Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи






Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи
начала развиваться в 60-х гг. XX в. Поначалу логопедическая по-
мощь детям дошкольного возраста оказывалась в специальных «ре-
чевых» группах, которые были открыты в общеобразовательных
дошкольных учреждениях. Позже появились специализированные
детские сады для детей с нарушениями речи, в которые сначала
принимали преимущественно детей с легкими расстройствами
(функциональными нарушениями звукопроизношения), затем —
с более сложными нарушениями (заиканием, общим недоразви-
тием речи).

В этих учреждениях оказывается «стационарная» логопедиче-
ская помощь, основными задачами которой становятся не только
коррекция имеющегося речевого дефекта, но и подготовка детей
к овладению грамотой и профилактика вторичных речевых рас-
стройств. В специальных дошкольных учреждениях для детей с на-
рушениями речи реализуется комплекс коррекционного обуче-
ния, предусматривающий мероприятия, направленные на пре-
одоление речевых и неречевых, первичных и вторичных расстройств
в структуре речевого дефекта. Коррекционное обучение строится
с учетом общих программных требований обучения и воспитания
ребенка дошкольного возраста. В последнее время широкое рас-

пространение получила такая форма организации логопедиче-
ской помощи, как логопедический пункт (кабинет) в детских са-
дах общего типа, в котором логопед оказывает консультативную
и коррекционную помощь детям с нарушением произношения
отдельных звуков по типу амбулаторного приема.

Поскольку нарушения речи встречаются не только у детей с
нормальным зрением, интеллектом, опорно-двигательным аппа-
ратом, логопедическая помощь организуется и в дошкольных уч-
реждениях для детей, имеющих различные проблемы развития.
Логопедическая работа проводится с учетом структуры речевого
дефекта, психологических особенностей детей определенного кон-
тингента, специфики обучения и воспитания дошкольников с
сенсорной, интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

4.5.3. Школьное обучение детей с нарушениями речи

Учащиеся с легкой степенью выраженности речевых расстройств
обучаются в общеобразовательных школах и посещают логопеди-
ческие занятия в специально организованных на базе этих школ
логопедических пунктах. В основном это дети, имеющие наруше-
ния звукопроизношения, а также чтения и письма.

Дети с тяжелыми нарушениями речи учатся в специальных
коррекционно-образовательных учреждениях V вида — речевых
школах, предназначенных для учащихся с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом. В этих школах имеются два от-
деления. В первое принимают детей с алалией, афазией, дизарт-
рией, ринолалией, заиканием, препятствующими обучению в
общеобразовательной школе. Во второе отделение зачисляются
дети, страдающие тяжелым заиканием.

Обучение в речевой школе осуществляется по специальным
программам; ее выпускники получают свидетельство о неполном
среднем образовании. Коррекция нарушений речи введена в струк-
туру всего образовательно-воспитательного процесса, преимуще-
ственно уроков родного языка, в программу которого включены
специальные разделы, такие, как произношение, развитие речи
и др. Параллельно с учебным процессом во внеурочное время про-
водятся индивидуальные логопедические занятия. С целью реали-
зации третичной профилактики речевых расстройств в образова-
тельном процессе предусмотрено производственно-трудовое обу-
чение школьников, которое рассматривается не только как важное
коррекционно-воспитательное средство преодоления речевой па-
тологии, профилактики или коррекции нарушений развития лич-
ности, но и как главное условие социальной адаптации и интегра-
ции подростков с тяжелыми речевыми нарушениями в общество.

На тех же организационных основах, что и в дошкольных уч-
реждениях, логопедическая помощь оказывается учащимся спе-

циализированных школ III вида (для детей с нарушениями зре-
ния); VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата); VII — VIII видов (для детей с нарушениями интеллекта).

 

Организация и содержание обучения детей с нарушениями речи в различных организациях образования.Логопедические пункты

Логопедические пункты при общеобразовательных школах организуются для оказания помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедических пунктов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения.

2. Логопедические пункты открываются районными (городскими) отделами народного образования в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели.

3. Районным (городским) отделом народного образования за каждым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов в которых должно быть не менее 25.Организация логопедической работы

4. На логопедические пункты зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие различные отклонения в развитии устной и письменной речи, выявленные учителем, логопедом или врачом районной поликлиники.

На логопедические пункты прежде всего принимаются учащиеся, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению.

В школах национальных республик, где преподавание ведется на родном или русском языке, на логопедические пункты зачисляются учащиеся, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Прием на логопедические пункты учащихся с нарушениями речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

5. Выявление учащихся для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Учащиеся с недостатками речи регистрируются в списке (Приложение N 1). Сведения об учащихся с нарушениями речи представляются в отдел народного образования, в ведении которого находится логопедический пункт.

В период школьных каникул проводится обследование детей, зачисляемых в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, а также детей подготовительных групп дошкольных учреждений данного района (при отсутствии дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи). С детьми, поступающими в школу и имеющими нарушения речи, организуются коррекционные занятия (май - июнь).

6. Начало и окончание учебного года, время каникул устанавливаются на логопедическом пункте в соответствии с Уставомсредней общеобразовательной школы, одобренным Постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 г. N 749. Фамилии учащихся, зачисленных на логопедический пункт, вносятся в журнал (Приложение N 2). На каждого учащегося, зачисленного на логопедический пункт, логопед заполняет речевую карту (Приложение N 3).

