Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы работы с диалогической речью на уроке литературы. Задайте 3-5 вопросов, помогающих выявить стилистическую функцию диалога в данном фрагменте






Претворяя слово в предмет изображения, литература постигает человека как носителя речи. Персонажи неизменно проявляют себя в словах, произнесенных вслух или про себя.

На ранних этапах словесного искусства (включая Средневековье) формы речи персонажей были предопределены требованиями жан­ра. «Речь действующего лица, — писал Д. С. Лихачев о древнерусской литературе, — это речь автора за него. Автор своего рода кукловод. Кукла лишена собственной жизни и собственного голоса. За нее говорит автор своим голосом, своим языком и привычным стилем. Автор как бы переизлагает то, что сказало или могло бы сказать дей­ствующее лицо. <...> Этим достигается своеобразный эффект немо­ты действующих лиц, несмотря на их внешнюю многоречивность»2.

От эпохи к эпохе персонажи все в большей мере получали рече­вую характеристику, высказываясь в присущей именно им манере. Это или нескончаемый поток речи, или, напротив, отдельные короткие реплики, а то и полное молчание, порой весь­ма значимое.



Способ, манера, характер «говорения» нередко выдвигаются на авансцену произведения и творчества писателя.

Но в большинстве случаев изображаемые писателями лица свою речевую способность так или иначе реализуют. «Говорящий человек» проявляет себя в речи диалогической и монологической. Диалоги и монологи составляют наиболее специфическое зве­но словесно-художественной образности. Они являются своего рода связующим звеном между миром произведения и его речевой тка­нью. Рассматриваемые как акты поведения и как средоточие мыс­ли, чувства, воли персонажа, они принадлежат предметному слою произведения; взятые же со стороны словесной ткани, составляют феномен художественной речи.

Диалоги и монологи обладают общим свойством. Это речевые образования, обнаруживающие и подчеркивающие свою субъектив­ную принадлежность, свое «авторство» (индивидуальное или коллек­тивное). Они так или иначе интонированы и, запечатлевают челове­ческий голос, что отличает их от документов, инструкций, научных формул и иного рода эмоционально нейтральных, безликих рече­вых единиц.

Диалог слагается из высказываний разных лиц (как правило, двух) и осуществляет взаимное общение людей. Здесь участники ком­муникации постоянно меняются ролями, становятся на какое-то время (весьма малое) то говорящими (т. е. активными), то слуша­ющими (т. е. пассивными). В ситуации диалога отдельные высказы­вания возникают мгновенно. Каждая последующая реплика зависит от предыдущей, отзываясь на нее. Диалог, как правило, осуществляется цепью лаконичных высказываний, именуемых репликами. Когда реплики непомерно разрастаются, диалог как таковой перестает существовать, распадаясь на ряд мо­нологов. Диалогическая речь живет только в ситуации данного мо­мента. Посредством диалогов люди ориентируются в повседневной жизни, устанавливают и упрочивают контакты друг с другом, обща­ются как житейски, практически, так и интеллектуально и духовно. Диалоги могут быть ритуально строгими и этикетно упорядо­ченными.

Но наиболее полно и ярко диалогическая форма речи проявля­ет себя в атмосфере непринужденного контакта немногих людей, которые ощущают себя друг другу равными. Иерархическая дистан­ция между общающимися мешает диалогу. Об этом народная по­словица: «Стоя без шапки, не разговоришься».

Максимально благоприятна для диалога устная речь при отсут­ствии пространственной дистанции между говорящими: реплики здесь значимы не только собственно логическим смыслом, но и эмоциональными оттенками, сказывающимися в интонациях, жес­тах и мимике, сопровождающих произносимые слова. При этом высказывания в составе диалога нередко оказываются сбивчивыми, грамматически неправильными и аморфными. Они могут выглядеть «недомолвками», которые, однако, вполне понятны собеседнику. Слу­шающий нередко перебивает говорящего, вмешиваясь в течение его речи, и это усиливает «сцепленность» реплик: диалог предстает как сплошной поток речи двух, а иногда и большего числа лиц.

Как неоднократно отмечали лингвисты, диалогическая речь исторически первична по отношению к монологической и состав­ляет своего рода центр речевой деятельности. Отсюда — ответственная роль диалогов в художест­венной литературе. В драматических произведениях они доминируют безусловно, в эпических (повествовательных) тоже весьма значимы и порой занимают большую часть текста. Взаимоотношения персо­нажей вне их диалогов не могут быть выявлены сколько-нибудь конкретно и ярко.

Вопросы к отрывку:

-О чём идёт речь в данном диалоге?

-Как данный диалог помогает в понимании основной мысли произведения?

-Как раскрываются позиции участников диалога?

-Чья позиция героя вам близка и почему?

-Какой из участников диалога передаёт авторскую мысль на ваш взгляд?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.