Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПрограммаСтр 1 из 11Следующая ⇒
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Стерлитамакская государственная педагогическая академия
Лексикология. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. фразеология Учебно-методический комплекс
Печатается по решению Учёного совета Стерлитамакской государственной педагогической академии
Стерлитамак 2008 УДК 81’37 (078) ББК 81.2 – 3р30 Л 43 Рецензенты: кафедра русской и зарубежной филологии кандидат филологических наук, доцент Л 43 Лексикология. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. фразеология: Учеб.-метод. комплекс для студ. очной формы обучения по спец. «050708 – Педагогика и методика начального образования» / Авт.-сост. А.Ш. Зайнетдинов, А.Л. Фатыхова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 120 с.: 14 табл.
Ответственный редактор – кандидат педагогических наук Г.Р. Фархшатова (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)
Работа предназначена для студентов очного отделения факультета педагогики и методики начального образования и представляет собой учебно-методический комплекс по таким разделам курса русского языка, как «Лексикология», «Лексикография», «Фразеология». Рекомендуется студентам заочного отделения, а также учителям русского языка.
Ó Авторы-составители: Зайнетдинов А.Ш., Фатыхова А.Л., 2008 Ó Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2008 Предисловие
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования», и представляет собой учебно-методический комплекс по таким разделам курса русского языка, как «Лексикология», «Лексикография», «Фразеология». Целью работы является углубление теоретических знаний студентов и формирование у них умений и навыков, определяемых содержанием названных разделов. В учебно-методическом комплексе последовательно представлены программа, составленная на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования указанной специальности в части дисциплины «русский язык», тематический план изучения лексикологии, лексикографии, фразеологии, перечень умений и навыков, которыми должен овладеть студент в результате усвоения теоретического материала, планы практических, самостоятельных и индивидуальных занятий. Ввиду сложности указанных разделов в планах практических занятий приводится образец выполнения предлагаемых заданий. Образцы выполнения заданий учитывают специфику как дневного, так и заочного обучения. Для студентов заочного отделения указанные образцы могут стать надёжным подспорьем в самостоятельном лингвистическом образовании. Завершают учебно-методический комплекс контрольные измерительные материалы, вопросы к экзамену, терминологический аппарат указанных разделов и занимательные задания по лексикологии и фразеологии. Авторы-составители программа изучения лексикологии, лексикографии, фразеологии
Понятие о лексике, лексикологии и фразеологии. Слово как единица лексического уровня. Системно-семасиологический и социолингвистический аспекты изучения лексики в современной лексикологии. Лексическое значение слова, его структура. Типы лексических значений по способу номинации, по степени семантической мотивированности, по возможности лексической сочетаемости и характеру выполняемых функций. Понятие об омонимии. Лексические омонимы, их типы. Явления, близкие к лексической омонимии: омофоны, омоформы, омографы. Происхождение лексических омонимов. Проблема разграничения омонимии и полисемии как лексикографическая проблема в русском языке. Разграничение омонимии и полисемии в языках с высокой степенью насыщенности словарного состава омонимами. Понятие о синонимии. Разновидности синонимии: лексико-фразеологическая, фразеологическая, синонимия словообразовательных средств, синонимия форм слова, синонимия синтаксических конструкций. Понятие о лексических синонимах. Типы лексических синонимов по характеру выполняемых функций и структуре. Понятие о синонимическом ряде. Контекстуальные синонимы. Антонимы. Типы антонимов по выражаемой ими противоположности и структуре. Разновидности однокоренных антонимов: антонимы-энантиосемы и антонимы-эвфемизмы. Стилистические функции антонимов. Понятие о паронимии и паронимах. Типологическая классификация лексических паронимов. Связь паронимии с другими лексическими явлениями. Словообразовательная и морфологическая характеристика паронимов. Происхождение русской лексики. Собственно русские, восточнославянские, общеславянские и индоевропейские слова в современной лексической системе. Старославянизмы в лексике русского языка. Признаки старославянизмов. Заимствованная лексика, её фонетические, графические и морфологические признаки. Лексика русского языка в стилистическом отношении. Научная, газетно-публицистическая, официально-деловая, художественная, разговорно-бытовая лексика. Сферы употребления русской лексики. Общеупотребительная лексика. Специальная лексика. Социально и территориально ограниченная лексика. Характеристика территориально ограниченной лексики. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Активный и пассивный словарный состав. Устаревшие слова, их типы: историзмы и архаизмы. Типы историзмов и архаизмов по степени устарелости. Историзм слова и историзм значения. Типы архаизмов по характеру архаизации. Неологизмы и их типы по характеру выполняемых функций. Фразеология. Понятие о фразеологической единице. Основные признаки фразеологизмов. Классификация фразеологических единиц русского языка с точки зрения семантической слитности: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Состав фразеологических единиц русского языка с точки зрения происхождения. Энциклопедические и лингвистические словари. Различные типы лингвистических словарей русского языка. Толковые словари. Принципы расположения словарных статей в толковых словарях. Характеристика основных толковых словарей русского языка. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Фразеологические словари и словари крылатых слов. Этимологические и исторические словари. Словари устаревших слов. Словари иностранных слов. Диалектные словари. Словари правильности русской речи и трудностей русского языка. Орфографические и орфоэпические словари. Словари одноязычные и многоязычные. Другие типы словарей: словари частотные, словари сочетаемости слов, словари языка писателей, словари ассоциативных норм, тематические словари. ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, которыми должен овладеть студент 1. Умение определять лексическое значение слова в контексте; употреблять в речи слова в различных значениях; пользоваться толковыми словарями в работе с многозначными словами. 2. Умение выделять в тексте слова с эмоциональной окраской; умение анализировать слова по специальным пометам в словарях. 3. Умение подбирать к словам синонимы и определять различия в значении и употреблении синонимов, пользоваться синонимами в речи, умение работать со словарями синонимов. 4. Умение подбирать антонимы к словам и к разным значениям многозначного слова, строить словосочетания и предложения с антонимичными парами, работать со словарями антонимов. 5. Умение находить в тексте заимствованные слова и устанавливать при помощи словарей их происхождение. 6. Умение выделять из текста устаревшие слова и неологизмы, определять их значение, заменять архаизмы словами современной лексики; характеризовать функции устаревших слов и неологизмов в художественных произведениях. 7. Умение находить в тексте фразеологические единицы и объяснять их значение, используя толковые и фразеологические словари; заменять слова близкими по значению фразеологическими единицами; употреблять фразеологические единицы в речи. 8. Умение анализировать содержание словарных статей из различных типов словарей. 9. Умение производить лексико-семантический анализ слова.
тематический план изучения разделов
|