Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы синонимов по характеру выполняемых функций






Типы Функции
Семантические Обозначая одно и то же явление действительности, выделяют в нем разные его стороны, указывают на различную степень проявления признака, подчеркивают интенсивность действия: плут – обманщик – пройдоха, горячий – вспыльчивый, ломать – крушить
Стилистические Дают различную оценочную характеристику обозначаемого объекта: лицо – лик – рожа
Семантико-стилистические Совмещают обе эти функции: идти – плестись – тащиться

Типы синонимов по структуре:

1) разнокоренные – синонимичность выражается разными корнями: страх – ужас, наскоро – торопливо, спелый – зрелый;

2) однокоренные – синонимичность выражается словообразовательными средствами: волнистый – волнообразный, дымить – дымиться, неграмотный – безграмотный.

Два и более лексических синонима образуют синонимический ряд, который иногда представляет собой очень большую группу слов. Главное слово синонимического ряда называется доминантой. Доминанта должна отвечать двум требованиям: а) должна охватывать все значение синонимического ряда, т.е. должна быть семантически емкой; б) должна быть стилистически нейтральной. Например, путешествие (семантически ёмкое, стилистически нейтральное) – поездка (семантически уже «путешествия», стилистически нейтральное) – вояж (семантически равно «путешествию», стилистически окрашено ). Вывод: доминантой является слово путешествие.

В пределах синонимического ряда может происходить выравнивание синтаксических свойств слов-синонимов, если они ими различаются. Например, в процессе исторического развития глаголы, приведенные в левой колонке, изменили характер управления по аналогии с другими словами синонимического ряда:

Заискивать у кого-либо Лебезить, пресмыкаться, унижаться перед кем-либо Заискивать перед кем-либо
Наблюдать над кем-чем-либо Надзирать, следить, смотреть за кем-чем-либо Наблюдать за кем-чем-либо
Руководить кого-либо Командовать, распоряжаться, управлять кем-либо Руководить кем-либо

Выравнивание синтаксических свойств слов-синонимов в современном русском языке может приводить к грамматическим ошибкам:

Норма Синонимический ряд Ошибка
Ходатайствовать перед кем-либо о чём-либо для кого-либо Просить у кого-либо что-либо для кого-чего-либо, хлопотать Ходатайствовать укого-либо

Возникновение синонимов

Синонимы возникают в результате различных процессов, протекающих в языке. Главными из них являются:

1. «Расщепление» одного лексического значения слова на два и более, то есть превращение однозначного слова в новое, многозначное слово. При этом развившиеся новые значения могут синонимизироваться со значениями других слов, существующих в данном языке. Так, в послереволюционное время у слова прослойка помимо прямого значения «тонкий слой, полоска между слоями чего-нибудь» (прослойка крема в торте), развилось переносное значение – «общественная группа, часть общества, организации». В этом новом значении слово прослойка вступило в синонимические отношения со словами группа, слой.

2. Расхождение разных значений одного и того же слова, приводящее к потере семантической связи между ними. В результате у каждого из возникающих таким путем омонимов появляются свои собственные синонимические ряды. Так, прилагательное лихой, уже в древнерусском языке имевшее несколько значений, постепенно стало обозначать два совершенно различных качества: а) «плохой, трудный, опасный» (лихая година); б) «смелый, самоотверженный» (лихой кавалерист). Возникшие таким образом омонимы лихой (1) и лихой (2) входят в разные синонимические ряды:

Лихой (1) – злой, тяжкий;

Лихой (2) – смелый, удалой, молодецкий.

3. Заимствование иноязычных слов, близких по смыслу к исконным словам русского языка, в результате чего могут возникать синонимические ряды и пары слов: область – сфера; всеобщий – глобальный; предварительный – превентивный; преобладать – превалировать.

4. Появление синонимических пар в результате словообразовательных процессов, постоянно протекающих в языке: копание – копка; пилотирование – пилотаж; хронометрирование – хронометраж; гранение – огранка; оснащение – оснастка.

