреть, распущенный, свежий, успех. Задание 9. Выпишите из примеров слова-антонимы, определите их структуру и семантическую основу противоположностей. 1. Вопрос же о том, кто на земле полезен и бесполезен, не Буренину решать и не нам (Чехов). 2. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную (Чехов). 3. – Ну, чего ж жалеть? Волга дала, Волга и взяла (М. Горький). 4. Говорить «просто» и говорить «понятно» – не синонимы. Для не специалиста может быть «непонятно» и то, что сказано очень просто (Брюсов). 5. Мир строит, а война разрушает (пословица). 6. Недруг поддакивает, а друг спорит (пословица). 7. Я друзьям моим сказала: – Горя много, счастья мало. – И ушла, закрыв лицо, потеряла я кольцо (Ахматова.). 8. Безумствует распад. Но – все-таки – виват! – Профессия рождать древней, чем убивать (Вознесенский). 10. Что обычно началось, кончается необычайно! (Мартынов). 11. Детали! Они верные помощники автора научно-художественной книги, они дают возможность в частном и конкретном показать общее, отвлеченное (А. Ивич). 12. Непонятно, каким образом оба их сына вышли совершенными красавцами, а дочь Юленька, единственная и долгожданная, – совершенным уродом (Панова). Задание 10. Составьте синонимические и антонимические парадигмы, используя в роли доминанты приводимые слова (если слово многозначно, парадигму следует составлять к каждому из значений). Важный, верный, ветхий, вместе, дружеский, легкий, ловкий; отрастить, отрицать, отяготить, сначала, храбрый. Задание 11. Выпишите из Словаря антонимов М.Р. Львова квазиантонимичные пары слов. Задание 12. Упражнения для выполнения на практическом занятии. Пользуясь Словарём антонимов М.Р. Львова, выполните задание №2 в лабораторной работе №6 в пособии: Современный русский язык. Лабораторные работы. Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1982. – С. 17 (варианты №№ 1, 2). Дайте полную характеристику антонимов (разнокорневые или однокорневые, какой тип противоположности выражают). Задание 13. Упражнение №36 в Сб. упражнений Аникиной А.Б., Бессарабовой Н.Д. и др., С. 30. План практического занятия №6 по курсу «Лексикология». Тема. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Время – 2 часа. Вопросы: 1. Понятие об активном и пассивном составе лексики. 2. Устаревающие и устаревшие слова. Историзмы и архаизмы. Историзм значения и историзм слова. 3. Типы архаизмов по степени устарелости и характеру архаизации. Изменение стилистической принадлежности слов. 4. Неологизмы языковые и индивидуальные. Задание 1. Внимательно изучите предлагаемые ниже таблицы, составьте по ним развёрнутые ответы. Схема 1 .
|