Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система дошкольного воспитания детей с нарушениями речи РК






 

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи
начала развиваться в 60-х гг. XX в. Поначалу логопедическая по-
мощь детям дошкольного возраста оказывалась в специальных «ре-
чевых» группах, которые были открыты в общеобразовательных
дошкольных учреждениях. Позже появились специализированные
детские сады для детей с нарушениями речи, в которые сначала
принимали преимущественно детей с легкими расстройствами
(функциональными нарушениями звукопроизношения), затем —
с более сложными нарушениями (заиканием, общим недоразви-
тием речи).

В этих учреждениях оказывается «стационарная» логопедиче-
ская помощь, основными задачами которой становятся не только
коррекция имеющегося речевого дефекта, но и подготовка детей
к овладению грамотой и профилактика вторичных речевых рас-
стройств. В специальных дошкольных учреждениях для детей с на-
рушениями речи реализуется комплекс коррекционного обуче-
ния, предусматривающий мероприятия, направленные на пре-
одоление речевых и неречевых, первичных и вторичных расстройств
в структуре речевого дефекта. Коррекционное обучение строится
с учетом общих программных требований обучения и воспитания
ребенка дошкольного возраста. В последнее время широкое рас-

пространение получила такая форма организации логопедиче-
ской помощи, как логопедический пункт (кабинет) в детских са-
дах общего типа, в котором логопед оказывает консультативную
и коррекционную помощь детям с нарушением произношения
отдельных звуков по типу амбулаторного приема.

Поскольку нарушения речи встречаются не только у детей с
нормальным зрением, интеллектом, опорно-двигательным аппа-
ратом, логопедическая помощь организуется и в дошкольных уч-
реждениях для детей, имеющих различные проблемы развития.
Логопедическая работа проводится с учетом структуры речевого
дефекта, психологических особенностей детей определенного кон-
тингента, специфики обучения и воспитания дошкольников с
сенсорной, интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Где зрении там рече

Для детей с нарушениями зрения открыты дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах:

Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией.

В настоящее время контингент дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является смешанным. Обычно в дошкольных учреждениях обучается значительное количество детей с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

Целью данных учреждений является обеспечения лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушениями зрения.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения работают по специальной программе, построенной с учётом своеобразия детей с нарушениями зрения.

Обучение детей с нарушениями зрения в детском саду осуществляется на занятиях с группой 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10-12 детей с косоглазием и амблиопией. Занятия носят фронтальный, подгрупповой и индивидуальный характер.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим, введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.

Методы обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учётом особенностей развития детей с нарушениями зрения.


Применение специальных методов и приёмов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т. д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.

В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребёнка и его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения.

Общее педагогическое руководство осуществляется отделами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на отделы здравоохранения.

В дошкольные учреждения – ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет.

Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования медико-психолого-педагогических комиссий. Данными комиссиями принимается решение о зачислении и выводе детей из учреждения.

Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, разработаны в институте коррекционной педагогики РАО, а содержание лечения в условиях дошкольного учреждения разработано Институтом глазных болезней им. Гельмгольца. В содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-воспитательной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и повседневной жизни.

Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи. Для этого организуются консультативные группы для детей с нарушениями зрения, не посещающих дошкольные учреждения. Работа с детьми в этих группах осуществляется как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи. Основной целью этих групп является: выявление детей с нарушениями зрения, не посещающих дошкольные учреждения; консультирование родителей; обучение родителей методам, средствам и приёмам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения в условиях семьи.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.