Контекстуальные синонимы

Контекстуальными синонимами называются слова, которые только в определённом контексте (предложении, тексте) являются синонимами. Слова, попадая в синтаксическую конструкцию, могут приобрести типичное для неё значение, при условии, если такая возможность заложена в их лексических значениях. Глаголы валять, драть, дуть, жарить, катать, резать, садить, сыпать, хватить, чесать не являются синонимами на уровне своих основных значений, но в них содержится общий для всех элемент – они обозначают действие, требующее физического усилия в той или иной степени. Именно это позволяет им приобрести одно общее значение «бить», «ударять» в тексте, описывающем драку: на меня как навалились, а я как начал валять на обе корки, драть по спинам чем придётся, дуть, жарить по головам, катать по земле, резать в бока, садить, сыпать меткие удары, чесать свои кулаки об их груди … Словом, убежали мои враги.

Таким образом, появление контекстуальных единиц (не только синонимов) можно трактовать как результат взаимодействия слов в синтаксической конструкции.

Образец

семантической и структурной

характеристики синонимов

Дайте полную характеристику синонимов в приведенных ниже предложениях.

1. Говорил инженер взволнованно и горячо, и ему долго аплодировали (Ю. Крымов). 2.... оваций сила росла и росла. Пять, десять, пятнадцать минут рукоплескал Ярославль (В. Маяковский). 3. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать (Л. Толстой).

Доминантой синонимического ряда «аплодировать – хлопать – рукоплескать» является слово «аплодировать». Семантический тип синонимов определяется по отношению к доминанте.

Аплодировать (семантически емкое, стилистически нейтральное) – хлопать (семантически ý же, является синонимом слова «аплодировать» на уровне своего неосновного значения, стилистически окрашено). Вывод: это семантико-стилистические синонимы.

Аплодировать – рукоплескать (семантически различаются, «рукоплескать» обозначает более интенсивное действие, является стилистически окрашенным). Вывод – это семантико-стилистические синонимы).

Данные синонимы являются разнокорневыми.

Задание 2. В ходе подготовки к занятию выполните следующее задание.

Дайте полную характеристику синонимов (определите доминанту синонимического ряда, укажите, к какой группе синонимы относятся – семантические, стилистические, семантико-стилистические) в приведённых ниже предложениях:

А. Знаешь ли ты, какие подарки получил я на Новый год?

Б. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен (А. Пушкин).

В. Что купить тебе в презент?

Задание 3. Пользуясь словарями синонимов (а также толковыми словарями), подберите синонимы ко всем значениям приводимых слов.

Волнение, воспитанник, большой, быстрый, бранить, жечь, преимущественно, удачно.

Задание 4. Подберите синонимы к приведенным словам и составьте с ними словосочетания и предложения.

Добродушие, клевета, препятствие; грустный, густой, даровитый.

Задание 5. Объясните значение каждого из членов синонимического ряда. Укажите, какой семантический признак является для них общим (отождествляющим) и в чем заключаются их смысловые различия. Подтвердите выводы примерами.

Незначительный – ничтожный, мизерный, нищенский, пустяковый, пустячный, пустой, чепуховый.

Задание 6. Подберите к приводимым словам соответствующие синонимические ряды, выделяя доминанту (при выполнении задания учитывайте многозначность некоторых слов.)

Гибель, захолустье, пропасть, сияние, узы; безобидный, дымчатый, знойный; невпопад, раздельно, сжато.

Задание 7. В словосочетаниях замените выделенные слова синонимичными.

1. Сельский пейзаж, верный признак заболевания, ядро коллектива, стиль поэта, инструкция министерства.

2. Высокомерный человек, раннее старение, внимательное отношение, торжественные речи, дискуссионные положения.

3. Известить о приезде, соответствовать техническим условиям, фиксировать температуру, объединить людей, изучать новый предмет.

4. Получать письма отовсюду, отметить нужное направление приблизительно, совершенно не бояться, знать наизусть, быть начеку.

Задание 8. Подберите к приводимым словам синонимы, объясняя значение каждого из них. Назовите слова, в сочетании с которыми данные синонимы были бы взаимозаменяемыми (т. е. различие в их значении оказывалось бы минимальным, нейтрализованным).

Задание, поприще, маска, мебель, радость.

Задание 9. Подберите к приводимым словам стилевые и стилистические синонимы. Составьте с ними словосочетания.

Алоэ (цветок), архитектор, бахча, ваятель, виток, вояка, высотник, деньги, перерыв, письмо, поездка; веснушчатый, нелюбимый, окольный, преждевременный, скупой.

Задание 10. Подберите синонимы к приводимым словам; определите круг слов, с которыми данные синонимы могут сочетаться; укажите семантически сходные и различные сочетания.