7. На логопедическом пункте одновременно занимаются 30 - 40 человек. Занятия с учащимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся в часы, свободные от уроков.

Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются групповые занятия. Наполняемость групп - 6 - 8 человек.

8. На логопедическом пункте комплектуются следующие группы учащихся:

с недостатками чтения и письма, обусловленными нарушениями речи;

с отклонениями фонетического и лексико-грамматического развития (нерезко выраженное общее недоразвитие речи);

заикающихся;

Логопедические пункты комплектуются из учащихся школ района, преимущественно первых - третьих классов, так как тяжелые отклонения фонетического и лексико-грамматического развития нередко задерживают детей по нескольку лет в начальных классах, а иногда и ведут к отсеву из массовых школ, в то время как среди учащихся старших классов детей со сложными нарушениями речи (кроме заикающихся) значительно меньше.

Занятия на логопедическом пункте рекомендуется проводить ежедневно, т.е. 5 - 6 раз в неделю.

Основной формой организации учебно-коррекционной работы учителя-логопеда являются групповые занятия.

Для групповых занятий подбираются учащиеся по возможности с однородными нарушениями речи и одинакового возраста. Не менее важным при этом является учет индивидуальных особенностей учащихся (т.е. своеобразие проявления речевого нарушения), что также способствует овладению прочными навыками и знаниями учащихся. Это группы учащихся с нарушениями письма и чтения, обусловленными недостатками устной речи.

В них отбираются дети, у которых нарушения письма и чтения обнаруживаются на фоне недостатков произношения и дети, у которых к моменту обследования и зачисления на логопедический пункт имеется правильное звукопроизношение, но в письме наблюдаются специфические ошибки логопатического характера. Такие учащиеся должны быть четко отдифференцированы от школьников, неуспеваемость которых по родному языку обусловлена другими причинами (задержка психического развития, умственная отсталость, педагогическая запущенность).

Параллельно комплектуются группы учащихся с отклонениями фонематического и лексико-грамматического развития (нерезко выраженное общее недоразвитие речи).

В эти группы включаются школьники первых - третьих классов, у которых наряду с недоразвитием звуковой стороны речи (нарушения звукопроизношения, несформированность фонематического восприятия) имеются пробелы в формировании лексико-грамматических средств.

При этом нельзя забывать об определенном своеобразии выраженности пробелов в формировании языковых средств в разных возрастных группах. Так, у учащихся первых классов наиболее ярким проявлением (особенно у детей, не имевших коррекционного логопедического воздействия до школы) является несформированность звуковой стороны речи и процессов формообразования.

У учащихся 2 - 3-х классов в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Недочеты же формирования звуковой стороны речи носят менее выраженный характер.

В группы учащихся, страдающих заиканием, по возможности, объединяют детей одного возраста (класса) и с одинаковым уровнем развития языковых средств (фонетика, лексика, грамматика). Иногда в одной группе могут оказаться заикающиеся учащиеся разных классов (вторых, третьих, четвертых), а также дети, имеющие отклонения в формировании фонетических и лексико-грамматических средств. В этих случаях необходима четкая индивидуализация коррекционного воздействия, учитывающая особенности речевого развития, личности и возраста каждого ребенка.

Группы детей с недостатками произношения отдельных фонем (фонематическое восприятие не нарушено) не должны превышать 25 - 30% от общего числа учащихся, зачисляемых на логопедический пункт. Оказание логопедической помощи этим детям должно носить преимущественно консультативный характер.

При комплектовании групп можно объединять учащихся вторых и третьих классов.

Учащихся первых классов целесообразно выделять в отдельные группы, так как в 1 полугодии они не владеют грамотой и, следовательно, не могут выполнить задания, связанные с письмом и чтением, работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала, соответствующего их интересам и возможностям.

Группы детей для логопедических занятий комплектуются в количестве 6 - 8 человек. В зависимости от условий работы допускаются занятия с учащимися, объединенными в подгруппы (3 - 4 человека).

Каждая группа учащихся занимается на логопедическом пункте 3 раза в неделю (через день), продолжительность занятий - 45 минут, а с подгруппами - 20 - 26 минут.

С учащимися, страдающими нарушениями речи, обусловленными нарушениями артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия), могут проводиться индивидуальные занятия по 10 - 15 мин. с каждым ребенком 3 раза в неделю.

Учителем-логопедом составляется расписание групповых занятий на неделю с указанием времени занятий каждой группы (на четверть, полугодие). Расписание занятий в обязательном порядке утверждается районным (городским) отделом народного образования, в ведении которого находится логопедический пункт.

Общее количество занятий с каждой группой определяется структурой и выраженностью речевого дефекта. Так, примерное количество занятий с группой учащихся с недостатками чтения и письма, обусловленными несформированностью фонематических процессов, в зависимости от степени нарушений колеблется от 45 до 60.

Более длительное время требуется для учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). В зависимости от состава конкретной группы учащихся число занятий может быть от 65 до 95.

Наименее продолжительная (за исключением некоторых случаев) проводится работа с учащимися, имеющими нарушения произношения отдельных фонем. По мере уточнения артикуляции и постановки звука работу по закреплению и введению звуков в речь следует осуществлять консультативно, активно привлекая к этому учителя, родителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.