Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические требования к уроку






в специальной (коррекционной) школе VIII вида Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами: 1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала; 3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны; 4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия; 5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность; 6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода. Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели. Коррекционно– развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие: - развитие артикуляционной моторики; - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего. Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др. Организация образовательной деятельности в специальной школе опирается на ряд принципов, направленных на приобретение учащимися знаний и умений, способствующих процессу социализации и адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Назовем их:

1) построение образовательно-коррекционной деятельности с учетом медицинского, психологического, педагогического подхода в изучении личности обучаемого ребенка;

2) применение интегрированного и дифференцированного подходов в образовательно-воспитательном процессе;

3) направленность образовательного процесса на коррекцию и уменьшение нарушений здоровья и жизнедеятельности;

4) формирование адекватных личностных качеств ребенка в процессе обучения;

5) многообразие методик и приемов обучения детей с нарушениями развития;

6) оптимальное сочетание словесной речи педагога, наглядных материалов и предметной деятельности учащихся;

7) использование проблемных ситуаций на уроке как одно из максимально эффективных средств развития познавательной деятельности.

Учебная деятельность требует постоянного контроля со стороны педагога и определения уровня усвоения материала учащимися. Ее осуществление проводится с помощью анализа урока. Согласно общеобразовательной педагогике, анализ урока выполняется по следующему плану:

1) место урока в структуре образовательного процесса;

2) организация урока (тип и структура урока, подготовка учащихся к активному участию в процессе проведения урока, уровень подготовленности учащихся к теме урока и т.д.);

3) содержание урока (подбор материала соответственно программе обучения, воспитательно-коррекционная направленность урока, теоретико-практические и межпредметные связи);

4) методическая сторона урока (оборудование и средства обучения, индивидуальная работа с учениками, оценка знаний);

5) манера поведения и общения педагога;

6) поведение и активность учащихся на уроке;

7) опыт проведенного урока в дальнейшей образовательной деятельности.

Учитывая перечисленные принципы обучения, требования к уроку можно сформулировать так (В. В. Воронкова)

1) рассмотрение обучения как совокупности образовательной, коррекционной, воспитательной деятельности;

2) оптимизация учебно-воспитательного процесса;

3) составление содержания урока как части обучающей программы;

4) поддержание междисциплинарных связей;

5) поддержание внутрипредметных связей;

6) четкость организации урока;

7) повышение самостоятельности учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.