Продовольствие, замкнутый, капитал, бороться, угрожающий.

Задание 11. Определите значение приводимых слов, учитывая возможность их омонимии или многозначности. Распределите соответственно слова в две колонки, затем подберите к каждому из слов-омонимов или к каждому значению многозначного слова синонимы и сопоставьте их между собой, выявляя черты сходства и различия.

Агент, акция, брань, губа, долг, земля, исходить, край, крона, наряд.

Задание 12. Составьте с приводимыми синонимами словосочетания, выбирая из скобок наиболее семантически близкие к ним слова.

1. Взгляд, воззрение, убеждение, мнение, суждение, точка зрения (экономические, политические, философские, эстетические, нравственные; иметь, изложить, высказать, придерживаться; глубокий, поверхностный; обоснованный, необоснованный; личный, чужой; одинаковый, разный; широта, узость).

2. Грозный, угрожающий, зловещий (предзнаменование, намек, крик, слух, разговор; жест, взгляд; вид, фигура).

3. Выразить, сформулировать (мысль, чувство, впечатление, суждение, положение, мнение, вывод, задачу).

Задание 13. Объясните значение каждого из приводимых слов. Составьте или подберите из литературы примеры, в которых данные слова по условиям контекста оказались бы несинонимичными друг другу. Укажите, чем это обусловлено.

Линия – черта; лезть – карабкаться; выполнять – исполнять, осуществлять, претворять; оригинальный – подлинный; ошибка – заблуждение; обыкновенный – рядовой; ощущение – чувство; пасмурный – серый; бедный – неимущий; приют – пристань; процесс – дело; страна – земля; небо – небосвод, небосклон.

Задание 14. Укажите сходные и различительные признаки приводимых синонимов.

Браться – хвататься, схватываться, ухватываться; бессодержательный – малосодержательный, пустой, пустопорожний; бессознательный – неосознанный, несознаваемый, безотчетный; взвить – взвеять, взвихрить; взрываться – рваться, разрываться, лопаться.

Задание 15. Сопоставьте круг слов, с которыми могут сочетаться приводимые синонимы, и определите выражаемые ими семантические оттенки.

Мелодия – мотив, напев; высота – вышина, высь; плодородный – тучный, злачный; театральный – сценический, неестественный; несправедливый – незаслуженный, напрасный; ломаться – кривляться, манерничать, жеманиться, жеманничать; полностью – целиком, сполна; просто – попросту, без затей, не мудрствуя лукаво.

Задание 16. Определите значение всех членов синонимических рядов; приведите примеры такого употребления синонимов, когда они полностью взаимозаменяемы.

Восстанавливать – настраивать, вооружаться, натравливать (разг.); всматриваться – вглядываться; тишина – молчание; должность – место; долгий – длительный, продолжительный.

Задание 17. Составьте предложения, в которых глаголы валять, драть, дуть, жарить, катать, резать, сыпать, садить, хватить, чесать приобрели бы одно из следующих значений: а) значения «идти», «бежать»; б) значения «говорить», «писать»; в) значения «играть», «танцевать».

Задание 18. Упражнения для выполнения на практическом занятии: упражнения №14 в пособии: Сборник упражнений по русскому языку / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. и др. – М., 1966. – С. 16-17. Задание №4 в лабораторной работе №6 в пособии: Современный русский язык. Лабораторные работы. Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1982. – С. 16-18.

 

План

практического занятия №5 по курсу «Лексикология».

Тема. Антонимы.

Время – 4 часа.

Вопросы:

1. Понятие о лексических антонимах.

2. Классификация антонимов:

а) семантическая (антонимы-квалитативы, антонимы-контративы, антонимы-компле­ментативы);

б) структурная (разнокорневые, однокорневые, разновидности однокорневых антонимов: антонимы-энантиосемы, антонимы-эфвемизмы).

3. Использование антонимов в речи.

4. Словарь антонимов русского языка (автор – М.Р. Львов, под редакцией Л.А. Новикова. – М., 1984).

Задание 1. Внимательно изучите приведённый ниже материал.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположные значения. Данное определение нуждается в уточнении. В значениях слов-антонимов содержится общий для них признак (называемый интегративным), по которому они соотносятся. Противоположность же их значений заключается в семантических элементах (дифференциальных семах), которые раскрывают общий семантический признак. Например:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.